Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Г. Х. Андерсен “Русалочка».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

На уроке литературного чтения использован прием моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:  Г. Х. Андерсен  “Русалочка».

( использование приёма моделирования)

  Методическая цель:  реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

  Задачи:                                                                                                      

          Развивать универсальные учебные действия учащихся:

         предметные:

         расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

         актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

         информационные:

         развивать умения анализировать и представлять информацию  в

         виде схемы, модели, рисунка

         коммуникативные:

          развивать социально приемлемые формы поведения;

          умения  самостоятельного и совместного принятия решений;

          навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

          личностные:

          формировать позитивную самооценку, самоуважение;

          воспитывать целеустремленность и настойчивость.

Методы и приемы обучения:

Организация труда в группах, фронтальная работа, викторина.

Оборудование:

Сигнальные карточки, карточки со словами, рефераты о Г.Х. Андерсене, портрет сказочника, выставка книг Г.Х. Андерсена, рисунки по сказкам, выполненные учащимися.

Ход урока.

  1. Организация класса.

                                                                                            Слайд 1.

1. Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. (Г.Х. Андерсен)

2. Ваша речь на уроке должна быть:

обдуманной, последовательной, содержательной, четкой, правильной, в меру эмоциональной,  в меру быстрой.

 II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Речевая разминка.

                 Девочка спит и  пока что не знает,

                 Что в этой сказке её ожидает:

                 Жаба под утро её украдёт,

                 В нору упрячет бессовестный крот…

                 Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

                 Кто эта девочка? Чья это сказка?

                 («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

2. Давайте еще вспомним сказки Андерсена.                                                 Слайд 2.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий  утёнок»)

3. Проверка д/з.

Краткий пересказ биографии Г.Х.Андерсена.                                                     Слайд 3.

(На экране портрет сказочника и рисунки о Дании)

4. Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущем уроке? О чем эта сказка? (О любви девушки к юноше)                                                              Слайд 4.

IV. Работа над сказкой «Русалочка». Использование приема моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками из текста, выборочное чтение)

  1. Словарная работа. Задание по группам.

а) вам в тексте встречались слова, подберите к ним синонимы.

Омерзительные – скверные, противные.

Зардеть – покраснеть, стать румяным.

Великолепные – превосходные, роскошные.

  1. Работа с текстом сказки.

а) чтение спринт – начни по команде учителя. «Начали!»

(Плотно сожми губы и зубы, чтение глазами)

Стр. 184-185.

- Кем оказалась невеста принца? Какие мысли одолевали Русалочку во время танца?

б) продолжить чтение текста. (Жужжащее чтение).

- Могла ли Русалочка спастись?

3. Анализ сказки. Моделирование.

-  Кто главный герой сказки?

Русалочка

-  Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир                       земной мир

-  С  кем  живёт  Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

-  Какой она была  из  сестёр?

Самая младшая , милее всех

 -  Что  особенного  было  у  русалочки,  впрочем как и у остальных?

Вместо  ног  хвост, как  у  рыб.

-  О  чём  мечтала  Русалочка,  о  чём  думала?

 Тянуло  на поверхность.

-  Когда  она  впервые  поднялась  на  поверхность?

Поднялась  на  поверхность  в 15 лет.

-  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой?

-  Что  произошло  во время  бури?

Во время  бури  спасла  молодого принца.

-   Изменилась  ли  Русалочка  после  этого события?

Стала  ещё  тише,  ещё  задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый  вечер или каждую  ночь.

-  Зачем?

 Всё сильнее тянуло  к  людям.

Полюбила  принца  больше , чем отца и мать.

-   Каким  ещё  прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела  лучше  всех.

-  Что  говорит о  силе,  о глубине  чувства  Русалочки к  принцу?

-  Как   она  сама   об   этом  говорит?

 Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

- Итак,  на  что  пошла  Русалочка?

Отдала свой чудный голос, стала немая.

Покинула  отцовский дом навсегда. Простилась со своей подводной жизнью.

-  Кем стала Русалочка  во дворце принца?

 Стала первой красавицей при дворе.

-  Любил ли принц Русалочку?

Он любил  её как милое,  доброе дитя. Ему было хорошо с ней,  он привязывался к Русалочке всё больше и больше.

- Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь.

- Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

- Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

 Не смогла убить принца.

- Что же стало с Русалочкой?

 Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

Ф            И             З           М           И           Н           У           Т            К          А

  1. Упражнение для глаз.
  2. Мы в сказку к русалочке

       Собрались в дальний путь,

       Летели, плыли, ехали –

       Пора и отдохнуть.

       Все любят сказки добрые

       Довольна детвора

      Скорее все за дело

      Вновь в сказку нам пора!

V.  Художественные особенности пейзажа в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка».

(Исследовательская работа. Словарная работа: пейзаж)

«Цветные» слова:       вода ________________________________________

                                        песок _______________________________________

                                        жемчужины _________________________________

                                        цветы ______________________________________

                                        деревья _____________________________________

                                        окна ________________________________________

Эпитеты:                       деревья _____________________________________

                                        окна        ____________________________________

                                        стебли   _____________________________________

Сравнения:                 вода, как ______________________________________________________

                                       рыбы, как______________________________________________________

                                       солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.

VI. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.

Подводное царство

Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Морское дно

?

?

сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

дом

?

VII. Закрепление.                                                                                  Слайд 5.

1.Общие выводы по сказке.

-Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?

 Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем.

- Как бы вам хотелось закончить сказку?

- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

 Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки.

-  Виноват ли кто-нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись?

Нет, принц хороший, но полюбил другую.

2.Работа над  лексическим  значением  слова.

-  Как вы поняли лексическое значение слова любить?

ЛЮБИТЬ -  (выслушиваются мнения  детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

-  Что  это значит?

Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека.

-  В этой сказке говорится о любви девушки к юноше.

-  Кого ещё может связывать чувство  любви?

Детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину.

VIII. Итог урока.

- Чему   учит  нас  эта сказка?

Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему.

Синквейн

  1. Русалочка
  2. Преданная, сердечная
  3. Спасает, жертвует, погибает
  4. Она беззаветно любит принца
  5. Миф                                                                                                                Слайд 6.

IX. Домашнее задание.

Придумать свои варианты окончания сказки.

X. Рефлексия.

Закончи предложение:

«Я работал с ………………..настроением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...