Леса России (проектно-исследовательская работа)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;

познакомить с растительным и животным миром, начинать

исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать

познавательную активность детей, умение работать с картой и

дополнительной литературой, гербарием, привить любовь и

интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokrug_nas.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: Леса России (проектно-исследовательская работа)

Подготовила и провела урок                                                                  учитель начальных классов Ширяева С.С.

Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;

познакомить с растительным и животным миром, начинать

исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать

познавательную активность детей, умение работать с картой и

дополнительной литературой, гербарием, привить любовь и

интерес к окружающему миру.

Оборудованием карта природных зон, с изображением леса, животных, птиц, звукозапись с голосами птиц, дополнительные книги о животных.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания: Зона тундры( тестирование).

(Проверка результатов на доске открывается).

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

Звучит запись голосов.

- Тема и цели урока спрятаны в стихотворении:

- Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчет на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои!

- Что же будем изучать? (Лес, птицы, животные, тайну леса)

- Почему автор говорит «дремучий»? Как вы понимаете? (темный,

страшный, сказочный)

-Не все леса темные, есть светлые, веселые. Березовые рощи,

например.

- Почему же одни леса темные, другие светлые? Это нам предстоит

узнать, отправляясь в путешествие.

IV. Работа над новым материалом.

- Найдите на карте зон лесную зону.

-Что можем сказать об этой зоне, глядя на карту? (южнее тундры,

зеленым цветом, большое пространство).

-На каком поясе расположена лесная зона (умеренный пояс)

-Какая земная поверхность? (ровная)

-Какие цвета? (зеленый, светло-зеленый, ярко-зеленый)

1. Географическое положение лесов исследовал географ

Капкуров Роман, ему слово.

2. Тайга - это хвойный лес, занимает большую часть лесной зоны.

Лето намного теплее, чем в тундре, но есть мерзлая земля. Зима

суровая. Растут там растения, которые менее требовательны к

теплу. По этой теме начала исследовательскую работу ботаник

Кладова  Оксана. Послушаем ее.

- обитают там кедровка птица, соболь, белка-летяга, бурундук.

Прочитает о них по цепочке:Руслан, Оля, Маша, Валя.

3. -Южнее тайги расположены смешанный лес и

широколиственный лес. Зима мягче, вечной мерзлоты нет, сначала

хвойные и лиственные деревья смешались. Затем теплолюбивые

деревья с широкими листьями.

Исследователь - ботаник расскажет об этой полосе кратко

(Кладова Оля).

Физкультминутка

Руки подняли и покачали-                                          Это деревья.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это так птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

4. В зоне лесов условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре, поэтому и животный мир богаче. Исследователи, Долгов Лёша, Халмамедов Максим поделятся своими открытиями.

5. Слушание голосов птиц.

- В лесу слышны голоса кукушки, соловья, зяблика, дрозда, совы,

крапивницы, дятла, сороки...- всех и не перечесть. Говорить можно

о них бесконечно. Патрин Сергей  поделится открытиями своей

исследовательской.

V Закрепление изученного

1. -Какие 3 части можно выделить в лесной зоне? (По 2-4 дерева запишите)

                                   

             

        лиственница        клен         дуб

ель        ель        липа   ясень

сосна        береза        вяз

кедр

2. Составьте цепи питания:

Дуб(желуди) —-- мышь-полевка—— соболь

Растения ——заяц-беляк——рысь

VI. Итог урока.

• Что называют тайгой?

• Природные условия тайги

• Что общего у всех растений тайги?

• Какие растения растут в тайге?

• Расположение смешанных и широколиственных лесов?

• Природные условия в этих лесах.

• Что объединяет растения этих лесов?

• Какие растения растут в этих лесах?

Прекрасен лес с травами, грибами, кустарниками,

насекомыми, животными. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все

они есть лес!

VII Домашнее задание: продолжить

исследовательскую работу.

Исследовательская работа

Капкурова Романа

4 класс

«Географическое положение

лесной полосы».

Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнине, также на Средне- Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая .В этой зоне 3 части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. На карте они изображены темно-зеленым, зеленым, светло- зеленым цветом.  

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно,

зона лесов- больше половины территории России.

В лесной зоне выпадает очень много осадков. Поэтому для роста и

развития растений достаточно не только тепла, но и света, и влаги. Почва в

лесной зоне богаче питательными веществами, чем в зоне тундры.

(Прилагается контурная карта с выполненным заданием).

Исследовательская работа

Кладовой  Оксаны

4 класс

. по теме:

«Тайга»

Тайга- это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. Это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки. Они всегда зеленые. Деревья высокие, с мощными корнями. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Кедровая сосна с хвоинками по 5 штук, семена - кедровые орешки. В

народе называют сибирским кедром.          

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат

вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму

сбрасывает хвоинки.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны

длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые

леса светлые и сухие. Деревья выделяют особые вещества, убивающие

микробы. Хвоинки живут только 2 года.

Ель с короткими хвоинками. Они расположены поодиночке и густо

покрывают ветви. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-

долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Хвоинки ели живут 5-7

лет. Мы любим и украшаем нашу елочку на новогодние праздники.

Загадка:

  Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. (Сосна, ель, пихта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Цветы России"

Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально - организованным наблюдениям в ...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Проектно- исследовательская работа "Берёза - символ России"

Данная  работа  содержит  исследовательский характер. Работа  над  материалом  длилась год. Работа  интересная, хотя  и  не  новая. Свой  взгляд...

Проектно-исследовательская работа «Символы России на денежных купюрах страны»

Важно развивать  у детей навык исследовательской работы...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...