Исследовательско-познавательный проект "Озорной проказник дождь"
проект по окружающему миру

Александрова Елена Алексеевна

Приобретение необходимых знаний и представлений о видах дождей, круговороте воды в природе, о влиянии дождей на жизнь человека; желание ребенка участвовать в проектной мсследовательской и творческой деятельности - результаты проекта "Озорной проказник дождь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_dozhdik_5_gr.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Озорной проказник-дождь»

Продолжительность проекта:1 неделя.

Тип проекта: исследовательско-познавательный.

Авторы проекта: Александрова Е. А., Шайдуллина З. С.,

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группа).

Цель  проекта: формирование у детей экологических представлений о роли дождя в жизни людей, о явлениях природы, которые бывают перед, после и во время дождя.

Задачи проекта:

- для детей:

Образовательные:

- научить детей формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

- пополнить знания детей о видах дождей, круговороте воды в природе,

о влиянии дождей на жизнь человека;

- учить понимать взаимосвязь живой природы и среды, созданной человеком;

- обогащать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к воде;

- формирование ЗОЖ (употребление чистой воды, купание).

Развивающие:

- развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;

- развивать познавательные способности детей в исследовательской и экспериментальной деятельности;

- развивать эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- для педагогов:

- формирование проектной культуры.

- для родителей:

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальная сказка.

Название итогового мероприятия: «Радуга-дуга»;

Продукты проекта:

- для детей:

- выставка детских рисунков «Озорной проказник-дождь»;

- создание выставки великих художников «Дождь»;

- создание фотовыставки «Дождь – друг, дождь враг»;

- итоговое мероприятие музыкальная сказка «Радуга-дуга»;

- для педагогов:

- презентация проекта

- для родителей:

- итоговое мероприятие музыкальная сказка «Радуга-дуга»;

- создание фотовыставки по результатам проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

- приобретение необходимых знаний и представлений о видах дождей, круговороте воды в природе, о влиянии дождей на жизнь человека;

- умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности  (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов:

- формирование проектной культуры.

- для родителей:

- установление эмоционального контакта с детьми.

Этапы реализации проекта «Озорной проказник-дождь»

1 этап – подготовительный

Участники проекта

Задачи проекта

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о дожде, о видах дождей.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод трех вопросов.

Что мы знаем о дожде?

Когда на небе появляются тучи, может начаться дождь. Дождь – это вода, которая падает сверху. После дождя сыро, образуются лужи.

Что мы хотим узнать?

Какие бывают дожди? От дождя польза или вред? Почему идет дождь? Откуда берется дождь?

Что для этого нужно сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Приглашение в проект «Озорной проказник-дождь»

2 этап  основной

Понедельник

Вид деятельности

Дети

Коммуникативная деятельность

Презентация «Виды дождей» (приложение)

Программное содержание:

формировать знания о видах дождей;

Беседа «Зачем нужен дождь» (о роли дождя в жизни людей, животных и растений)  

Познавательно-исследовательская деятельность

Подготовка и проведение экспериментов

«Свойства воды»:

- вода – это жидкость, которая не имеет своей формы,

- вода – прозрачная,

- вода – растворяет вещества,

- вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.

Двигательная активность

Дыхательная гимнастика «На корабле»

Подвижная игра «Воздух, земля, вода, огонь»

Конструирование

Изготовление приглашений для родителей к участию в проектной неделе.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения А. Тараскина «Веселые дожди»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Получение приглашений к участию в проектной неделе.

Консультация на информационном стенде «Вместе с детьми» (проведение опытов с водой в домашних условиях).

Вторник

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Что такое дождь и чем он отличается от снега» (приложение)

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность:

«Лед-вода» Цель: определить, что лед – это состояние воды при замерзании.

Игровая деятельность

Игра-ситуация «Вода – это жизнь!» Цель: определение роли воды в жизни человека, животных, растений. Дидактическая игра «Что было бы, если...» Цель: определение изменения жизни животных и растений при отсутствии воды.

Двигательная активность

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

Подвижная игра «Золотая рыбка»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение загадок о природных явлениях. 

Среда

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Разные осадки» (приложение)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Путешественники» сюжет поход.

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за очищением загрязненной воды. Цель: показать несколько способов очистки воды (марля, вата, песок, уголь).

Двигательная деятельность

Гимнастика для глаз «Прогулка» Подвижная игра «Река впадает в море»; 

Восприятие  художественной литературы и фольклора

Сказка В. Сутеева «Под грибом»

Музыкальная деятельность

Песня «Кап-кап».

Самообслуживание и элементы бытового труда

«Чистые руки – залог здоровья».

Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и листьев комнатных растений, опрыскивание растений водой.

Конструирование из различных материалов

Аппликация (коллективная) «Радуга»

Родители

Консультация на информационном стенде «Дождь-друг, дождь-враг»

Четверг

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Опасность грома и молнии»

Игровая деятельность

Д/и «Подбери слово» (подбор определений)

Д/и «Отгадай загадку»

С/р игра «Семья» (на даче).

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент  «Вода – растворитель» (все ли растворяется в воде)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Составление рассказа «Дождик»

Разучивание стихотворения

З.Александровой «Дождик»

Двигательная деятельность

Самомассаж «Улитка»

Подвижная игра «Рыбки и рыбаки» Изобразительная деятельность

Рисование коллективное «После дождя».

Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук)

Самообслуживание и элементы бытового труда

Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и листьев комнатных растений, опрыскивание растений.

Родители

Изготовление атрибутов к Сказке «Радуга-дуга».

Пятница

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Опасность летнего дождя»

Видео-экскурсия об опасных природных явлениях.

Познавательно-исследовательская деятельность 

Круговорот воды в природе. Наблюдение за испарением лужи.

Игровая деятельность

Игра-ситуация «Хорошо-плохо» (приложение №6)

Двигательная активность

Подвижная игра «Щука и караси»

Упражнение на профилактику плоскостопия «Утята» (приложение №5)

Восприятие Художественной литературы и фольклора

Стихотворение А. Яшин «Веселые дожди».

Песня «Тучка»

Закаливающие мероприятия

Обливание ног прохладной водой.

Родители

Музыкальная игра-викторина «О, Волга, колыбель моя!»

3 этап  - заключительный

Дети

Закрепить представления детей  о видах дождей и других природных явлениях.

Музыкальная сказка «Радуга-дуга»

Родители

Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Совместный с детьми досуг, музыкальная сказка «Радуга-дуга»

Приложение

Стихи про дождь для детей 5-7 лет

*****

Эта лужа, как колечко,
Эта лужица - сердечко,
Эта лужа, как банан,
Эта, словно океан.
А вот в этой длинной луже
Вдруг себя я обнаружил.

Ищук И.

*****

Как сегодня хорошо,
Наконец-то дождь прошел!
Разлились повсюду лужи,
Где пошире, где поуже,
Я ногой по луже – шлёп!
А из лужи брызги - в лоб!
Мы с Артёмом в сапогах,
Мы шагаем в лужу – бах!
Много - много раз подряд -
Топнул я, и топнул брат!
Посмотрели друг на друга,
Закричали от испуга:
Человек-Паук из сказки!
На тебе из грязи маска!
Как идти домой теперь -
Разве нам откроют дверь?
Чтобы смыть весь этот ужас,
Нам придется мыться в лужах!
Я придумал! Скажем маме:
Лужи брызгаются сами!

Овсянникова Е.

*****
Тёплый дождик шёл с утра,
Лужу сделал средь двора.
И купались в ней вдвоём
Воробьиха с воробьём.
Вышла уточка: "Кря-кря!" -
Эта лужица - моя.
А свинья сказала "Хрю!" -
Всех отсюда прогоню!
Мальчик Ваня прибежал,
Лужу он отвоевал:
Посторонних не стерплю!
- Эй, дорогу кораблю!   Штро А. 

Дождик

По дорожке полевой

От реки спешу домой.

А из тучки-невелички

Льется дождик проливной.

Будто кто-то в высоте

Носит воду в решете,

Дождик, лей веселей,

Теплых капель не жалей!

Чем сильнее, дождик, льешь,

Тем тучнее будет рожь!

А. Яшин

Веселые дожди

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

А. Тараскин

Дождь

Хлещет, хлещет дождь колючий,

А когда устанет лить -

Во дворе повесим тучи

На веревочке сушить.

И. Брукнер

Озорной дождик

Топ-топ-топ по мостовой,

По зонтам, по крышам

Скачет дождик озорной

То сильней, то тише.

В лужах радуги блестят,

Шины мокрые шуршат,

Город пахнет чистотой.

Лесом, листьями, травой...

Город улыбается, город умывается.

И. Михайлова

Дождь

Дождь, дождь... Льет, льет...

Ждем, когда же он пройдет.

Плачет кошка у дверей:

«Мяу! Пустите в дом скорей».

Белка прыгнула в дупло:

Там и сухо и тепло.

Муравей спешит в свой дом,

Он накрылся лепестком.

Только тучки веселятся:

Им не страшен дождь и гром.

Тучкам нравится гоняться

Друг за другом день за днем.

Е. Соколова

Дождик

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки,

Тронешь березку - она встрепенется

И засмеется, до слез засмеется.

Дождь прошуршал по зеленому лугу,

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке -

По огонечку, по серебринке.

Г. Ладонщиков

Дождь

Как из тучи из гремучей,

Льется дождь косой, колючий!

На крапиву, на малину,

К нам на ягоды в корзину,

Травы, чмокая, жует,

Ни на шаг не отстает!

Мчится с нами до калитки!

Он промочит нас до нитки!

Г. Лагздынъ

Озорник

Полосатый, босоногий,

Шлепал дождик по дороге.

Озорник на всякий случай

Был привязан к маме-туче.

Зонтик

Слышишь? Слышу!

Слышишь? Слышу!

Капли падают на крышу,

Только видит вдруг народ -

Крыша двинулась вперед:

Побежала по дороге,

А под крышей - чьи-то ноги.

Это чудо? Нет, не чудо:

Мамин зонтик держит Люда.

И. Михайлова

Солнышко в окошко

Светит нам с утра.

Погулять немножко

Вышла детвора.

Если дождик попросить,

Он не будет моросить:

«Дождик, дождик, не сердись,

Нас прогнать не торопись!».

Е. Соколова

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь!

- Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою!

Мою крышу и забор,

Мою улицу и двор.

С. Погореловский

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

И. Токмакова

Какой дождь?

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, спорый,

Сонный, медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой.

Параллелями и в сетку,

А при ветре - даже в клетку,

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

О. Григорьев

Ливень

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице,

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура, вперед!»

Плещут волны! Хлещут волны!

- Что мне волны! Самый полный! -

Не сдается рулевой.

- Я на волнах поплыву!

По каналу - и в Москву!

Только ливень все сильнее,

Только капли все крупнее,

Хвастунишку не жалея

Бьют сильнее и больнее!

Лягушонок в лужу -

Плюх!

И на землю, под лопух.

В. Суслов

Загадки о природных явлениях

Что за чудо-красота!

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой … (Тучи)

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти. (Радуга)

В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их? …(Облака)

На улице рубашка,

В избе рукава.(Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …(Солнце)

Голубой платок, алый колобок,

По платку катается, людям улыбается.(Небо, солнце)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

        Кружевной и синий-синий!(Небо)        

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.(Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня …(Луной)

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.(Ветер)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — … (Дождь)

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

                                                       Белые, пушистые,

       Только не душистые.(Снег)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

                   А возьмёшь — вода в руке.  (Снежинки)

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка …(Мороз)

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём …(Узор)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.(Иней)

Сценарий спектакля «Радуга»

Звучит спокойная музыка, щебет птиц.

Ведущий:

Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там пищат птенцы-
Леса новые жильцы.
В золотых цветах опушка,
Пчёлы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идёт.

Меняется музыка, грохочет гром, солнышко закрывается тучкой.

Ведущий:

Налетели тучки злые,
Красно солнышко закрыли.
Дождик льёт, как из ведра,
Носа высунуть нельзя.

Выбегает ребёнок-дождик, танцует танец дождика.
У елки сидят медведь, лиса, заяц, сорока.

Ведущий:

А в лесу у старой ёлки,
Рассуждая меж собой
Собрался народ лесной.

Лиса: Что нам делать?
Сорока: Как тут быть?
Заяц: Как же дождик победить?
Ведущий:

Встал тут мишка косолапый
Грозно топнул своей лапой.

Медведь (возмущённо):

Хватит звери слёзы лить
Будем дружно радугу мастерить,
Чтоб прогнали тучки злые
Чтобы солнышко светило,
И могли мы петь, плясать
Дружно весело играть.

Заяц:

Нет у нас в лесу, друзья,
Ни единого гвоздя,
А построим в два счёта
Поднебесные ворота.
Смастерим мы радугу 
Прямо на полянке,
Засверкает здесь, друзья,
Радужная арка.

Ведущий:

Побежал тут косолапый по оврагу
Перелез через высокую преграду.
Мишка по лесу пошёл,
На малинный след набрёл.

(Звучит музыка под характер медведя)

Звери:

Ты уж, мишенька, быстрей,
Не томи своих друзей.

Сорока:

Миша, Миша к нам идет,
И малинку он несёт.

Медведь: (Идёт, показывает корзину с малиной, и говорит)

Я набрал малины красной,
Для нашей радуги прекрасной.

Ведущий:

И принёс медведь корзину,
Полную малинки.
Выложил он лучик красный
Для нашей радуги прекрасной.

Медведь ставит корзинку возле красного лучика, загорается красный лучик.

Медведь:

Лучик красный выложил я
Полюбуйтесь-ка, друзья!

Заяц:

Ах, друзья мои, простите
Место мне вы уступите
Побегу я в огород,
Где морковь моя растет.

Заяц под музыку скачет в огород к грядке с морковью.

Ведущий:

Зайка - прыг, зайка - скок.
Прыгнул зайка в огород.
Собирает он морковь, приговаривая:

Заяц:

За кудрявую косу,
Её из норки я тащу.
Вот оранжевый нос, в землю крепко он врос.

(Показывает морковь, под музыку скачет к радуге, ставит корзинку с морковкой рядом с малиной.)

Рядом с красненькой малинкой
Я морковку положу
Луч оранжевый для радуги
Я в гости приглашу.

(Загорается оранжевый лучик)

Луч оранжевый выложил я,
Полюбуйтесь-ка друзья!

Лиса:

Ну и я вам помогу
Лучик жёлтый поищу.
Соберу я жёлтых
Полевых цветов
Засияет лучик-
Золотых лугов.

Ведущий:

В полевых цветах опушка,
Пчёлы водят хоровод,
Ходит рыжая плутовка
Одуванчики там рвёт.

Лиса под музыку рвёт цветы и возвращается к полянке.

Лиса:

Вот и мой букет готов,
Он из жёлтеньких цветов.
Разложу я их дугой
Этот  лучик  будет мой.

Показывает букет, ставит рядом с морковью.

Лучик жёлтый выложила я,
Полюбуйтесь-ка, друзья.

Ведущий:

И сорока-белобока,
Не осталась в стороне.

Сорока (возмущённо):

Почему из- за дождя
Тут страдаю я?
Мне и кашу варить,
Мне и деток кормить.

Показывает на пальчиках

Я летаю высоко,
Всё я вижу далеко.
Повсюду почки распустились.
Зелёным цветом засветились,
Равнины, лес, луга, поля
Им без зелёного нельзя
Я листочков наберу,
В луч зелёный принесу.

Под музыку собирает листочки с дерева, идёт к радуге, открыв зелёный луч.

Ведущий:

Мышка высунула нос,
И понять не может.

Мышка (удивлённо):

Целый день солнца ждешь,
А приходит серый дождь.
Серый дождь плакучий,
Из чёрной-чёрной тучи.

Медведь:

Мышка, мышка - серое пальтишко,
Мастерим мы радугу
На лесной полянке,
Не хватает лучика
Для радужной арки.

Мышка (показывает):

Колокольчик - нежный цвет
Нам поможет - спору нет.

Ведущий:

Мышка тихо идёт,
Колокольчики несёт.

Ставит рядом с листочками, открывается голубой лучик.

Мышка:

Луч голубенький выложила я,
Полюбуйтесь-ка, друзья!

Ведущий:

Рыженькая белочка,
Прячется в дупло

Белка (из дупла):

Поскорей бы солнышко яркое взошло.

Выходит белочка, танцует, замечает ленточку.

Ленту синюю в траве
Никто не замечает.
Лента, лента, помоги,
От дождя ты нас спаси.

Берёт ленточку, открывается синий лучик.

Лучик синий выложила я,
Полюбуйтесь-ка, друзья!

Ведущий: Вылез Ёжик из травы.
Ёжик:

Про меня забыли вы
У меня иголок много,
Будет вам моя подмога
1,2,3,4,5- фиалки я иду искать

Играет музыка, ёжик собирает фиалки.

Дело движется к концу,
Луч последний,
Я своим друзьям несу.

Ставит фиалки, открывается фиолетовый лучик.

Лучик фиолетовый выложил я,
Полюбуйтесь-ка, друзья!

Звери выходят из под ёлки, любуются радугой.

Ведущий:

Радужная арка, засверкала ярко,
Разукрасила траву, расцветила синеву.

Звери (хором):

Дождик, дождик, хватит лить
Землю и зверей мочить.

Ведущий:

Блещет радуга – дуга,
Сквозь неё видны луга.
Солнце золотое над землёй зашло.
Стало всюду празднично, радостно, тепло.

Общая пляска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - познавательный проект. Тема: «Волшебное притяжение магнита »

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Праздник-проказник, или с 1 апреля!

Сценарий прздника к 1 апреля в 1-2 классах...

Праздник - проказник

Сценарий праздника, посвященного Дню смеха, с использованием ранообразных игр, песен, танцев, сценок....

Исследовательско – познавательный проект «Лучок –зеленый дружок»

Исследовательско – познавательный проект «Лучок –зеленый дружок»...

Исследовательско – познавательный проект «Лучок –зеленый дружок»

Исследовательско – познавательный проект «Лучок –зеленый дружок»...