методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.

Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №544 с углублённым изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка интегрированного урока во 2 классе

по программе «Школа России»

                               ТЕМА. В гости к весне.

                                                                     

                                                              Разработала:

                                                              Воспитатель ГПД   

                                                                    Кузьмина

                                                                    Любовь Ильинична         

                                    Санкт-Петербург

                                        2018

Роль интегрированных уроков в метапредметном обучении учащихся.

Система образования переживает очередную реформу – внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новые ФГОС в основном настроены на выработку универсальных учебных действий учащихся, умению пользоваться полученной информацией, навыкам самостоятельного мышления.

В стремительно меняющемся мире основной задачей учителя является  запуск механизма, который позволит ученику в дальнейшем самому добывать необходимые знания. Ученика, прежде всего, необходимо «научить учиться». Госстандарт нового поколения устанавливает требования к образовательным результатам обучающихся:

Личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции.

Метапредметные: включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Предметные: включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них метапредметный подход, как средство достижения метапредметного результата.

Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.

Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока – урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Форма данного типа урока: повторительно-обобщающий урок.

Тема. В гости к весне.

Цель:

Формирование у младших школьников экологического мировоззрения.

Задачи:

Образовательные:

формирование знаний о природных явлениях весной;

Развивающие:

развитие познавательной активности детей;

мотивация к натуралистической деятельности;

Воспитательные:

формирование бережного отношения к природе.

Ход урока.

Организационный этап урока.

Сегодня мы посвятим урок времени года – весне. В природе бывает три месяца весны:

Весна света – март,

Весна воды – апрель,

Весна зеленой травы – май.

Весну ждут все.

Открываем учебник «Окружающий мир» 2 кл. часть 2

На с. 86 - тема «В гости к весне» в главе «Неживая природа весной» мы знакомились с весенними природными явлениями ледоход и половодье.

Вопросы: Как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

На с. 88 в главе «Живая природа весной» мы узнали, что ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно много света и влаги.

На с.89 Зимующие птицы звонко запели, зачирикали воробьи. Возвращаются из теплых краев перелетные птицы.

Вопросы: Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

На с. 89 вывод:

Таяние снега, ледоход, половодье, появление раннецветущих растений, прилёт перелетных птиц – приметы весенних явлений в природе.

В тетради для тренировки и самопроверки задание на с.30-32.

Задание: покажи стрелками, как связаны эти природные явления:

Солнце выше, чем зимой                        Появление насекомых.            

           ↓                                                                    ↓

Потепление                                               Возвращение перелетных птиц

Пословицы о дружной ранней весне:

Весеннее солнышко землю воскрешает.

Вечерняя радуга предвещает хорошую погоду.

Красная утренняя заря дождь принесет.

Где вода течет, там и трава растет.

Воробей чирикает под окнами перед оттепелью.

В марте воробьи гнезда вьют перед ранней весной.

Весну можно узнать по таким признакам: световой день становится длиннее, а воздух – теплее.

Первыми весной зацветают деревья (ива, ольха, орешник, верба и другие). Им нужно отцвести до появления листьев, так как растения эти ветроопыляемые. Их цветение совпадает с периодом ветров.

Затем начинают цвести первоцветы. В наших лесах к ним относятся мать-и-мачеха, ветреница, медуница, хохлатка и другие.

Весной появляется много насекомых – пчелы, шмели, муравьи, мухи, комары, бабочки-крапивницы.

Вспомним вместе: осенью многие птицы улетают в более теплые края, так как становится холодно и исчезают насекомые, которыми они питаются. С появлением весеннего тепла и появлением насекомых перелетные птицы возвращаются. Лес наполняется пением птиц.

Вывод: в природе всё взаимосвязано.

Литературное чтение 2 кл. часть 2

Многие писатели и поэты воспевали в своих произведениях весну как время пробуждения природы. Вспомните писателей, которые писали о жизни леса и его обитателях. Кто из писателей учит нас видеть, слышать и понимать лесные разговоры? Это писатели-натуралисты: Н. Сладков, В. Бианки, М. Пришвин и другие. Их книги – книги встреч, знакомств и открытий.

Выразительное чтение рассказа Николая Сладкова «Ивовый пир» и рассказа Михаила Пришвина «Гости».

Сравнение рассказов Н. Сладков «Ивовый пир» и М. Пришвин «Гости»

Сходство

Отличие

1.Время года – весна. Место действия – лес.

2. Признаки весенних изменений природы – раннее цветение ивы до появления листьев на дереве.

3. Оживление в природе.

1. Гости в рассказе Н. Сладкова только разные насекомые. Гости в рассказе М. Пришвина разные птицы, насекомые и другие обитатели леса (землеройка, гадюка, лисица),

Вопросы:

1. Какие эпитеты подобрали писатели, так удачно характеризующие каждого гостя этого долгожданного пира – прихода весны.

2. Все ли эпитеты вам понятны? Какой из эпитетов вы хотели бы изменить? Назовите ваш эпитет к такому гостю праздника весны.

Обобщение: оба писателя очень эмоционально описатели гостей пира в лесу, подобрав эпитеты, характеризующие каждого лесного гостя. Обратите внимание на названия рассказов «Ивовый пир» и «Гости» – это как бы приглашение авторами рассказов нас не только для знакомства с гостями, но и для нашего прочувствования радости праздника в лесу.

Ребята! Чему посвящен наш урок? Приглашению в гости к весне. Это и есть тема урока: «В гости к весне».

Оба писателя-натуралиста – мастера и художники слова. Они увидели необычное в обычном. Их книги очень хорошо иллюстрированы художником Евгением Чарушиным, который выполнил много забавных и запоминающихся рисунков обитателей леса. Вместе писатели и художник учат видеть, слышать и понимать лесные разговоры, и вести из леса. Авторы учебников Русский язык  В.П.Канакина и В.Г.Горецкий для начальной школы включили как тексты упражнений фрагменты – части текстов  рассказов разных писателей о весне.

Повторение темы «Текст». Вспомним вместе, что тексты бывают разные:  текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом- описанием.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой?  какая?  какое?  какие? 

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;

вторая часть – это само объяснение, доказательство;

третья часть – это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

В учебнике «Русский язык»  2 часть 2 включены фрагменты рассказов в следующие упражнения:

  • Фрагмент рассказа Н.Сладкова «Ивовый пир» стр.79. упр. 138
  • Фрагмент рассказа В.Бианки «Бешеный бельчонок» стр. 110, упр.187.
  • Фрагмент рассказа Н.Сладкова «Птицы весну принесли» стр.119, упр. 200.
  • Задание про цвета радуги  стр.124. упр. 213
  • Фрагмент рассказа Н.Сладкова  стр.125. упр. 214
  • Расшифруйте скороговорку  стр.129. упр.224.

Обобщение.

Обратите внимание на перечисленные упражнения. Как Вы считаете, почему  фрагменты рассказов писателей-натуралистов и поэтов так часто приводятся в  учебниках русского языка в начальной школе? (Ответ: Потому, что  они написаны мастерами и художниками слова, которые вызывают  сопереживание и любовь к родной природе).

Вспомним вместе  тексты упражнений, содержащих  экологическое мировоззрение.

Прочитайте рассказ.

Всё началось с ветки. Женя сломил её с дерева просто так. Не успел он отойти, как его окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он не заплакал, но ему было стыдно.

Вопросы: Что обозначает выражение просто так?  А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Пословица. Срубленное дерево не вырастет.

Русский  язык  2 класс  часть 2

с.129. упр.224. Расшифруйте скороговорку.

СОБИРАЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИНАГОРЕ.

РАСТЕРЯЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИНАДВОРЕ.

  1. Разделите правильно скороговорку на слова.
  2. Какие слова вы написали бы с заглавной буквы и почему?

Прочитайте выразительно.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котёнка, погладьте щенка

И мотылька не сгоните с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

                                                    Л.Яхнин

Вопрос: Какая главная мысль этих строк?

Русский  язык  2 класс  часть 2

Стр.119, упр.200. Прочитайте рассказ Н.Сладкова.

Птицы весну принесли

Грачи прилетели – проталины принесли. Трясогузки-ледоломки на реке лёд раскололи. Зяблики появились в лесу. Зелёная травка заворсилась. Пеночки прилетели. Цветы запестрели. Кукушка вернулась. Листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались. Черёмуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку.

Вопрос: Почему он так назван?

Загадка.  Цветное коромысло через реку повисло? (Радуга).

Задание. Нарисуйте словами весеннее явление природы – РАДУГУ.     

В какие цвета вы раскрасите словами свою радугу?

(Сверху вниз по радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Урок я завершаю словами Николая Ивановича Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать. А узнав, невозможно не полюбить».

Подведение итогов урока.

Рефлексия

1, Что больше всего заинтересовало на уроке?

2. Что вызвало удивление?

3. Чем запомнится этот урок?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Окружающий мир – читать стр. 86-89, отвечать на вопросы.

Подготовить дополнительную информацию о растениях-первоцветах.

Подготовить сообщение об одном из растений-первоцветов.

Литература

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. – 64 с.
  2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 128 с.
  3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014. – 144 с.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. -  143 с.: ил. - (Школа России)
  5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.: ил. – (Школа России)
  6. http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/lesnye-tajnichki/mart.htm
  7. http://profilib.com/chtenie/151541/nikolay-sladkov-medovyy-dozhd-11.php
  8. http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/skazki-neskazki/lis-i-myshonok.htm
  9. http://www/ollelukoe.ru/skazkibianki/bjankybeshenyjbelchonok
  10. http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/etazhi-lesa/gosti.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Авторская методическая разработка интегрированного урока технологии и окружающего мира в 1 классе по теме: "Оригами. Поделка бабочка на основе базовой формы "Двойной треугольник"

Иинтегрированный урок технологии и окружающего мира в 1 классе (УМК Планета знаний) позволит повысить познавательный интерес учащихся. На данном уроке учащиеся учатся работать в группах, парах, знаком...

Методическая разработка интегрированного урока - игры по математике "В гости к Радуге", 1 класс

Методическая разработка интегрированного урока математики для 1 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИДИОМЫ»

Конспект интегрированного урока в 4 классе "Эти удивительные идиомы". На уроке проходила интеграция русского и английского языков на основе сказки Л.Кэролла "Алиса в стране чудес"...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Тема "Имя существительное". Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...