Права и обязанности детей. Конституция РФ.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

В разработке открытого урока освещены вопросы патриотического и правового воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о Конституции РФ, государственных символах нашей страны. Дети отправятся в увлекательное «путешествие» по стране Правознайке, примут участие в блиц-опросе. Данный открытый урок способствует формированию правового сознания и правопослушного поведения, воспитанию уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности. При оформлении работы использованы авторские фотографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_detey._konstitutsiya_rf.docx763.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему

«Права и обязанности детей. Конституция РФ».

Цели:

1. Познакомить с основным законом - Конституцией России.

2. Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права.

3.Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Оборудование: физическая карта России, плакаты «Государственные символы России».

Ход урока:

1. Вступительная часть.

Учитель. Мы начинаем наш первый урок, посвященный Конституции России – главного закона нашей страны.

Учитель. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, хутор, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Наша малая Родина – Республика Адыгея. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев. 

- С чего начинается Родина? (Ответы детей.)

Учитель. Наш первый урок посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация).

- Посмотрите на карту нашей страны. Она богата лесами, горами, великими реками и озёрами. Какая река протекает около нашего хутора? Как вы думаете, почему на карте так много зелёного и синего цвета? (Ответы детей.)

- А теперь назовите главный город России.

- Москва входит в число крупнейших и красивейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

- Посмотрите на карту нашей страны, сколько на ней много различных городов: больших и маленьких, различных поселков.

- Какие вы знаете города?

- А в каком хуторе мы с вами живем? Чем занимаются жители нашего хутора?    Где и кем работают ваши родители, близкие? (Ответы детей.)

2. Рассказ учителя о хуторе Казённо-Кужорский.

- Хутор Казённо-Кужорский -  это только маленькая часть большой страны, а мы жители огромной России. Для того чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.

3. Конституция и государственные символы.

Основной закон нашей страны – Конституция. Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны основные права и обязанности граждан. Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну? (Владимир Владимирович Путин.)

- Хотя вы еще только первоклассники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их. О Родине сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Чужбина – калина, Родина – мать.

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, и гимн.

Символы России – наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

                                               («Я - россиянин» Г. Горшков)

- Давайте узнаем, что означают государственные символы нашей страны.

Учитель (показывает плакаты с изображением государственной символики и рассказывает). Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг России был принят в 1991 году.

- Следующий символ - это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песня в честь государства. Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных  парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

- Следующий символ - это герб. Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, полиции. 

- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху.

- Что же это такое - законы?(Ответы детей.) 

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

4. Знакомство с Конституцией.

Учитель. Итак, Конституция - основной закон, по которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  А что же такое - право? (Ответы детей.) 

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

5. «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

- Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга.)

На доске 3 листа:

  • Право на бесплатное образование.
  • Право на свободный труд, защита от безработицы.
  • Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права  были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

Учитель. Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников? Запоминайте.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

6. Заключительная часть.

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

Блиц-опрос.

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России - Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

В заключение нашего занятия послушайте стихотворение о том, что нужно человеку для счастливой  жизни.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Права и обязанности детей

права и обязанности детей...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы» (3А класс)

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст...

Классный час на тему: «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией России; 2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; 3.Ф...