"Что такое хвоинки" 1 класс. Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

Цель урока

создать условия для знакомства учащихся с особенностями хвойных деревьев

Задачи

Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;

Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Ход урока

Деятельность

ученика

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

I этап.  Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Присаживаемся на свои места.

Настраиваются на работу.

II этап. Актуализация знаний.

Цель - подвести детей к тому, что разные деревья по-разному приспосабливаются к суровым условиям зимы.

 На прошлом уроке мы говорили какие изменения в природе произошли  с приходом осени, давайте их вспомним.

-Как деревья готовятся к зиме?

-Что такое листопад?

Наши друзья Муравишка Вопросик и Мудрая Черепаха.  предлагают вам сейчас мы с вами поиграть в «Мозаику».

У вас на партах лежат конверты,  в которых спрятан разрезанный лист. Вы должны соединить все детали так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

-Мудрая Черепаха хочет проверить как вы справились с заданием. 

Проверяем по парам. И вывожу на экран

- Спасибо, уберите мозаику в конверты.

- Как мы можем назвать все эти  деревья?

Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, ночи длиннее, на улице холоднее и т.д.

Деревья сбрасывают листву, начинается листопад.

Листопад сезонное явление природы, при котором деревья сбрасывают листву, чтобы сохранить питательные вещества на зиму.

Складывают мозаику.

Ученики называют свои лист, учитель выводит его на экран.(слайд)

Лиственные

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с хвоёй.

-Ребята, вы знаете много деревьев.

А  что общее у всех деревьев?

А все ли деревья имеют листочки?

 -Давайте вместе разберемся в этом.

Откройте рабочие тетради на стр.19.

- Что вы видите на ней?

- Совершенно верно, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Для его выполнения вам понадобится зеленый и желтый  карандаши.

 

- Отметьте желтым цветом лиственные деревья, а зеленым –ОСТАЛЬНЫЕ деревья.

-- Какие деревья вы отметили желтым цветом?

Кто знает, что это за деревья мы отметили зеленым цветом?

А как их называют?

- А почему они называются хвойными?

- Кто догадался,  о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ПРОДОЛЖИТЬ ПО ЭКРАНУ (ДЕРЕВЬЯ)

У всех деревьев есть корни, ствол, ветви, листья, плоды.- ЛИСТВЕННЫЕ!

Деревья различаются листвой.

На иллюстрациях лиственные деревья и хвойные.

Достают карандаши.

Выполняют задание.

Называют деревья.

Называют деревья

Хвойными.

Потому что у них вместо листьев растет хвоя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о  хвойных деревьях.

Физминутка

Молодцы, спасибо. Уберите  карандаши и закройте свои рабочие тетради..

Давайте немного отдохнем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо выше, выше, выше.

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о хвойных деревьях.  А каких именно вы ответите, отгадав загадки Муравишки Вопросика.

     Ее всегда в лесу найдешь

    Пойдем гулять и встретим.

    Стоит  колючая,  как еж

    Зимою в платье летнем .

У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту в высоту.

     Если я не на опушке,

     Ветви - только на опушке  

– Откройте страницу 31 в учебнике.

- Рассмотрите деревья. Как они называются?

- Что общего у этих деревьев?..

А какого они цвета?

- Всегда ли они зелёные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

- Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад?

- Попробуем во всем этом разобраться.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– У этих хвойных деревьев есть не только общее, но и отличия.  Мудрая Черепаха предлагает е сравним их ветки, хвоинки и шишки для  этого мы проведем  практическую работу в парах.

Ель

Сосна

Хвойные деревья.

Такие деревья называются хвойными, п.ч. у них вместо листьев хвоя.

Всю зиму они остаются зелеными.

Открывают учебник.

Практическая работа. Наблюдение.

- У вас на партах лежат картинки с изображением сосны и ели и учебник.

Первое, что вы исследуете, это хвоинки.

Хвоинки”.

Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели. 

-Рассмотрите веточки. Чем они похожи?

- Какие хвоинки у ели?

- Какой длины хвоинки?

- Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)

- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их.

- Как они расположены? (по две)

-Давайте подведем итог. Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.

А у сосны иголки длинные, они расположены парами.

“Шишки”.

Когда мы попадаем в лес, в котором растут ели и сосны, то что обязательно под этими деревьями мы найдем?(шишки)

-Итак, у каждого на парте есть изображение шишек. Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?

-Чем они отличаются? (формой)

-А чем похожи?

  В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые.  Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на  верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.

-Итак, чем отличаются шишки ели и сосны?

«Ветки»

-И последнее, что нужно сравнить – это расположение веток.

- Что вы можете о них сказать?

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Молодцы, вы очень хорошо поработали. Давайте дадим нашим глазкам отдых.

Практическая работа.

(прикрепляю на доску)

Прикрепляю на доску «Хвоинки»

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

«Ветки», вешаю на доску.

Дети рассматривают ветки, делают вывод.

Разминка для глаз.

Рефлексия учебной деятельности

Итак, мы узнали много нового и интересного.

- скажите, а кто знает,  как называется еловый лес?

- А как называется сосновый лес?

- Ребята, а вы знаете, что

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки

Опадают те иголки     слайд

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Светолюбива. Древесина не гниет.

Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 300-5оо лет. Из древесины изготавливают бумагу, искусственный  шёлк.

Сосновый лес называется бором. Сосна любит свет. Сосна растет на любой почве. В сосновом лесу целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

Лиственница.

Рефлексия учебной деятельности

– С какими деревьями мы познакомились?

-На какие две большие группы можно разделить все деревья?

-Чем они различаются?

Что такое хвоинки?

-Как различить ель и сосну?

-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?

Молодцы, все сегодня очень хорошо поработали. Давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите шишку и положите в корзинку. Если вы довольны своей работой , то в корзинку зеленого цвета, если что-т не получилось  - желтого цвета, если вы недовольны собой красного цвета.

Спасибо, за урок.

 С хвойными.

На хвойные и лиственные.

У лиственных деревьев есть листья, у хвойных хвоя.

Это видоизмененные листья.

Она сбрасывает хвою осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы - такие разные", 1 класс, Окружающий мир.

О том, что все люди на Земле очень разные: разные по цвету кожи,  по профессии, по возрасту и т.п. можно ознакомить детей через презентацию на уроке "Окружающего мира" ....

урок "Кто такие насекомые" 1 класс окружающий мир с применение ЭОР

Урок "Кто такие насекомые"  разработан с применением электронно образовательных ресурсов. ...

Презентация к уроку "Что такое зоопарк?" по Окружающему миру в 1 классе

Презентация подготовлена для использования на уроке Окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А.Плешакова...

что такое семья урок окружающего мира во 2 классе

Окружающий мир(2 класс)Тема урока : Что такое семья?Программа «Школа 21 век»Тип урока  урок усвоения новых знаний.Цель урока образовательная: расширить представление учащихся о семье, раскрыть зн...

3 класс Окружающий мир А. А. Плешаков Тема: "Что такое почва"

Технологическая карта + презентация . Урок- исследование "Что такое почва" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока "Кто такие птицы?" по окружающему миру в 1 классе

Учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....