Твоё здоровье зависит от тебя!
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Ходячева Лариса Васильевна

Целью урока является обобщение знаний о внутреннем сторении человеческого организма, слаженной работе всех систем внутренних органов, создание условий для понимания учащимися необходимости здорового образа жизни и соблюдении соответствующих правил.

Формирование ценности собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни и её проявлений в личностных качествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель начальных классов Ходячева Л.В

Тема урока: обобщение по разделу «Твоё здоровье зависит от тебя!».

Цель урока: обобщение знаний о внутреннем строении человеческого организма, слаженной работе всех систем внутренних органов, понимании необходимости здорового образа жизни и соблюдении соответствующих правил.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания об организме человека.
  • Развивать интерес к познанию собственного организма.
  • Воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Игра «Я назову, а ты – покажи».

Учитель называет органы внешнего строения человека (нос, глаза, уши, рот, руки и т.д.), а дети их показывают. Затем называет один из внутренних органов, например, сердце.

– Почему вы не смогли показать этот орган, а только примерно место, где он находится? (Мы могли показать органы внешнего строения человека.  А «сердце» - это внутренний орган, он находится внутри человеческого организма).

- Таким образом, какие органы составляют  организм человека?

(Внешние и внутренние.

III. Постановка учебной задачи.

- Когда мы начинали изучать раздел «Мы и наше здоровье», я давала задание сочинить рассказ, сказку или стихотворение, соответствующую теме раздела. Это задание выполнялось по желанию. Послушайте, какую сказку сочинила ученица. Постарайтесь запомнить, какие органы человеческого организма

упоминаются в сказке, и подумайте над вопросом «Почему описанная история хорошо закончилась?»

Кто важнее?

     Однажды поспорили между собой внутренние органы, кто же из них важнее.

     - Я, - заявил  желудок, - потому что я принимаю пищу!

     - Нет, я, - возразил язык, - я ощущаю пищу на вкус!

     - А без нас не было бы движения!- закричали мышцы.

     - Нет, - возразили лёгкие, - мы забираем из воздуха кислород, который нужен всем!

      - А если бы не я, то кровь не могла бы разносить кислород, - сказало сердце.

     И пока они спорили, девочка болела.

     Тут в спор вмешался мозг:

     - Если вы не перестанете ссориться, то девочка может умереть!

     Все задумались и решили больше не ссориться. И девочка быстро поправилась.  

Брух Снежана

     - Почему же эта сказка хорошо закончилась?  (Потому что герои сказки решили не ссориться, жить дружно, они должны работать совместно.)

     - Попробуйте сформулировать цель урока.  (Обобщить знания о строении и жизнедеятельности организма человека.)

    - А для чего нам необходимы эти знания? (Для сохранения и укрепления своего здоровья.)

IV. Обобщение детьми полученных знаний (работа по теме урока).

(На интерактивной доске появляется кластер, в центре которого схема организма человека. По ходу урока,  ячейки кластера заполняются учащимися.)

     - Перед тем, как прослушать сказку, вам было дано задание, запомнить, какие органы человеческого организма в ней упоминались. Перечислите их. (Ответы детей.)

   -  А может ли каждый из этих органов работать отдельно: лёгкие поставлять в организм кислород, желудок переваривать пищу и т.д.? (Нет, каждый из них  входит в определённую систему органов человека.)

     - В какие системы входят перечисленные вами органы?  (Дети отвечают,  кластер дополняется названиями систем органов человека.)

Работа в группах. Учитель предлагает 6 карточек с названием систем внутренних органов, представители групп выбирают себе по одной карточке.

  • Нервная система
  • Опорно-двигательная система
  • Дыхательная система
  • Кровеносная система
  • Пищеварительная система
  • Органы чувств.

- Каждая группа должна вспомнить изученный материал по выбранной системе органов и в ходе работы ответить на вопросы:

  • Какие органы составляют данную систему?
  • Каково значение  данной системы в жизнедеятельности  человеческого организма?
  • Как устроена и работает данная система?  

Презентация работы групп (По ходу презентации кластер дополняется названиями органов, входящих в определённую систему.)

     - Когда вы формулировали цели этого урока, то пришли к выводу, что знания о строении и жизнедеятельности организма человека нам необходимы для сохранения и укрепления своего здоровья. Для этого необходимо соблюдать правила здорового образа жизни.

     - Сейчас несколько учеников представят вам свои творческие работы. По ходу их выступлений мы сформулируем основные правила здорового образа жизни, чтобы в дальнейшем их выполнять.

Выступления учеников.

Здоровье

     В одной стране жило-было Здоровье. Все жители этой страны – люди, звери, птицы и даже насекомые были здоровы и жили очень-очень долго, а профессии «врач» у них не было.

     Каждое утро, просыпаясь, Здоровье  открывало окна настежь, чтобы сделать зарядку на свежем воздухе.

     Но одним ясным днём в город приехал хмурый человек. Странный человек обратился к  Здоровью:

     - Извините, пожалуйста. Скажите, как мне стать здоровым?

     - Чтобы стать здоровым, надо делать зарядку, чистить зубы, мыть руки перед едой, гулять на свежем воздухе.

                                                                  Галимова  Анастасия

Полезное путешествие

     Жила-была девочка Надя. Она была очень красивая, но  капризная. Каждый день мама говорила дочке, чтобы она чистила зубы, умывалась, делала зарядку и больше гуляла на свежем воздухе, а не играла в компьютер. Но Надя не хотела этого делать.

     Как-то раз девочка уснула, и вот, что ей приснилось…

     Надя оказалась в организме человека (но она этого не испугалась, потому что когда-то смотрела мультфильм о строении организма человека).

     Надя увидела лёгкие и подошла поближе. Она спросила:

     - Зачем Вы нужны в организме?

     - Если бы нас не было, человек не мог бы дышать.

     - А какую работу Вы выполняете?

     - Ты вдыхаешь носом воздух. Он проходит через трахею и бронхи, а уже потом попадает в лёгкие. В нас постоянно движется кровь, которая берёт из воздуха кислород, а отдаёт частицы  углекислого газа, которые образуются при работе всех органов человека. Чтобы мы были чистыми, надо дышать свежим воздухом, и ни в коем случае нельзя курить! – сказали лёгкие.

     - Я поняла.  Я буду выполнять эти правила. Спасибо!

     И тут Надя проснулась.

     За завтраком Надя сказала маме:

    -  Теперь я буду выполнять правила здорового образа жизни!

Ульянова Ксения

Гигиена

Лучше гигиены

Нет ничего на свете!

Вот снегом умывается

Наш старый, добрый  Йети.

Вы знаете, что свинки -

Колючие щетинки –

Ужасные чистюли,

Но моются в грязи?

Для них большая лужа –

Как нам мочалка в душе,

Или же ванна с пеной –

Отрада для души!

Соловьёв Григорий

Путешествие Витаминки

     Жила-была Витаминка. Но жила она не одна, а со своими подружками в коробке в аптеке.

     Однажды в аптеку пришёл какой-то человек. Он купил коробочку с разноцветными гремящими бусинками. Это были Витаминка и её подруги.

     Человек принёс их к себе домой. Там он открыл коробочку, достал нашу Витаминку и проглотил её. Она покатилась по глотке. Это было, как «Американские горки»! Затем она скатилась в желудок и там растаяла.

     А самое главное – она выполнила своё предназначение: отдала всё хорошее и полезное, что у неё было этому человеку!

Тарарин  Данила

Сказка

     Жил-был мальчик Игорь. По утрам он долг спал. На завтрак он ел чипсы и запивал их Кока-колой. На уроках сидел, изогнув спину, постоянно зевал, учителя слушал плохо. Когда уроки заканчивались, он шёл домой и волочил за собой портфель. Придя домой, ложился на диван. А потом, не помыв рук, ел хлеб с сыром всухомятку и смотрел мультики.

     И вот однажды он серьёзно заболел.

     Мама и бабушка испугались не на шутку и вызвали врача. Врач осмотрел Игоря. Доктор сказал, что нужно соблюдать режим дня, делать зарядку и есть полезную пищу.

     Игорь стал выполнять рекомендации врача. Через некоторое время он записался в спортивную секцию и сделался сильным и здоровым.

Крюкова Татьяна

     После прослушивания выступлений учащиеся формулируют основные правила здорового образа жизни. На доске появляется памятка с «Правилами здорового образа жизни», которая впоследствии ксерокопируется и раздаётся каждому ученику в классе.

Правила здорового образа жизни

  • Соблюдай чистоту!
  • Правильно питайся!
  • Сочетай труд и отдых!
  • Больше двигайся!
  • Соблюдай режим дня!
  • Не заводи вредных привычек!

     - Подведёт итог нашему разговору о здоровом образе жизни ученица, прочитав своё стихотворение.

Будьте здоровы

Как хорошо здоровым быть,

И можно на коньках ходить,

И можно поиграть с мячом,

И вместе с другом, и втроем!

Но, чтоб тебе здоровым быть,

По правилам придётся жить:

Зарядку делать по утрам,

Гулять, играть полезно нам,

Купаться, спать и закаляться,

А также правильно питаться!

Ромашева Александра

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (тест).

     На интерактивной доске демонстрируется тест, который выполняется детьми самостоятельно. Затем тест повторяется (неправильные ответы исчезают с экрана). Учащиеся проверяют правильность выполненного ими задания.

VI. Рефлексия деятельности.

– Какую задачу ставили сегодня на уроке?

– Удалось ли её решить?

– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

– Что ещё вы хотели бы узнать о строении и работе человеческого организма?

– Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?

 - Если урок был для тебя полезным или понравился тебе, подними зелёную карточку. Если затрудняешься ответить – жёлтую. Если было не интересно или урок показался тебе скучным, покажи красную карточку.

– Поблагодарим друг друга аплодисментами.

VII. Домашнее задание.

  • Оформи памятку «Правила здорового образа жизни», сделай её красивой.
  • Попроси взрослых в семье помочь тебе вести здоровый образ жизни. Постарайтесь вместе соблюдать правила сохранения здоровья.
  • Попробуй сочинить новые произведения на тему «Мы и наше здоровье» (по желанию).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Это зависит от тебя." Буклет "Здоровый образ жизни"

Данную презентацию можно ипользовать и на уроках физкультуры,  во внеклассной работе по направлению "Здоровье".Направлена на фомирование культуры соранения здоровья, желание стать человеком, кото...

Твоё здоровье

цель классного часа- раскрыть понятие "здоровье", рассмотреть здоровье, как основную ценность человека и человеческого общества....

Урок здоровья "Твоё здоровье - в твоих руках"

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Путешествие в город Здоровейск....

урок окружающего мира в 4 классе "Это зависит от тебя"

урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России" по теме "Это зависит от тебя"...

Проект по окружающему миру «Будущее Земли зависит от тебя» для учащихся начальной школы 1-2 класс. «Посадка и высадка дубков»

Проект по окружающему миру "Будущее Земли зависит от тебя"расчитан на учащихся начальной школы 1-2 класс.Цель этого проекта Озеленение  родного города. Посадка и высадка  дубков в ...

Классный час, мастерская здоровья "Твоё здоровье-в твоих руках"

профилактика  табакокурения, повторить  влияние  вредных  привычек  на организм   человека; способствовать  развитию  умения  принимать  ре...

Викторина "Наше здоровье зависит от нас"

Материал для проведения внеклассного занятия или классного часа по ЗОЖ...