конспект урока по окружающему миру на тему "Зоны пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кокорина Наталья Борисовна

конспект урока по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему "Зона пустынь". Урок игра - путешествие, где учащиеся сами добывают новый материал путем выполнения заданий, ранее подготовленных учитклкм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

на тему: «Зона пустынь».

Перспективная начальная школа.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва.

 Окружающий мир. 4 класс.

                                                                                                                                                                               

Подготовила и провела

учитель начальных классов

                                                                                                                                                       Кокорина Н.Б.

Тема урока: Зона пустынь.

Цели:

Познавательные:

- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;

- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой;

Развивающие:

- развивать наблюдательность;

- развивать УУД:

Регулятивные УУД:организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературой.

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог;

- грамотно задавать вопросы и строить ответы;

-слушать и понимать речь других.

Воспитательные:

  • воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип  урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (умение работать в группах), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, работа в группах.

Оборудование: Плакат «Пустыня», физическая карта Россия,  билеты, карточки с творческим заданиями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Этап мотивации

3 минуты

- Я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сочиним урок! 

 - Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Наталья Борисовна.

Предлагаю вам отправиться в путешествие, в мир природы. Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?

 

 - А если нам надо пересечь половину нашей необъятной страны, на каком виде транспорта быстрее добраться до нужного места?

- Что нужно пассажиру для поездки в транспорте?

- У вас на каждой парте лежит билетик. Билет не обычный, это пропуск в следующую природную зону. Чтобы туда попасть, мы с вами должны выполнить задание. Посмотрите, на каждом билете номер, который соответствует с вопросом на картинке. На обратной стороне билета таблица, в ней вы будите отмечать справились ли вы с заданием. Если справились успешно, то напротив задания ставите +, если же не справились или были затруднения ставите -.

Готовы отправиться в путешествие?

 - Дети, вы заметили, что вас рассадили по 3 человека, получилось 4 группы. А как будет называться ваша группа вы узнаете, когда получите конверт с заданием.

- Ребята, работать на уроке вы будите в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- ответы детей.

- самолет

- билет

- да

- ответы детей

(приложение 1)

На парте у детей лежит билет

 Этап актуализация полученных знаний

5 минут

- Итак, кто желает первым ответить на вопрос?

     Какие животные встречаются в степях? Какие из них занесены в Красную Книгу? Куропатки, жаворонки, ящерицы, лиса, волк, грызуны, птица Дрофа и лошадь Кулан занесены в Красную книгу.

    В чём заключается главная особенность степи? Четко выражены 4 сезона: зима холодная, весна теплая, засушливое лето и сухая осень

   Почему в степи нет лесов? Потому что деревьям не хватает влаги

   Как называются ветра, которые можно увидеть в степи летом?

суховеи, пыльные бури

Дети по очереди отвечают  на вопросы

После задания дети отметить на билете + или –

После каждого ответа детей, учитель перевёртывает картинку на доске.

Этап постановки темы урока и плана

3 минуты

- Снова пришёл долгожданный миг

Нам пора в дорогу

Он зовет нас в загадочный мир

Таинственный мир природы.  

 Сегодня свои тайны раскроет ещё одна природная зона России.

- Ребята, в какую природную зону мы попали?

 

 - По каким признакам вы определили это?

 - Правильно, а теперь давайте сформулируем тему нашего урока

- Чтобы не заблудиться в мире информации о пустынях, предлагаю наметить план, что мы хотели бы узнать о зоне пустыни, для этого сформулируем задачи урока.

 - Географическое положение

Особенности климата

Растительный мир

Животный мир 

 - пустыня

 - ответы детей 

 - Зона пустынь

Учитель на доску вывешивает план работы (приложение3)

Этап

изучение нового материала

15 минут

- Пустыня…Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

- В пустыне всё непривычно и непонятно.

-  Предлагаю, одному из команды вытягивает конверт с заданиями.

- В конвертах находятся помогайки, которые помогут вам выполнить творческое задание и ответить проблемный вопрос.

 Далее выступление детей, защита своих работ (вывешивает на доску)

Физминутка.

Солнце светит высоко-

Очень – очень высоко,

А колодец далеко-

Очень-очень далеко,

А вокруг одни пески

Слева, справа всё пески.

А пески те горячи

Очень-очень горячи.

Караван идёт день полный

Впереди нелёгкий путь.

Но хозяин очень добрый,

Дал верблюдам отдохнуть.

- ответы детей

Каждая команда выбирает конверт с заданиями

Работа в группах

Защита творческих работ

После задания дети отметить на билете + или –

На доску учитель вывешивает памятку работы в группе (приложение 4)

(приложение 5)

Каждое задание учитель вешает на доску.

Этап первичного закрепления материала

5 минут

- Ребята, давайте проверим как вы усвоили новый материал. Я вам буду зачитывать высказывания, если вы согласны, то напротив каждого высказывания  ставьте +, если высказывание не соответствует теме урока, то ставите -.  

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. ( +).
  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+).
  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности (-).
  4. Верблюд не может долгое время находиться без воды. (-).
  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+).

- Давайте сверим ваши ответы с доской.  

Каждый ученик получает карточку с заданием

Самооценка

После задания дети отметить на билете + или –

Работы сдайте учителю

На доску учитель вешает правильные ответы

(приложение 6.)

Выставление оценок

Домашнее задание

2 минуты

 - Ребята, домашнее задание будет творческим. Подготовить рассказ на тему «Моё путешествие по пустыне».

Рефлексия

7 минут

 - Итак, наш урок подходит к завершению. Мы у себя дома, а пустыня все также далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

 - Как вы думаете, выполнили мы за урок поставленные задачи в начале урока?

 

- Скажите, что вы узнали интересного для себя на сегодняшнем уроке?

 - А теперь давайте представьте себе, кем бы вы оказались в пустыне: верблюжьей колючкой, если вы ничего не поняли, если поняли, но не все, то колосником, а если все поняли с урока, то дерево саксаул.

 - ответы детей

 

- ответы детей

Дети выбирают соответствующую картинку и прикрепляют на картину Пустыни.

(приложение 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс

Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Конспект урока по окружающему миру В ледяной пустыне (4 кл)

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему "В ледяной пустыне" (раздел По родным просторам)...

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...