Выступление на городском семинаре на тему:"Организация проектной деятельности в младших классах"
проект по окружающему миру (2 класс)

Сивкова Ольга Германовна

Метод проекта- одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления (сл.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа  №609 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Статья

тема : «Организация проектной деятельности

младших школьников»

Выполнен:

учитель начальных классов            Сивкова  Ольга Германовна                      

       

           

                                                   Санкт-Петербург

2018 год

Оглавление  -------------------------------------------------------                                    1                  

Введение     -------------------------------------------------------                                     2

Актуальность                 -----------------------------------------                                    3

Особенности организации проектной деятельности. ------------                          4

1.Основные требования к учебному проекту   ---------------------                        5

2.Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:                           6

3.Виды проектов: ---------------------------------------------------------                     6-7

4.Структура проекта  ----------------------------------------------------                         7

5.Формы продуктов проектной деятельности --------------------                                                

6. Примеры проектов               ---------------------------                                            8                                                                  

7. Портфолио  проекта (проектная папка)

8.Распределение ролей при создании проекта.-------------------                          9.Роль ученика.  --------------------------------------------------------                            9

10.Роль учителя.  --------------------------------------------------------                        10

11.Роль родителей.       ------------------------------------------------ -                  11-12

12.Примеры проектов первоклассников   -----------------------------------      13-14

13.Заключение  ------------------------------------------------------------                14-15

14.Библиографический список --------------------------------------                         15

Приложение

Введение Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала эту тему.

Проекты в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.

  • Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности младших школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе.

Актуальность 

Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  для детей с ОВЗ предусматривает:

  • овладение учащимися способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Одним из таких методов является проектная деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

Цель: Определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников

Задачи:

  1. Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.
  2. Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.
  3. Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников  

Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время учитель будет организовывать проектную деятельность.

 Метод проекта-  одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления (сл.2)

К технологии проектной деятельности я обратилась в 2012 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование опыта других педагогов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и построила свою работу на следующих принципах:

  1. учёт интересов детей;
  2. учение через деятельность;
  3. познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
  4.  сотрудничество участников педагогического процесса
  5.  свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления  проекта. 

               Особенности организации проектной деятельности. (сл.3)

Став классным руководителем первого класса, стала применять технологию проектного метода на практике. При организации  проектной деятельности в начальной школе  мы учитываем психолого-физиологические особенности младших школьников.

У учащихся этого возраста   наглядно-образное мышление, любопытство,  интерес  к окружающему миру.

Но с чего начать, как выстроить работу, как сорганизовать детей - этим пришлось заниматься самостоятельно. Прежде всего, надо понимать, что такое проектная деятельность. Мы включаем школьников в проектную   деятельность  постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.

Преимущества  метода проекта:        (сл.4)    

-даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой ; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное , но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет  приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает  коммуникативность

Этапы проектной деятельности младших школьников: (сл. 5)

Мотивационный, планирующий ,информационно-оперативный, рефлексивно-оценочный

1.Основные требования к учебному проекту           (сл.6)

Проект – это 5-«П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

2 Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся: (сл.7)

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты (сл.8)совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

 Творческие проекты (сл.9) не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты (сл. 10) также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Информационные проекты (сл.11) направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

3.Виды проектов: (сл.12)  Персональные и групповые.

Преимущества персональных проектов:

-план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-у учащегося формируется чувство ответственности;

-учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;

-формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов: (сл.13)

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;

-элемент соревновательности  повышает мотивацию.

 Проекты по продолжительности: (сл.14)

-Мини-проекты - могут укладываться в 1-2 урока. -Краткосрочные проекты – требуют 4-6 уроков для координации  деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. -Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. .   Важно, чтобы проекты не были долгосрочными,  так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2-3 месяцев.

 4. Структура проекта (сл.15)

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий):проектировочные, исследовательские, информационные, кооперативные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные).(сл.16)

-

  1. Постановка проблемы.
  2. Выдвижение путей решения.
  3. Деление на группы.
  4. Планирование деятельности.
  5. Выбор форм продукта
  6. Подготовка продукта:
  1. Сбор информации
  2. Структурирование информации
  3. Изготовление продукта
  4. Оформление продукта
  5. Выбор формы презентации
  6. Подготовка презентации
  7. Презентация
  8. Самооценка и самоанализ.

5. Формы продуктов проектной деятельности (сл.17)

  • Газеты
  • Игра,  мультимедийный  продукт
  • Костюм
  • Альбом
  • Видеофильм
  • Спектакль
  • Урок, тематическая выставка рисунков, скульптур, поделок
  • Справочник, презентация, учебное пособие, буклет
  • Устный журнал, афиша, модель, памятка, плакат, раскладушка
  • Экскурсия, поход

6.Примеры проектов , выполненные младшими школьниками  (сл.18) 1.Проект «Азбука, прощай» (1класс)                                                                                                                                   2.Проект «Осенняя фантазия» (1 класс)                                                                                                                           3.Проект «Моя семья». (1 класс )                                                                4.Проект «Расскажи о себе» (1 класс)                                                        5.Проект «Когда жили динозавры» (1 класс)                                         6.Проект «Букет вежливых слов» (2 класс)                                              7.Проект «Вместе делаем книгу» ( 2 класс)                             8.Проект«Экологическая сказка» (2 класс)                                          9.Проект «Секреты  здоровья»                                                                10.Проект «Чудесный мир народной сказки».  (2 класс)                  11.Проект « Профессии нашей мечты» (3 класс)                                   12.12.Проект «Числа  в пословицах и поговорках»(3класс)                  13.Проект « Мой город»  (4 класс)                                                            14.Проект « Удивительное рядом» ( 4 класс)

7.Портфолио проекта ( проектная папка).(сл.19)

В состав проектной папки входят:- паспорт проекта;                                                                                                                                  

-планы выполнения проекта и отдельных его этапов ( для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

- промежуточные отчеты группы;

- вся собранная информация по теме, в том числе распечатки  из Интернета;

- результаты исследований и анализа;

- записи всех идей, гипотез и решений;

- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

- эскизы, чертежи, наброски продукта;

- материалы к презентации (сценарий);

- другие рабочие материалы и черновики группы.

 Распределение ролей при создании проекта. (сл.20)

9.Роль ученика. (21)

При реализации проекта ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся в начальной школе ещё трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,

- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,

- действовать самостоятельно (без подсказки учителя),

- сравнивать полученное с требуемым,

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,

- объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.

10. Роль учителя в создании проекта. (сл.22,23)

Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика  и первостепенна с обучающимися с ОВЗ.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

11.Роль родителей в создании проектов.(сл.24-27)

Важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Родителям можно предложить рекомендации-памятки.

  1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
  2. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
  3. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
  4. Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
  5. На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
  1. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
  2. Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
  3. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

-консультируют;

-отслеживают выполнение плана;

-решают оперативные вопросы;

-помогают в предварительной оценке проекта;

-участвуют в подготовке презентации;

-обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

1. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.                                                                                                                                              2.Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья.

Примеры проектов первоклассников (сл.28-33))

Приступая к проектированию с первоклассниками, учитываю, что большинство ребят еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема выбрана, приступить к ее выполнению нужно немедленно, пока интерес не угас. В первое полугодие было реализовано два проекта, они были несложные. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнения других более сложных проектов.

Проект «Моя семья». Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира. Продолжительность (планируемая по проекту в целом): 2-3 урока.      Цель проекта:

  1. - повысить интерес учащихся к истории своей семьи.
  2. Ресурсы: семья, семейные фотографии.
  3. План проведения:
  4. 1 урок:
  5. Составление рассказа о своей семье.
  6. Дети рисуют своих близких.
  7. Домашнее задание: подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:
  8. Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.
  9. Подписать всех членов семьи.
  10. Записать звуковой рассказ о семье.
  11. 2 урок: презентация продукта.

В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Данный проект можно назвать – семейный. Он расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их творческой энергией, способствал позитивным изменениям в семье, помог выстраить взаимодействие и сотрудничество семьи и

Проект «Расскажи о себе».  Яркими и интересными получились индивидуальные проекты

«Расскажи о себе», которые вылились в один продукт – электронный альбом о ребятах 1 «б» класса.

Цель: Выявление интересов детей, их творческих и познавательных способностей.

Задачи проекта: формирование у учащихся коммуникативной компетенции; внимательного, бережного и доброжелательного отношения к своим одноклассникам; необходимость понимания того, что каждый человек в нашем классе интересен, важен и достоин внимания.

  1. Работа над проектом:
  2. 1-й этап: выбор темы.
  3. Учащимся было предложено продумать, как можно представить свои увлечения, интересы. Обсудили форму презентации.
  4. 2-й этап: выход на родителей (более глубокое понимание темы проекта).
  5. 3-й этап: презентация проекта.

Проект «Расскажи о себе» позволил ребятам раскрыться самим и лучше узнать других. Одни ребята приготовили устный рассказ с показом своих талантов и увлечений. Ребята  показывали физические упражнения, танцевали.. Некоторые родители, используя компьютерные технологии, помогли создать видеофильм.

          Ожидаемые результаты:      (сл.34)                                                                                             портрет выпускника начальной школы

  • деятельный и активный

креативный, любознательный, инициативный ( исследовательский интерес)

  • открытый к внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый

 (коммуникативность, ответственность)

  • положительное отношение к себе, уверенность в своих силах (саморегуляция, уважительное отношение к окружающим, к любой точке зрения)
  • чувство собственного достоинства (навыки  саморегуляции и здорового образа  жизни)

Учебная самостоятельность, умение учиться.

                    Заключение (сл.35,36)

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности

  1. Библиографический список
  2. 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  3. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. 4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  5. 5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  6. 6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
  7. 7.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  8. 8..Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  9. 9..Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  10. 10..Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  11. Сайты интернета:
  12. it-n.ru›Board.aspx
  13. togur-school.tom.ru
  14. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»

Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"...

Методический семинар«Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии»

Методический семинар " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"...