План-конспект урока "Будь природе другом!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Усачева Юлия Юрьевна

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Будь природе другом!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения детей к природе на основе выявления тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о взаимосвязи всего живого на Земле;
  • выявить основные пути загрязнения природы;
  • научить учащихся правильно вести себя в природе, оказывать посильную помощь природе;

развивающие:

  • расширять кругозор детей о природе;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение
  • развивать умения осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
  • развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность;
  • развивать умение работать в паре, вести учебный диалог;
  • способствовать развитию мышления, творческих способностей детей.

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

Используя обучающие, развивающие, воспитывающие задачи, я смогла достичь следующие результаты.

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные:  принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; выполнять исследовательскую деятельность, делать выводы,  контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать  причинно–следственные  связи.

Коммуникативные:    формулировать собственное мнение и позицию; содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты обучения:

- создать условия для формирования  навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и  анализа  факторов, угрожающих живой природе.

- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе.

Личностные результаты:

- формировать экологическую культуру и знания:   понимать красоту и значение  природы для самого человека и для живых существ, развитие личности учащихся, психических познавательных процессов.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок методологической направленности).

Вид урока: комбинированный.

Оборудование. Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» - 2 класс, мультимедийный проектор, компьютер,  презентация по теме урока, условные знаки «Правила природы», поделки детей из бросового материала.

Раздаточный материал: рабочие листы для индивидуальной работы и работы в парах, сигнальные круги, материал для проведения исследовательской деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

У: Дети, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

 Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II. Актуализация новых знаний. Повторение пройденного.

У: Каждый наш урок – это маленькое открытие. А чтобы совершить открытие, какими качествами надо обладать?

Д: Нужно быть внимательным и наблюдательным.

У: Проверим, насколько вы внимательны.  Приготовьтесь выполнять первое задание.

1. Игра на внимание: «Найдите спрятанные слова»:

У: Какой общей темой объединены все эти слова?

Д: Все слова на тему «Природа»

У: Сегодня на уроке мы завершаем изучение большого раздела «Природа»

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не создано руками человека)

У: Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир природы.

Посмотрите на доску.

(Отрывок из видеоклипа «Зеркало природы»)

Ребята, а кто из вас был в лесу? Поднимите руку.

А как правильно вести себя в лесу?

III. Сообщение темы и целей урока:

Посмотрите на доску.

У: Пользуясь кодом, расшифруйте тему урока.

У: Как вы думаете, что значит быть природе другом?

Д: Быть другом природе – значит любить природу, с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её.)

Дети, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

У:  Цель нашего урока – научиться правильно вести себя в природе, оказывать посильную помощь природе.

IV. Работа над темой урока.

1. Обсуждение сказки.

У: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в мир природы. Итак мы отправляемся в лес.

У: Однажды один художник решил нарисовать лес.  Он сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья.

Наш художник остался доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял  Старичок Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- Как вы думаете почему?

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Почему это произошло?

Нарисовал художник птиц, но и этого оказалось мало.

- Кого забыл ещё нарисовать художник?

- Нарисовал он зверей и посмотрите –лес ожил!

У: Значит, в природе всё взаимосвязано. Цветы не могут жить без насекомых, насекомые - без птиц, деревья - без птиц, птицы - без насекомых …

2. Знакомство с экологическим светофором.

У: Продолжаем путешествие и помощником возьмём с собой экологический светофор. Он лежит у вас на парте. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги:

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

Скажет лес тебе «Спасибо!»

Запомнили?

3.  Постановка проблемы.

- Посмотрите на доску. Дети, я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно.

Да здравствует природа!

Я ей законный сын.

Природа для народа –

Бесплатный магазин.

Как вы понимаете строки ? (Природа для народа , бесплатный магазин).

Д. - Природа даёт людям воду, воздух, еду, одежду, жильё, щедро делится с людьми своими богатствами, открывает свои тайны людям, но богатства природы не безграничны и их надо беречь.

4. Просмотр фрагмента мультфильма «Да здравствует природа!»

У: Сейчас мы просмотрим фрагмент мультфильма «Да здравствует природа!»

Смотрите внимательно, чтобы ответить на вопрос какой вред может человек нанести природе?

У: Давайте обратимся к нашему экологическому светофору. Как вел себя герой мультфильма. Покажите знак светофора. (Дети показывают красный сигнал)

4. Беседа по сюжету:

У. - Какой вред нанёс  турист природе ?

Д: - Ловля рыбы сетями может привести к исчезновению ценнейших видов рыб.

- Выпиливание леса приведёт к тому, что деревьев станет меньше, а деревья – это лёгкие планеты, дом для многих животных.

Работа с бензопилой создаёт большой шум и животные могут испугаться, а то и вовсе покинуть лес.

- Не затушенные окурки, разведение костров могут привести к пожару в лесу, а ещё под огнём сгорают зеленые ростки свежей молодой травы, семена растений, сохраняющиеся в почвемелкие животные, населяющие траву и верхний слой почвы.

У. –А кто из вас заметил  не затушенные окурки? Что вы мне можете об этом сказать?

(Курение запрещено, оно отрицательно влияет на здоровье человека)

Кто из вас был внимательным и заметил что у туриста в канистре?

Какой вред бензин может принести природе ?  (Если он разольётся, травы и цветы на этом месте не будут расти. А ещё может возникнуть пожар)

Ребята, а что оставили после себя горе-туристы? (кучу мусора)

У: А вы знаете, что  под полиэтиленом не растет трава, о консервную банку и бутылку могут порезаться люди и животные, а пакеты и бумага не украшают лесные полянки. А еще стекло может сработать как линза, и тогда в лесу возникнет пожар.

У: Что нужно сделать с этими предметами?

- Можно ли мусор сжечь?

У: При горении полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок в атмосферу выделяются вредные вещества. А это плохо влияет на здоровье человека.

- Закопать можно? Почему?

- Потому что:

Бумага разлагается – 2-3 года

Консервная банка 6 — 10 лет

Полиэтилен - 60 лет

Стекло - 600 лет

Пластиковая бутылка - не разлагается.

V. Физкультминутка.

Ребята, сейчас мы с вами отдохнём.  Встали. Я буду читать стихотворение, а вы будете повторять за мной движения.

- Мы  в лесу.

Какой свежий воздух! Давайте глубоко вздохнём.

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VI. Исследовательская деятельность

У. А теперь мы побудем в роли юных учёных и проведём эксперимент.

Но сначала подготовим рабочее место. У вас на партах стоят коробочки,  поставьте перед собой.

Возьмите в руки лист с дерева. Попробуем его помять, аккуратно над коробкой. Во что превратился листок? (пыль). Легко ли природе переработать этот листок? (да)

Возьмите в руки лист бумаги.  Попробуем его помять, а теперь порвать. Природа будет легко перерабатывать этот лист? (нет) Почему? (бумага в земле разлагается 2-3 года).

 

Возьмите в руки полиэтиленовый пакет. Попробуем его помять, а теперь порвать. Получается, но трудно. Давайте опустим его в воду. Что-то происходит? (нет). Природе будет легко перерабатывать полиэтиленовый пакет? (нет). Почему? (полиэтиленовый пакет разлагается в земле 60 лет).

Дети, у меня есть другой пакет. Кто поможет мне смять этот пакет? Что –то произошло с пакетом?  Давайте опустим его в воду. (мешаю палочкой) Что –то произошло с пакетом?  (да, он растворился в воде). Наука не стоит на месте, современные технологии позволяют изготавливать пакеты, которые растворяются в воде. Сложно ли будет природе перерабатывать такой пакет? (легко)

Значит, в быту лучше использовать те материалы, которые легко перерабатывает природа.

Так что же делать с мусором?

Д: Мусор не надо оставлять в лесу. Его нужно забрать с собой и выбросить в мусорные контейнеры.

1. Выставка «Новая жизнь ненужных вещей».

У: Ребята, очень часто те вещи, которые, казалось бы, совсем не нужны, могут послужить нам ещё, но в другой роли. Посмотрите, какие прекрасные поделки из бросового материала у вас получились.

VII. Работа по учебнику.

Работаем по учебнику. Откройте учебник на с.92 и рассмотрите внимательно схему. Расскажите, почему многие животные и растения встречаются в природе всё реже? Начнём работать со знаками, которые находятся вверху таблицы. Что показывает первый знак?

Работаем на с. 93. Наши друзья Серёжа и Надя придумали несколько простых правил поведения в природе, они их назвали «Правилами друзей природы» и придумали к ним экологические знаки. Прочитаем эти правила. (показываю экологический знак).

Посмотрите на экологические знаки. Эти знаки называются запрещающими и выглядят так: перечёркнутый красный кружок.

У: Экологических знаков очень много.

Никогда их не забудь.

Пусть тебе они помогут

Безопасный выбрать путь!

VIII. Закрепление изученного.

1. Работа с условными знаками .

Самостоятельная работа и взаимопроверка в парах. (2 карандаша – красный и зеленый, листок с таблицей)

У: Давайте попробуем оценить действия человека. Рассмотрите условные знаки и обведите красным карандашом те картинки, где изображено отрицательное влияние человека на природу, а зелёным – положительное.

Правильный ответ на доске. Проверьте.

 (Проверка с сигнальными кругами)

2.  Составь пословицу об охране природы

( Самостоятельная работа в парах.)

И всё таки люди всегда задумывались о том, как сберечь природу. Тема охраны природы всегда прослеживалась в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Сейчас вы соберёте пословицы о труде. Работать будем в парах. На партах у вас лежат белые конверты. Возьмите их в руки. Приступаем к работе.

Дети составляют пословицы из разрезных карточек, зачитывают.

  • Кто с дерева кору снимает, // тот его убивает.
  • Рощи да леса – // всему миру краса.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Кто согласен, поднимите зелёный сигнал светофора. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

IХ. Итог урока.

У: Кто же чаще всего является правонарушителем в природе? Кого человек наказывает? (Сам себя).

Да, дети, всё тесно связано вокруг

(Примеры мы не будем множить),

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Рефлексия

У кого все получилось, кто работал активно? Поднимите зелёный сигнал светофора.

У кого были трудности? Поднимите жёлтый сигнал светофора. В чём ты испытывал трудности?

Ребята, научились ли вы сегодня правильно вести себя в природе? Вы молодцы, все хорошо работали на уроке. Но особенно активными на протяжении всего урока работали……

Дети, у каждого из вас на парте лежит жёлтый листок, возьмите его и ручкой напишите на листке кто вы для природы - друг или враг. Отложите листочки  в сторону.

Кто хочет нам сказать кем ты являешься для природы другом или врагом. Почему?

В этом году, вы знаете, что этот год экологии, мы с вами сделали много полезных дел: сажали деревья, цветы, сделали и повесили кормушки, убирали территорию школьного двора и ещё нам предстоит с вами выполнить много добрых и нужных дел.

Домашнее задание по выбору: Нарисовать рисунки о бережном отношении к природе. Написать несколько предложений на тему: «Я защитник природы»

Кто-то к нам пришёл. Вручение памятных эмблем (Друзья природы)

Поаплодируем нашим артистам!

 Встали все, урок окончен.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

План - конспект урока

по окружающему миру на тему:

 "Будь природе другом!"

Провела: учитель начальных классов

          Усачева Юлия Юрьевна

2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экскурсии в природу

Цели:–        продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и влияние их на организмы;–        раскрыть вза...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

План – конспект занятия «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первосте...

План - конспект «Математика и природа» (Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов) 2 кл

План - конспект  интегрированного урока  по математике с элементами экологии(Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов)....

План конспект классного часа для 3 класса на тему: «Умение общаться друг с другом, взаимопонимании и взаимопомощь.»

План конспект классного часа для 3 класса на тему: «Умение общаться друг с другом, взаимопонимании и взаимопомощь.»...

План-конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3

Цели:   познакомить воспитанников с жизнью животных весной;              развивать связную речь, внимание, память...