План-конспект урока окружающий мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дрозд Наталья Александровна

План-конспект урока окружающий мира

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр. 68-75, рабочая тетрадь №1 стр. 24-26

Тема урока: «Растения – живые существа (организмы)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_3b_klassa_drozd_16_10_18_novoe.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока окружающий мира

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр. 68-75, рабочая тетрадь №1 стр. 24-26)

Организационно-деятельностный компонент:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Растения – живые существа (организмы)»

Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о жизни растений и о роли каждого его органа (корень, стебель, листья).

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся со способом питания зеленых растений, способностью менять места обитания, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

Развивающие: развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление     учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. 

Здоровье сберегающие:  соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать умения самостоятельно

формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и вступать в диалог с товарищами , учувствовать в коллективном обсуждении проблемы

Предметные: развивать нравственную отзывчивость.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал: маски на голову (3 шт.), таблица(8 шт.), жетоны (40 шт.), карточки (3 шт.).

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

  1. Организация начала урока.
  1. Приветствие

У: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У: - Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник.

3) Мотивация к обучению и познанию

У: - Сегодня на уроке я за правильные ответы буду раздавать вам жетоны. У кого будет больше жетонов, тот получит хорошую оценку. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке, быть внимательными и доброжелательными друг к другу. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

II. Актуализация умений и знаний.

1) Групповая работа:

У: - О чем так говорят? Дышит, растет, а ходить не может?

Д: - Растение.

У: - Верно. На прошлом уроке вы изучали разнообразие мира растений. Для закреплений ваших знаний я предлагаю разделиться на команды.

(Сайд 1) По каким признакам ученые разделили все растения на разные группы?

Виды растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды и семена

Водоросли

Моховидные

+

+

Папоротники

+

+

+

Хвойные

+

+

+

+

Лишайники

Цветковые

+

+

+

+

+

III. Открытие новой темы. Целеполагание . Мы сегодня  продолжим говорить о растениях.

У: - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки.

(Слайд 2) В высоту, к теплу и свету
    Без усилий лезут ветки,
    И настойчивей, упорней
    Прорастают в землю ....

Д: - Корни.

(Слайд 3)

У: - Вот висит на ветке

       Маленькая почка,

       Ждет тепла и солнца,

       Чтобы стать ...

Д: - Листочком

(Слайд 4)

У: - У растений он неодинаковый.

       У травянистых растений мягкий,

       У деревьев и кустарников – твердый.

       Что это?

Д: - Стебель.

У: - Какие молодцы! Теперь прочитайте карточки, которые я вывесила на доску. Какая тема нашего урока, о которой мы будем говорить?

Д: - «Корни, стебель, листья»

У: - Какая цель нашего урока?  Что мы должны сегодня узнать?

Д: - Должны узнать: - что из себя представляет корень, стебель и литья;

                                    - их значение и роль для растений.

У: - Верно. С какой части растения начинаются?

Д: - С корня

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах по учебнику.

У: - Откройте учебник на странице 68 и прочитайте про корни и их значение. После прочтения я задам вопросы. За каждый правильный ответ можно получить жетон. Вопросы (Слайд)

  1. Лекция с элементами беседы.

У: - Что такое корень?

Д: - Корень – это подземный орган многих растений.

У: - Какова роль корня?

Д: - Он поглощает из почвы необходимые для жизни растения вещества – воду и минеральные соли. Корень сильно ветвится. Широко распространяется в почве образуя корневую систему. Чтобы добыть воду, у некоторых растений корни проникают на большую глубину

У: - Значение корня для растения?

Д: - С помощью корня растение закрепляется в почве и может удерживаться даже при сильном ветре.

У: - Растения – корнеплоды.  Какие это могут быть растения?

Д: - У таких растений, как морковь, свёкла, петрушка, в корнях откладываются питательные вещества. Корни этих растений называются корнеплодами.

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах по учебнику.

У: - Все верно. Теперь мы познакомимся с другой частью растения  - с листьями. Прочитайте о нем на странице 70.

После прочтения я задам вопросы. За каждый правильный ответ можно получить жетон. Вопросы (Слайд)

  1. Лекция с элементами беседы

У: - Что такое лист?

Д: - Орган питания.

У: - Какими бывают части  листьев?

Д: - Пластинка, черешок, прилистники и основание.

У: - Назовите виды листьев?

Д: - Простые и сложные.

У: - Чем они отличаются?

Д: - Простые листья – имеют одну листовую пластину. Сложные листья – состоят из нескольких листьев, каждый из которых своим черешком прикреплён к общему черешку.

У: - Какова роль листьев для растений?

Д: - С помощью листьев растение испаряет воду. Самая важная функция – образование органических веществ. Листья улавливают солнечный свет.

У: - Отлично. Теперь вы знаете, что такое лист.

У: - Сейчас я предлагаю отвлечься и отдохнуть.

V. Физминутка.

1. Выполняется сидя за столом.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) 
Гуси, грачи, журавли - (
круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали - (
движения руками имитируют махи крыльев).

2. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало - (
встают руки вверх с разведенными пальцами
Вдруг повеял ветерок - (
махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища
Небо тучей заволок - (
круговые движения руками влево, затем вправо
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (
барабанят пальцами по столу
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (
 кладут голову на руки).

У: - Отдохнули, а теперь настраиваемся на работу.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах по учебнику.

У: - Сейчас я предлагаю прочитать станицу 73 и узнать про стебель растения. После прочтения я задам вопросы. За каждый правильный ответ можно получить жетон. Вопросы (Слайд)

  1. Лекция с элементами беседы

У: - Что такое стебель?

Д: - Это часть побега.

У: - Роль стебля для растений?

Д: - Служит опорой листьям и почкам, а также плодам и цветкам. По нему проходит вода и питательные вещества. Если растение сломать или оно само сломалось, то растение желтеет и погибает.

У: - Различие стеблей деревьев и травянистых растений. (Рисунок на стр. 74)

Д: - У дерева стебель твердый, а у растений он мягкий и его легко можно сломать.

У: - Все верно. Мы много интересно для нас узнали. И получили за это жетоны.

У: - Сейчас будет рубрика  «Интересные факты»

Про корни:

У самой обыкновенной озимой ржи (Слайд 6), которую можно встретить в каждом регионе нашей страны, выделяется необыкновенно длинной корневой системой. Общая длина множества корешков (каждый из которых сам по себе невелик) достигает сотен километров. У рекордного растения озимой ржи она превысила шестьсот двадцать километров (Слайд 6). Если среди всех  растений ржи принадлежит первое место по длине корневой системы, то среди деревьев чемпионский титул достался сосне обыкновенной (Слайд 7), чей показатель – пятьдесят километров (Слайд 7). Наряду с очень длинными корнями существуют также очень глубокие. Корень инжира (Слайд 8) заходит на сто двадцать метров под землю (Слайд 8).

Про листья:

До сих пор не изучено, сколько же на самом деле в природе существует форм у листьев. В тех регионах земного шара, где люди переживают четыре времени года, им дано наблюдать за всем жизненным циклом листьев — от появления из набухших почек до изменения цвета с зеленого на багряный, желтый и красный (Слайд 9). По внешнему виду листочков можно определить здорово ли растение, получает ли оно сбалансированное питание. Например, если в питании избыток кислоты, то листья будут иметь по краям красноватый оттенок, если больше щелочи – яркий зеленый, даже бирюзовый. У такого растения, как плющ (Слайд 10), листья сами способны разворачиваться к солнечному свету, подставляя ему всю поверхность. Усики гороха (Слайд 11), которые цепляются за всевозможные выступы и помогают растению поддерживать вертикальное положение – это тоже видоизмененные листья. Сложно представить, что у кактусов помимо колючек есть еще и обыкновенные листочки (Слайд 12), но, как оказалось, сей факт доказан и неопровержим. Рассматривать их можно только в микроскоп, поскольку размеры их очень малы и располагаются они в самом основании ствола растения. Листья кактуса заняли почетное первое место в номинации самых маленьких. Гигантские пластины, способные выдержать груз до 75 кг. – это ни что иное, как листья кувшинки «Виктории амазонской» (Слайд 13)

Ну и самое последнее, что мы узнаем, - это про стебель.

Самый длинный стебель имеет тропическая лиана (Слайд 14). Она порой вытягивается до сотни метров. Лианы переплетают деревья, создавая гигантскую живую паутину. Однако рекорд среди лиановых растений принадлежит ротанговой пальме. Самая длинная из ротанговых пальм-лиан - каламус лучший (Слайд 15). Длина его стебля превышает 300 метров. Растут эти лианы в дождевых тропических лесах Африки и Юго-Восточной Азии.

VII. Закрепление изученного материала.

У: - Сейчас предлагаю вам с играть в сказке «Кто важней?» главные роли. Для этого мне понадобятся 3 ученика. Выбирать я буду сама. В ней будут участвовать самые активные на мой взгляд дети. (Чтение сказки по ролям)

У: - Поспорили однажды корень, стебель и лист – кто из них важней. Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Корень: Я – корень. Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не может.

Стебель: Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

Лист: Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может я главнее всех?

У: - Не спорте. Все органы растения тесно связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. Растение живёт как единое целое. Поэтому повреждение любой части его может привести растение к гибели.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: - Все части растения важны. Надо беречь растение и не рвать цветы, не ломать ветки, не вырывать из земли.

Я сорвал цветок.

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

Как вы понимаете это стихотворение?

Д: - Все растение и животные живые существа. Сорвав или поймав, мы лишаем их жизни. А так нельзя.

У: - Все верно. Вот и подошёл к концу наш урок. Интересный он был?

Д: - Да.

У: - Что вам понравилось?

Д: - Работа в парах, «Интересные факты», сказка.

У: - О чём вы расскажете дома?

Д: - О защите растений; о листьях.

У: - Какую цель мы поставили в начале урока? Выполнили мы её?

Д: - Что из себя представляет корень, стебель и литья;

     - их значение и роль для растений. Да.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Описать растение по плану. Растения на выбор. Можно написать, а можно устно.

  1. Как называется это растение?
  2. Классификация стеблей растения?
  3. Листья этого растения простые или сложные?
  4. Длинный корень этого растения или короткий?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России

План-конспект урока  окружающего мира в 4 классе по программе  А. Плешакова - УМК Школа России...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс...

План-конспект занятия по окружающему миру Тема «Зима» ФГОС НОО для детей с ОВЗ, вариант 3.4

План-конспект занятия по окружающему миру Тема «Зима»  ФГОС НОО для детей с ОВЗ,  вариант 3.4...