Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Хохрякова Алёна Александровна

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Хохрякова Алёна Александровна, имеющаяся (нет) и запрашиваемая (первая) категория, МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики

Предмет:   окружающий мир                            Класс:  1                 Учебник (УМК): Плешаков А.А. Окружающий мир 2 часть. 1 класс

Тема урока:  Где живут слоны?                       Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», мультимедийная презентация,  образцы географических карт, карандаши красного и зеленого цвета, изображения одежды и снаряжения, карточки с изображениями животных, сигнальные карточки (красные, зеленые), изображения слоников для рефлексии.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок.

В классе 7 учащихся. Дети уже слышат учителя, активно работают на уроках, знакомы с правилами поведения, но не все могут контролировать себя во время урока.

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • умение формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;
  • осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий;

• познавательными УУД:

  • умение отличать новое знание от уже известного под руководством учителя;
  • освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом;
  • умение ориентироваться в учебнике;

У большинства учащихся не сформировано умение:

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

• личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, осознание личностного смысла учения

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

нахождение на глобусе экватора, саванны, тропических лесов

1 уровень — нахождение, адекватное употребление в речи

называть вещи,  необходимые для путешествия в жаркие районы

2 уровень – называют вещи, объясняют их значимость

овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных, установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями

1 уровень — адекватное использование в речи

Регулятивные УУД

умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

принимать и сохранять учебную цель и задачу

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

Познавательные УУД

умение отличать новое знание от уже известного

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

умение классифицировать объекты

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные УУД

учиться высказывать свое мнение

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

умение слушать и вступать в коллективное обсуждение вопросов

1 уровень – вступать в коллективное обсуждение по инициативе учителя

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Личностные УУД

позитивное отношение к предстоящей деятельности

1 уровень – создание позитивного отношения к предстоящей деятельности по инициативе учителя

развитие познавательных интересов

1 уровень –  выполнение учебного действия по инициативе учителя

осознание личностного смысла учения, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(10  мин)

Проверить готовность учащихся к уроку.

Активизировать внимание.

Словесный

Фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Мы смелые, мы умные, мы внимательные, мы старательные,

В первом классе учимся,

Все у нас получится.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности.

Выявить уровень имеющихся знаний, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний.

Создание

 условий для формулирования детьми цели урока.

Беседа

Игра

Побуждающий диалог

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Показывает слайд №1.

Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о животных.

Формулирует задание. Выдвигает проблему (слайд № 2).

Наводящими вопросами помогает сформулировать цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленной цели (слайды № 4-5).

Назвать гостей урока:  Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

Игра «Кто, где живёт»:

распределить животных (волк, рыба, пингвин, белый медведь, слон) на экране интерактивной доски  по местам  их обитания (лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс)

- Есть ли  на нашей планете Земля такие места, где слоны живут в природе? А вы, ребята, как думаете?

- Хотите узнать точно где?

- Так о чем мы сегодня  будем говорить на уроке?

Рассматривают слайд, называют объекты.

Выполняют задание у доски, осуществляют взаимоконтроль.

Обнаруживают, что слон не подходит ни к одному из

предложенных мест обитания, предлагают разные варианты его расселения.

Проговаривают свои предположения.

Познавательные УУД:  уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: учиться высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение осознавать и 

формулировать цель 

работы на уроке с помощью учителя.

Изучение новой темы

(20 мин)

Физкультминутка

Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения

Снятие умственного и физического напряжения

Работа на интерактивной доске

Практическая работа

Игра

Устный опрос

Рассказы учащихся о животных

Физические упражнения

Беседа

Работа по изображениям разных видов слонов, их сравнение.

Чтение со слайдов.

 Устный опрос по итогу просмотренной презентации

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Организует работу по изображению глобуса.

Формулирует задание для практической работы.

Организует работу учащихся по слайдам,  демонстрирует слайды о саванне и о животных (слайды № 6-14).

Предлагает отдохнуть.

Предлагает отправиться в тропические леса, организует беседу по слайдам (№15-16).

Предлагает сравнить слонов (слайды №17-18).

Показывает изображения животных (слайд № 19).

Подводит детей к формулированию вывода.

-Рассмотрите глобус. Покажите на нем самые холодные районы Земли.

Найдите на глобусе линию – экватор.

Прочитайте, что такое экватор.

- Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом?

- Зеленым?

- А сейчас обратимся к карте (У каждого ученика  лежат образцы карт)

- Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом.  

- Выберите одежду и снаряжения для путешествия в жаркие районы Земли и объясните, для чего она нужна.

По всему классу расклеены картинки: перчатки, панама, лыжи, куртка, бутылка с водой, майка, шорты, ботинки, босоножки, солнцезащитные очки, зонт.

- Каких животных можно здесь встретить?

- Что интересного можете сказать о слонах?

- Зачем слону хобот?

- А что такое бивни?

- Для чего слону такие большие уши?

- Кто ещё обитает в саванне?

Дует ветер нам в лицо -

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше.

- Как вы думаете, какие животные обитают здесь?

Давайте сравним африканского и индийского слона.

- Какие еще животные живут в тропических лесах?

- Какие ещё есть жаркие районы на планете кроме саванн?

- Почему  животный и растительный мир в этих лесах самый богатый на планете.

Показывают самые холодные районы Земли, экватор.

Читают определение экватора, названия желтых и зеленых областей на глобусе.

Выделяют экватор на глобусе красным цветом.

Выбирают картинки, объясняют свой выбор.

Слушают рассказ учителя, наблюдают за изображениями на экране, читают со слайдов.

Отвечают на вопросы.

Двое учащихся рассказывают подготовленные сообщение.

Смотрят на экран, называют животных.

Выполняют упражнения.

Высказывают свои предположения.

Сравнивают изображение африканского и индийского слона, называют отличия.

Дети читают названия со слайдов.

Отвечают на вопросы.

Предметные УУД: нахождение на глобусе экватора, саванны, тропических лесов.

Предметные УУД:

называть вещи,  необходимые для путешествия в жаркие районы.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в коллективное обсуждение вопросов.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов.

Предметные УУД: овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных, установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: формирование умения сравнивать.

Практический этап

(10 мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Ответы на вопросы

Работа с карточками, с учебником

Игра

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Задает вопросы по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Организует работу в парах.

Организует проверку выполненного задания по учебнику.

Осуществляет контроль за работой в парах.

Организует проверку первичных знаний с сигнальными карточками.

Осуществляет контроль за индивидуальной работой.

- Какие жаркие районы Земли вы теперь знаете?

- Что общего между саванной и влажными тропическими лесами? В чём отличие?

Дети в каждой паре получают листки с изображениями животных. Красным цветом обводят животных саванн, зеленым – тропических лесов.

Игра «Может ли такое быть?» Слушайте предложения, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны -  красный.

1. На Земле есть районы, где круглый год жарко.

2. В саваннах постоянно идут дожди.

3. Африканские слоны живут в тропических лесах.

4. У Индийского слона уши меньше, чем у Африканского.

5. Слоны бывают серого, серо-коричневого и белого цвета.

6. В саванне живут львы, жирафы, зебры.

6. В тропических лесах можно встретить павлина, питона и черепаху.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают животных, выполняют задание. Сравнивают с изображениями в учебнике.

Слушают предложения учителя и поднимают сигнальные карточки красного и зеленого цвета.

Регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Познавательные УУД:

овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку работы в парах.

Предметные УУД:

использование начальных сведений о жарких районах Земли.  

Рефлексивно-оценочный этап

(5 мин)

Осмысление процесса и результата деятельности.

Беседа по подведению итогов полученных знаний.

Рефлексия.

Фронтальная

Индивидуальная

Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы (слайд № 20).

Организует самооценку учебной деятельности.

1. В каких районах Земли мы побывали?

2. Каких животных встретили?

- Оцените свою работу на уроке: если урок вам понравился, и у вас всё получилось,  нарисуйте слоненку мячик на хоботе, если вам было неинтересно или трудно – внизу у ног.

Отвечают на вопросы.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью слоников.

Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД: осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:

Самоанализ урока

Данные об учителе: Хохрякова Алёна Александровна, имеющаяся (нет) и запрашиваемая (первая) категория, МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики

Предмет:   окружающий мир                            Класс:  1                 Учебник (УМК): Плешаков А.А. Окружающий мир 2 часть. 1 класс

Тема урока:  Где живут слоны?                       Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», мультимедийная презентация,  образцы географических карт, карандаши красного и зеленого цвета, изображения одежды и снаряжения, карточки с изображениями животных, сигнальные карточки (красные, зеленые), изображения слоников для рефлексии.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок.

В классе 7 учащихся. Дети уже слышат учителя, активно работают на уроках, знакомы с правилами поведения, но не все могут контролировать себя во время урока.

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • умение формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;
  • осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий;

• познавательными УУД:

  • умение отличать новое знание от уже известного под руководством учителя;
  • освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом;
  • умение ориентироваться в учебнике;

У большинства учащихся не сформировано умение:

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

• личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, осознание личностного смысла учения

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

нахождение на глобусе экватора, саванны, тропических лесов

1 уровень — нахождение, адекватное употребление в речи

называть вещи,  необходимые для путешествия в жаркие районы

2 уровень – называют вещи, объясняют их значимость

овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных, установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями

1 уровень — адекватное использование в речи

Регулятивные УУД

умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

принимать и сохранять учебную цель и задачу

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

Познавательные УУД

умение отличать новое знание от уже известного

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

умение классифицировать объекты

1 уровень – выполнение учебного действия по инициативе учителя

анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные УУД

учиться высказывать свое мнение

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

умение слушать и вступать в коллективное обсуждение вопросов

1 уровень – вступать в коллективное обсуждение по инициативе учителя

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Личностные УУД

позитивное отношение к предстоящей деятельности

1 уровень – создание позитивного отношения к предстоящей деятельности по инициативе учителя

развитие познавательных интересов

1 уровень –  выполнение учебного действия по инициативе учителя

осознание личностного смысла учения, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Этап урока

Уровень достижения планируемого результата

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно - целевой этап

1. Дети положительно настроены на урок.

2. Самостоятельно распределяют животных по месту их обитания.

3. Формулируют тему урока с помощью наводящих вопросов учителя.

Личностные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:  уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: учиться высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение 

осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя.

1.Ученики не могут предположить тему урока.

1. Задавать наводящие вопросы, предложить  рассмотреть слайды.

Изучение новой темы

1. Самостоятельно выполняют практическую работу по образцу.

2. Самостоятельно находят и называют вещи, объясняют их предназначение.

3. Вступают в коллективное обсуждение по инициативе учителя, но на вопросы ответы дают неразвернутые.

4. Запоминают названия и внешность животных

5. Сравнивают слонов под руководством учителя.

6. Адекватно используют в речи сведения, полученные в процессе изучения новой темы.

Предметные УУД: нахождение на глобусе экватора, саванны, тропических лесов.

Предметные УУД:

называть вещи,  необходимые для путешествия в жаркие районы.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в коллективное обсуждение вопросов.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов.

Предметные УУД: овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных, установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: формирование умения сравнивать.

1. Ученики запоминают  географические термины: экватор, саванна, тропический лес.

2. Ученики не хотят слушать объяснение нового материала.

3.Ученики не понимают связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

4.Ученики не понимают, чем отличается африканский слон от индийского.

 

1. Использовать наглядность.

2.Показ мультимедийной презентации.

3. Учитель задает наводящие вопросы, разъясняет.

4. Использовать наглядность.

Практический этап

1. Выполняют задание в парах, самостоятельно проверяют правильность выполнения по учебнику.

2. Используют полученные знания в игре «Может ли такое быть?».

Регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные УУД: овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные УУД: использование начальных сведений о жарких районах Земли.  

1.Ученики не могут договориться о распределении функций, работая в паре.

2.Ученики не  могут проверить выполненное задание по учебнику.

3.Ученики неправильно отвечают на вопросы.

1. Помочь распределить функции.

2. Учитель разъясняет принцип проверки.

3. Возвращает к просмотренному материалу.

Рефлексивно-оценочный этап

1.Отвечают на рефлексивные вопросы по инициативе учителя, но ответы неразвернутые.

2. Самостоятельная оценка собственной деятельности с использованием слоника.

Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД: осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

1. Ученики не могут проговорить новые знания, оценить результаты своей деятельности.

1.Учитель напоминает начало ответа на вопрос, чтобы его повторил учащийся.



Предварительный просмотр:

Сообщения детей

Зебры - дикие африканские полосатые лошади. Зебры пасутся в саваннах небольшими табунами. Жеребцы зорко следят за львами, гиенами, леопардами, которые подстерегают копытных на каждом шагу. Издали заметив хищника,  вожак-жеребец предупредительно фыркает и быстро уводит табун подальше от беды. На бегу быстроногие зебры становятся почти невидимыми: их полосы сливаются со степными травами. Это часто спасает зебр от преследователей.

Жираф — самое высокое животное в мире. В саванне мало воды. На жарком солнце выгорают травы. А большой рост жирафов позволяет им питаться сочными листочками с макушек молодых побегов. Для удобства при еде, жираф имеет большой язык, его длина может быть 46 см. 

Высокий рост жирафа позволяет ещё  видеть врагов. Длинные  ноги помогают быстро бегать. Крепкие копыта надежно защищают их от хищников. Жирафы обладают чутким слухом, острым зрением. Окраска жирафа позволяет ему очень умело маскироваться в тени деревьев.

1.Уши африканского слона больше, чем у индийского.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

 4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой.

5..Есть различия у этих слонов и в фигуре: у африканского слона спина прямая и даже слегка вогнутая, а у индийского слона спина выпуклая.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...