Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Пальчикова Надежда Викторовна

Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения  с  тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".

Учитываются возрастные особенноси ребенка, физические возможности, интеллектуальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl._priroda_uo2.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская специальная (коррекционная) школа»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол от____  №______

           

Согласована

Заместитель  директора

по УВР

«____»________2018г.

Утверждена

приказом директора

МБОУ «ЯС(К)Ш»

от  _____№______

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий природный мир»

для обучающегося 1 дополнительного  класса УО (вариант 2)

Учитель начальных классов: Пальчикова Надежда Викторовна.                    

 Количество часов:  всего33 часа; 1 час в неделю.    

Срок реализации рабочей программы: 2018 – 2019 учебный год.                                            

 

Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1 дополнительный, 1 классы / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2018.

        г. Ялта

                                                             2018г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность:

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»:

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»:

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (в играх, танцах и др., в создании совместных рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим;

Биологический уровень:

- сообщает жестами о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает поведением, жестами об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи:

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность:

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимает помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги, цветной бумаги, принадлежностей для письма;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука- в- руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;

- совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;

- показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;

- рассматривать лист, раскрашивать;

- проводить элементарные наблюдения;

- уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;

- узнавать изученные природные объекты;

- узнавать и выделять объект  среди 2-3х совместно с учителем;

- узнавать изученные объекты;

- узнавать изученных животных;

- узнавать и определять объекты окружающей действительности;

- различать объекты природы и рукотворного мира;

- классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам;

- различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах;

- понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;

- проявлять уважение к взрослым.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений.

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений, знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик). Узнавание (различение) комнатных растений. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Узнавание (различение) зерновых культур (кукуруза, горох) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.

Животный мир

Представления о животном мире, их значении в жизни человека.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Узнавание (различение ) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач,  журавль). Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).

Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Знание способов передвижения насекомых. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты и явления неживой  природы

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание почвы. Знание свойств почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления

Элементарные представления о течении времени.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели.  Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.

Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.      


Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская специальная (коррекционная) школа»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол  

 от  _________№_______

   

           

Согласована

  Заместитель директора

по УВР______________

 «____»__________2018г.

Утверждена

приказом директора

МБОУ «ЯС(К)Ш»

от__________№_______

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета  «Окружающий природный мир»

для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)

Учитель начальных классов: Пальчикова Надежда Викторовна.

Количество часов: всего 33 часа; 1 час в неделю.

Срок реализации рабочей программы: 2018 – 2019 учебный год.

 Планирование составлено на основе рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2).

г. Ялта

2018г.


Календарно - тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тема

Коррекционная работа

1

1

«Осень, в гости просим!». Рассмотрение картин.

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени. Понимать словесную (жестовую) инструкцию.

2

1

«Что нам осень принесла?»  Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы.

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Формирование представлений и знаний о фруктах, ягодах, овощах. Систематизация вновь полученных знаний с имеющимся собственным опытом. Развитие речи, воображения, мышления.

3

1

А кто такие птички? (домашние и дикие).

Формирование знаний и представлений о птицах, развитие речи, мышления, внимания, установления межполушарных связей.

4

1

Какие бывают растения?   Части дерева (лист),

(рисование, аппликации).

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Сформировать представления о деревьях и кустарниках. Слушание объяснений учителя. Развивать умения различать части растения, работа по нахождению картинок на заданную тему.

5

1

Одежда и обувь человека осенью.

Формирование представлений и знаний об одежде, развитие мышления, внимания и памяти, речи, ориентации в пространстве, развитие крупной и мелкой моторики. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

6

1

Занятия и труд людей осенью.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета). Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Развитие внимания, мышление, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

7

1

Явления природы: дождь, листопад.

Закрепление понятий явления природы. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей. Развитие фонематического восприятия, словесно-логического мышления.

8

1

В мире  животных.

Сформировать умение описывать действия животных по картинкам. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Умение описывать действия животных по картинкам.

9

1

«Строение животных, птиц».

Формирование знаний и представлений о животных, птицах; развитие речи, мышления, внимания, установление межполушарных связей.

10

1

«Сравнение зверей и птиц».

Систематизация и закрепление знаний о животных, птицах. Развитие словесно-логического мышления, фонематического восприятия, долговременной памяти.

11

1

Обобщающий урок "В гости к осени".

Понимать учебную задачу; выполнить   учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

12

1

«Одежда и обувь человека зимой».

Формирование представлений и знаний об одежде, развитие мышления, внимания и памяти, речи, ориентации в пространстве, развитие крупной и мелкой моторики. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

13

1

«Зимние явления природы». (снег, метель, лед)

Умение рассматривать картинки, изображения  на мониторе (снег, лед, метель), развитие речи, мышления, внимания, установление межполушарных связей.

14

1

«Сутки».

Формирование представлений и знаний о  частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности, определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток,  развитие крупной и мелкой моторики, развитие памяти.

15

1

Что делают растения зимой?

(ель, сосна)

Уточнить представления о  растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).

16

1

«Новый год!».

Изготовление украшений на елку.

Развитие логического мышления, речи. Стимуляция ребенка к самоанализу и самооценке, развитие крупной и мелкой моторики, развитие памяти.

17

1

«Животные и птицы зимой».

Представление о животных и птицах в зимнее время года. Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке", развитие крупной и мелкой моторики, развитие памяти.

18

1

«Дикие животные». (Заяц, волк).

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

19

1

«Домашние животные. Кошка и собака. Уход».

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. Слушание объяснений учителя.

20

1

«Комнатные растения. Уход».

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними  ухаживать.

21

1

«Воздух и вода. Значение для человека и животных».

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. Узнавать и называть  явления окружающей природы.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

22

1

«Явления природы: солнце, ветер».

Сформировать навык определять день, признаки дня.
Слушание объяснений учителя. Уметь различать время суток. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Сформировать навык определения ветра, (невербальные средства общения). Развитие памяти, мышления.

23

1

«Растения весной. Части растений». (лист, ветки)

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки). Последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога.

24

1

«Одежда и обувь весной».

Формирование представлений и знаний об одежде, развитие мышления, внимания и памяти, речи, ориентации в пространстве, развитие крупной и мелкой моторики. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

25

1

«Жизнь птиц весной».

Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной, различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах.

26

1

«Животные весной».

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной, различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах.

27

1

«В гостях у Мухи- Цокотухи».  (насекомые)

Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.

28

1

«В мире рыб».

Сформировать представления о водном мире и его обитателях, развитие памяти, умения находить предмет по картинкам, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

29

1

«Звезды».

Сформировать представления о звездах.
Слушание объяснений учителя, объяснение наблюдаемых явлений. Уметь показывать звезды.
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

30

1

Закрепление по теме "Животные".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.

31

1

Закрепление по теме "Птицы".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.

32

1

Закрепление по теме "Растения".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.

33

24.05

1

Закрепление по теме "Явления природы".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для  обучающихся с ОВЗ 2  класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Конспект по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 5 в класса. (вариант 2)

Конспект открытого урокапо предмету «Окружающий природный мир»для обучающихся 5 в класса. Тема : «Домашние животные».Цель: закреплять,  расширять  знания...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...