Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opm.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

5 класс

СОДЕРЖАНИЕ

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Система оценки достижений планируемых результатов

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематическое планирование
  • Лист корректировки рабочей программы
  • Лист оценки выполнения рабочей программы

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение их представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2021 -2022 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Формирование элементарных представлений об окружающем природном мире является важным направлением работы в 5 классе.

          Цель данной программы - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные: 

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
  • развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
  • формировать временные представления;
  • развивать моторику рук, графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

                Минимальный уровень:

  • Умение проявлять интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
  • Умение осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
  • Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы (яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних).

               Достаточный уровень:

  • Умение проявлять интерес к природным объектам.
  • Умение узнавать природные объекты, показывать (называть) их.
  • Производить практические действия с различными природными материалами.
  • Умение узнавать и называть фрукты, овощи, диких и домашних животных.

Формирование базовых учебных действий

      Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Окружающий природный мир», обеспечивают успешное школьное обучение и положительное отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по окружающему природному миру должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

       

        Реализация учебной программы «Окружающий природный мир» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:

«Временные представления», «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Мир людей».

Временные представления.

Представления о временах года (осень, зима, весна, лето). Представления о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представления о погоде текущего дня.  Представления о частях суток. Различение частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Объекты неживой природы.

Представления о воде, огне, воздухе, почве. Представления о земле и небе (небесных телах).

Животный мир. 

Представления о животных, об издаваемых ими звуках, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения. Объединение животных в группы по месту обитания. Представления о детенышах животных.

Растительный мир.

Представления о растениях, их отличительных признаках, о частях растений, о значении растений в природе и в жизни человека.

Мир людей.

Представление о деятельности людей, о влиянии людей на природу.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

1 четверть

1

1

05.09

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

Учить различать по (показывать) признакам времена года.

2

1

12.09

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

Учить различать части суток, соотносить их с картинками.

3

1

19.09

Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности.

Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие).

4

1

26.09

Различение растений: дерево, куст, трава

Учить различать растения.

5

1

03.10

Яблоко. Груша

Формирование представлений о фруктах.

6

1

10.10

Морковь. Репа

Формировать представление об овощах.

7

1

17.10

Труд людей осенью.

Знакомство с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей.

8

1

24.10

Осенняя прогулка. Составление коллекции листьев. Итоговый урок

Учить следовать словесной инструкции учителя.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

2 четверть

9

1

07.11

Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности.

Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие).

10

1

14.11

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

Учить различать части суток, соотносить их с картинками.

11

1

21.11

Игры с природным материалом

Учить следовать  словесной инструкции учителя.

12

1

28.11

Наступают холода.

Учить называть  /показывать признаки изменения времен года.

Расширить представление о  сезонных изменениях в жизни деревьев.

13

1

05.12

Труд людей зимой.

Знакомство с сезонными особенностями труда людей.

14

1

12.12

Как помочь зимой птицам. Кормушки.

Формирование  представлений о том, чем питаются птицы.

15

1

19.12

Новый год. Празднование в школе и дома.

Итоговый урок

Учить различать  признаки праздника.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 7 часов

3 четверть

16

1

09.01

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие).

17

1

16.01

Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности.

Учить различать части суток, соотносить их с картинками.

18

1

23.01

Игры со снегом и льдом.

Учить следовать словесной инструкции учителя

19

1

30.01

Кошка. Собака

Формирование представлений о домашних животных.

20

1

08.02

Домашние животные

Формирование представлений о домашних животных.

21

1

13.02

Заяц. Волк.

Формирование представлений о диких животных.

22

1

20.02

Дикие животные

Формирование представлений о диких животных.

23

1

27.02

Птицы в природе и городе

Формирование представлений о птицах в природе и в городе.

24

1

06.03

Комнатные растения.

Формирование представлений о жизнедеятельности растений в домашних условиях.

25

1

13.02

Труд людей весной.

Формирование представлений о жизнедеятельности растений в домашних условиях.

26

1

20.03

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 11 часов

4 четверть

27

1

03.04

Весна.

Сосулька. Капель. Ручей

Учить называть (показывать) признаки времени года.

28

1

10.04

Почему весной вешают скворечники.

Формировать представление о жизни птиц весной.

29

1

17.04

Что такое почва. Посадка семян в контейнеры с почвой.

Учить детей последовательности действий при посадке семян в землю, уходу за ростками.

30

1

24.04

Насекомые. Бабочки.

Учить отличать бабочек от других насекомых.

31

1

15.05

Узнавание луга. Луговые цветы.

Учить называть/показывать луговые растения.

32

1

22.05

Скоро лето.

Итоговый урок

Учить называть (показывать) признаки времени года.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 6 часов

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение «Окружающий природный мир» по учебному плану ГБОУ школы  в 5 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая  работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия: Серия «Умные карточки»: «На ферме», «В лесу», «Овощи, фрукты, ягоды», «Кто где живет, кто что ест», «Живой мир», «Мамы и малыши».

Демонстрационные: муляжи овощей, фруктов, камни, почва, семена.

Раздаточные:  пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными, наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся).

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам по окружающему природному миру по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
  • Кудрина С.В. Мир природы и человека: учебник для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Кудрина С.В. Мир природы и человека: рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...