Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЧЕЛОВЕК»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

5 класс

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематическое планирование
  • Лист корректировки рабочей программы
  • Лист оценки выполнения рабочей программы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • Место предмета в учебном плане
  • Условия реализации программы
  • Материально-техническое оснащение образовательного процесса
  • Учебно-методический комплекс

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2022 -2023 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №

Формирование элементарных представлений о человеке является важным направлением работы в 5 классе.

          Цель данной программы - повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные:

  • формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации;
  •  повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности.

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);
  • формировать навыки группировки и классификации;
  • развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
  • формировать временные представления;
  • развивать моторику рук, графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

                Минимальный уровень:

  • Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
  • Участие в процессе одевания-раздевания.
  • Повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

               Достаточный уровень:

  • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
  • Умение назвать свое имя, фамилию, возраст;
  • Умение назвать имена ближайших родственников (мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки и тд.)
  • Знание частей тела, называние, показывание на игрушках/себе;
  • Умение выполнять гигиенические процедуры;
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.

Формирование базовых учебных действий

      Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Человек», обеспечивают успешное школьное обучение и положительное отношения к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по предмету «Человек» должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

       Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        Реализация учебной программы по предмету «Человек» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:

«Представления о себе», «Семья», «Я – ученик», «Самообслуживание» («Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи»).

Представления о себе.

 Направлены на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях.

Семья.

 Направлена на формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Обучение правилам и нормам культуры поведения и общения в семье, умению понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Я – ученик.

Направлена на формирование представлений о школе, о правилах поведения, о взаимоотношениях с другими учениками.

Самообслуживание.

 Включает задачи по формированию гигиенических навыков и умений при посещении санитарных помещений; обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой; формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

1 четверть

1

1

05.09

Школа. Класс

Учить ориентироваться в помещении класса.

2

1

12.09

Парта. Школьные пренадлежности

Правила поведения на уроке.

Учить выкладывать учебные принадлежности по словесной инструкции.

Учить выполнять словесные инструкции учителя.

3

1

19.09

Одежда для школы. Уход за одеждой.

Учить различать одежду по способу использования.

Учить ухаживать за одеждой.

4

1

26.09

Обувь. Уход за обувью.

Учить различать обувь по способу использования.

Учить ухаживать за обувью.

5

1

03.10

Магазин "Овощи-фрукты"

Учить различать овощи и фрукты, выбирать нужное, взвешивать на весах.

6

1

10.10

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты упал, ударился.

Учить следовать словесной инструкции учителя.

7

1

17.10

Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию.

Учить следовать словесной инструкции учителя.

8

1

24.10

Итоговый урок.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

 

2 четверть

9

1

07.11

Семья. Семейные роли (на основе сюжета одной из сказок «Три медведя», «Репка» и др.)

Учить называть (показывать) членов семьи. С помощью картинок и пиктограмм составлять предложения об их действиях.

10

1

14.11

Предметы ухода за одеждой.

Учить различать одежду по способу использования.

Учить ухаживать за одеждой.

11

1

28.11

Тело человека. Руки. Лицо.

Учить показывать/называть на игрушках /на себе (других людях) части лица, Формировать представление о строении , учить название пальцев

12

1

05.12

Тактильное различение свойств предметов. Холодное – горячее.        

        

Учить различать температуру воды, медленно поворачивать кран, меняя температуру воды.

13

1

12.12

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты обморозил лицо и руки.

Учить объяснять причину беспокойства.

14

1

19.12

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты обжегся

Учить объяснять причину беспокойства.

15

1

26.12

Итоговый урок.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 7 часов

3 четверть

16

1

12.01

Части тела человека: туловище.

Формировать представления о скелете и мышцах.

17

1

19.01

Правильная осанка – здоровая спина.

Польза физических упражнений

Формировать представление о правильном положении спины.

Формировать представление о пользе физических упражнений.

18

1

26.01

Семья. Семейные роли (на основе сюжета одной из сказок «Три медведя», «Репка» и др.)

Учить называть (показывать) членов семьи. С помощью картинок и пиктограмм составлять предложения об их действиях.

19

1

02.02

Мы в гостях.

Учить следовать правилам поведения.

20

1

09.02

Правила поведения за столом.

Учить  правилам поведения за столом.

21

1

16.02

23 февраля

Учить называть / находить особенности праздника.

22

1

02.03

8 марта

Учить называть / находить особенности праздника.

23

1

09.03

Правильное питание

Учить выбирать/

показывать полезные продукты.        

24

1

16.03

Что ты ешь

Учить называть\ показывать блюда для завтрака, обеда и ужина.

25

1

23.03

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 10 часов

 

4 четверть

26

1

03.04

Неделя детской книги.

Учить внимательно слушать, рассматривать картинки.

27

1

10.04

Части тела человека: ноги. Движения ног

Формировать представление о строении ноги.

Учить повторять за учителем движения.

28

1

17.04

Польза физических упражнений.

Формировать представление о пользе физических упражнений.

29

1

24.04

9 мая

Учить называть / находить особенности праздника.

30

1

15.05

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если потерялся. Что делать, если укусила змея

Учить выполнять действия по алгоритму.

Учить  находить место укуса, показывать его взрослому

31

1

22.05

Мой друг. Совместная игра.

Итоговый урок.

Учить приглашению детей для совместной игры, следовать правилам.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 6 часов

Лист корректировки рабочей программы

урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Четвер

ти

Кол-во часов по

плану

Выполнение

Отстава

ние

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

1

2

3

4

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение предмета «Человек» по учебному плану ГБОУ школы №  в 5 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 31 час в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия:

Демонстрационные:

Раздаточные:

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам по предмету «Человек» по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
  • Кудрина С.В. Мир природы и человека: учебник для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Кудрина С.В. Мир природы и человека: рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...