Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
методическая разработка по математике (3 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Математические представления»

для обучающихся с умеренной умственными интеллектуальными нарушениями

3 класс

Составитель: учитель Алексеева Любовь Игоревна

СОДЕРЖАНИЕ

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Система оценки достижений планируемых результатов

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематическое планирование
  • Лист корректировки рабочей программы
  • Лист оценки выполнения рабочей программы

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические, так как они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует системы сложных умственных действий.

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 3 класса для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2018 -2019 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №  ...Санкт-Петербурга

Формирование элементарных математических представлений является одним из важнейших направлений работы 3 класса.

          Цель данной программы - повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к овладению математическими знаниями, элементарными навыками счета.                                                                                                                                                    

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные:

  • обучать сравнению предметов (по цвету, форме, размеру, назначению); предметных совокупностей;
  • дать временные представления, геометрические формы и положение предметов в пространстве;
  • обучать приемам предметно – практической деятельности;
  • формировать   умение   работать   по   словесной инструкции, по образцу;                  

   Коррекционно-развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
  • развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
  • формировать временные и пространственные представления;
  • развивать моторику рук, графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • различать предметы по цвету, форме, размеру;
  • сравнивать 2 предмета по величине методом наложения;
  • узнавать  геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;

Достаточный уровень:

  • знать названия, порядок времён года, частей суток;
  • увеличивать количество предметов на один в пределах двух, называть получившийся результат;
  • классифицировать предметы по цвету, форме.
  • Определять местонахождение предметов относительно своего тела (справа, слева).

                           

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 3 класса на уроках математических представлений, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в паре (учитель–ученик)
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по математическим представлениям должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

       

        Реализация учебной программы «Математические представления» обеспечивается через оснащение уроков математики необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемые  результаты

1 четверть

1

0,5

02.09

Выявление уровня знаний.

Выявление актуальной зоны развития

2

1

07.09

Упражнение «Много - мало»

Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало.

3

0,5

09.09

Упражнение «Много - мало»

Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало.

4

1

14.09

Сравнение по количеству. Много – мало (один) – два

Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало.

5

0,5

16.09

Сравнение по количеству. Много – мало (один) – два

Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало.

6

1

21.09

Выкладывание предметов по инструкции (один, много).

Учить соотносить группы предметов с понятиями один, много, мало.

7

0,5

23.09

Выкладывание предметов по инструкции (один, много).

Учить соотносить группы предметов с понятиями один, много, мало.

8

1

28.09

Классификация предметов по величине.

Учить сравнивать предметы по величине

9

0,5

30.09

Классификация предметов по величине.

Учить сравнивать предметы по величине

10

1

05.10

Положение предметов в пространстве: внизу, наверху.

Формирование пространственных представлений. Учить понимать значение предлога «на», слов: дай, возьми

11

0,5

07.10

Положение предметов в пространстве: внизу, наверху.

Формирование пространственных представлений. Учить понимать значение предлога «на», слов: дай, возьми

12

1

12.10

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на форму по образцу

Уточнить представление о геометрических фигурах, учить выбирать фигуры нужной формы.

13

0,5

14.10

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на форму по образцу

Уточнить представление о геометрических фигурах, учить выбирать фигуры нужной формы.

14

1

19.10

Дидактическая игра «Такой – не такой»

Учить выбирать фигуры нужной формы.

15

0,5

21.10

Дидактическая игра «Такой – не такой»

Учить выбирать фигуры нужной формы.

Итого: 11 часов

2 четверть

16

1

09.11

Число, цифра 1.

Учить отсчитывать один предмет, соотносить его с цифрой.

17

0,5

11.11

Число, цифра 1.

Учить отсчитывать один предмет, соотносить его с цифрой.

18

1

16.11

Объединение предметов в группы по количеству(1, много).

Учить определять  предметы в группы по словесной инструкции

19

0,5

18.11

Объединение предметов в группы по количеству(1, много).

Учить определять  предметы в группы по словесной инструкции

20

1

23.11

Игра «Расставим по порядку».

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 1- 2 признака (форма + цвет) по образцу.

Учить выбирать фигуры нужной формы и определенного цвета.

21

0,5

25.11

Игра «Расставим по порядку».

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 1- 2 признака (форма + цвет) по образцу.

Учить выбирать фигуры нужной формы и определенного цвета.

22

1

30.11

Объемная геометрическая фигура – шар.

Знакомство с объемной геометрической фигурой – шар.

23

0,5

02.12

Объемная геометрическая фигура – шар.

Знакомство с объемной геометрической фигурой – шар.

24

1

07.12

Сравнение геометрической фигуры шар с предметами такой же формы.

Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой – шар.

25

0,5

09.12

Сравнение геометрической фигуры шар с предметами такой же формы.

Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой – шар.

26

1

14.12

Высокий-низкий. Сравнение предметов ближайшего окружения по признаку высокий – низкий: шкаф – высокий, стол – низкий.

Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине

27

0,5

16.12

Высокий-низкий. Сравнение предметов ближайшего окружения по признаку высокий – низкий: шкаф – высокий, стол – низкий.

Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине

28

1

21.12

Определение высоты объектов изображённых на плоскости: дерево высокое, гриб низкий, жираф высокий, крокодил низкий

Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине

29

0,5

23.12

Определение высоты объектов изображённых на плоскости: дерево высокое, гриб низкий, жираф высокий, крокодил низкий

Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине

Итого: 10 часов

3 четверть

31

1

11.01

Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: разные по цвету

Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету

32

0,5

13.01

Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: разные по цвету

Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету

33

1

18.01

Сравнение предметов по цвету. Игра «Найди такой же».

Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету

34

0,5

20.01

Сравнение предметов по цвету. Игра «Найди такой же».

Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету

35

1

25.01

Положение предметов в пространстве: внизу, наверху.

Формирование пространственных представлений.

36

0,5

27.01

Положение предметов в пространстве: внизу, наверху.

Формирование пространственных представлений.

37

1

01.02

Объединение предметов в группы по количеству(1, много).

Учить собирать предметы в группы по словесной инструкции.

38

0,5

03.02

Объединение предметов в группы по количеству(1, много).

Учить собирать предметы в группы по словесной инструкции.

39

1

08.02

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 2 признака

Учить выбирать фигуры нужной формы и определенной величины

40

0,5

10.02

Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 2 признака

Учить выбирать фигуры нужной формы и определенной величины

41

1

15.02

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

42

0,5

17.02

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

43

1

22.02

Объемная геометрическая фигура – куб.

Знакомство с объемной геометрической фигурой – куб.

44

0,5

24.02

Объемная геометрическая фигура – куб.

Знакомство с объемной геометрической фигурой – куб.

45

1

01.03

Конструирование из кубиков по образцу (словесной инструкции).

Учить ставить (накладывать на образец кубики в определенной последовательности.

46

0,5

03.03

10.03

Конструирование из кубиков по образцу (словесной инструкции).

Учить ставить (накладывать на образец кубики в определенной последовательности.

47

1

15.03

Игра «Расставь по порядку».

Учить классифицировать предметы по определенному признаку

48

0,5

17.03

Игра «Расставь по порядку».

Учить классифицировать предметы по определенному признаку

Итого: 14 часов

4 четверть

49

1

29.03

Сутки.

Уточнение  понятий о частях суток.

Учить распознавать части суток

50

0,5

31.03

Сутки

Уточнение  понятий о частях суток.

Учить распознавать части суток

51

1

05.04

 Большой – маленький.

Учить раскрашивать (штриховать) предметы разной величины.

52

0,5

07.04

 Большой – маленький

Учить раскрашивать (штриховать) предметы разной величины.

53

1

12.04

Положение предметов в пространстве: впереди – сзади.

Учить располагать предмет относительно себя. Активизировать употребление слов спереди, сзади для обозначения пространственного расположения предметов

54

0,5

14.04

Положение предметов в пространстве: впереди – сзади.

Учить располагать предмет относительно себя. Активизировать употребление слов спереди, сзади для обозначения пространственного расположения предметов

55

1

19.04

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

56

0,5

21.04

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

57

1

26.04

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

58

0,5

28.04

Конструирование из геометрических фигур по образцу.

Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец.

0,5

05.05

Объединение предметов в группы по количеству.

Учить выделять (откладывать) количество предметов.

61

0,5

12.05

Объединение предметов в группы по количеству.

Учить выделять (откладывать) количество предметов.

62

1

17.05

Прописывание цифр 1,2,

Учить обводить цифры 1, 2 по трафарету, пунктиру, точкам

63

0,5

19.05

Прописывание цифр 1,2,

Учить обводить цифры 1, 2 по трафарету, пунктиру, точкам

Итого: 10 часов

 Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 3 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Числовой ряд от 1 до 2, геометрические фигуры , картинки для счёта, таблицы (компоненты сложения; увеличение числа на одну единицу.

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Числовой ряд от 1 до 2, математические раскраски, карандаши,  счётные палочки, шаблоны, геометричские фигуры.

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам математики по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс

1. Алышева Т. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2х частях. Ч.2.  / Т.В. Алышева. – М.: «Просвещение», 2017. – 128с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса

Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...