Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osm.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

5 класс

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематическое планирование
  • Лист корректировки рабочей программы
  • Лист оценки выполнения рабочей программы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2022 -2023 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №

Формирование элементарных представлений об окружающем социальном мире является важным направлением работы 5 класса.

         Цель данной программы - формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные: 

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
  • развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
  • формировать временные представления;
  • развивать моторику рук, графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

                Минимальный уровень:

  • -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.
  • -Соблюдение правил учебного поведения.

               Достаточный уровень:

  • Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей.
  • -Ориентация в помещениях школы, в распорядке школьного дня.
  • - Представления о профессиях людей.
  • - Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
  • - Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
  • - Представление о дружеских взаимоотношениях.
  • -Соблюдение правил учебного поведения.
  • -Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
  • -Ориентация в помещениях своего дома.
  • -Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).
  • -Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).
  • -Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Формирование базовых учебных действий

      Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках окружающего социального мира, обеспечивают успешное школьное обучение и положительного отношения к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по окружающему социальному миру должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

       

        Реализация учебной программы «Окружающий социальный мир» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса представлено следующими разделами «Моя школа», «Мой город», «Моя страна», «Мир людей».

Моя школа.

Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня.

Представления о школьных принадлежностях.

Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о правилах учебного поведения.

Мой город.

Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе:

умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.

Представление о  правилах поведения в общественных местах.

Мир людей ("Техника и транспорт", "Профессии", "Строения", "Музыкальные инструменты", "Инструменты", "Мебель", "Посуда", "Одежда и обувь").          

 Представление о технике и транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о профессиях людей.

Представление о типах домов. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о местах общего пользования в доме. Представление о помещениях квартиры. Представление о территории двора. Ориентация во дворе.  Представления о предметах, изготовленных человеком.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

1 четверть

1

1

08.09

Здравствуй, школа!

Моя школа.

Учить подходить к другому человеку, протягивать ему руку и повторять / проговаривать приветствие.

Учить узнавать / называть помещения школы.

2

1

15.09

Правила поведения в столовой.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

3

1

22.09

Правила поведения на лестнице.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

4

1

29.09

Правила поведения в раздевалке.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

5

1

06.10

Правила поведения в туалете.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

6

1

13.10

Правила поведения на уроке музыки.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

7

1

20.10

Правила поведения в спортивном зале.

Учить следовать словесным инструкциям учителя.

8

1

27.10

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

2 четверть

9

1

10.11

Мой класс.

 Дружба в классе

Учить подходить к другому ученику, протягивать ему руку и повторять / проговаривать приветствие, предлагать совместную игру

10

1

17.11

Дома

Формировать представление о том, что любое здание-дом, показывать/называть дома на картинке

11

1

24.11

Мой адрес

Учить находить свой дом среди фотографий других домов, называть свой адрес.

12

1

01.12

Правила дорожной безопасности.

Дорога в школу

Учить различать части дороги, знаки, регулирующие движение.

Учить следовать с родителями от остановки до школы безопасным маршрутом.

13

1

08.12

Правила поведения в транспорте

Учить различать части дороги, знаки, регулирующие движение.

14

1

15.12

Новый год

Учить называть / находить особенности праздника.

15

1

22.12

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 7 часов

3 четверть

16

1

12.01

Мой дом.

Учить находить свой дом среди фотографий других домов, называть этаж и номер квартиры.

17

1

19.01

Прихожая

Учить называть/ показывать части своей квартиры

18

1

26.01

Одежда и обувь

Учить называть/ показывать мебель для хранения одежды и обуви в прихожей.

19

1

02.02

Комната. Мебель.

Учить называть/ показывать мебель и ее назначение.

20

1

09.02

Моя семья

Учить узнавать/ называть членов семьи.

21

1

16.02

День защитника Отечества

Учить называть / находить особенности праздника.

22

1

02.03

Праздник 8 марта

Учить называть / находить особенности праздника.

23

1

09.03

День Рождения

Учить называть / находить особенности праздника.

24

1

16.03

Ванная комната. Водные процедуры

Учить называть/ показывать части своей квартиры.

Учить следовать алгоритму при выполнении гигиенических процедур.

25

1

23.03

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 10 часов

4 четверть

26

1

06.04

Режим дня

Учить различать части суток, называть/показывать действия, характерные для каждой части суток

27

1

13.04

День космонавтики

Учить называть / находить особенности праздника.

28

1

20.04

Кухня

Учить называть/ показывать  части своей квартиры.

29

1

27.04

Посуда

Учить называть/ различать посуду на кухне, ее назначение.

30

1

04.05

Поведение за столом. Безопасное поведение на кухне.

Учить следовать словесным инструкциям учителя / взрослого

31

1

11.05

День Победы

Учить называть / находить особенности праздника.

32

1

18.05

 Прием пищи

Учить следовать словесным инструкциям учителя / взрослого

33

1

25.05

Лето. Правила поведения в лесу.

Итоговый урок

Учить различать времена года, запоминать правила поведения в лесу.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

Лист корректировки рабочей программы

урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Четвер

ти

Кол-во часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Окружающий социальный мир

1

2

      3

4

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение «Окружающий социальный мир» по учебному плану ГБОУ школы №  в 5 классе отводится 2 часа в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия: Серия «Умные карточки»: Азбука дорожного движения; Машины.

Обучающая игра. Лото, Магазин.

Демонстрационные:

Раздаточные:

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам по окружающему социальному миру по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
  • Горбацевич А.Д., Коноплева М.А. Речевая практика. Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2020 г.
  • Горбацевич А.Д., Коноплева М.А. Речевая практика. Рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...