Урок окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность? Деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна
Урок окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность? Деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_byvaet_promyshlennost._chto_takoe_dengi.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «В» классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Широкая Марина Михайловна

Студент: Миколаенко Анастасия Алексеевна

Методист: Пищулина Надежда Ивановна

Дата проведения: 07.03.17

Тема

Какая бывает промышленность? Что такое деньги?

Педагогическая цель

Познакомить с понятием «промышленность», «отрасли промышленности», содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе, природным ресурсам.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)

Знать, какая бывает промышленность, уметь различать отрасли промышленности, приводить примеры видов товаров; запомнить определение понятия «деньги», уметь различать виды денег.

Личностные результаты

Осознавать важность изучения материала по теме; формировать положительную мотивацию; проявлять учебно-познавательный интерес

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные: содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;

Коммуникативные: учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Основные понятия и термины

Промышленность, отрасли промышленности, металлургия, электроэнергетика, деньги, рубль, евро, доллар, банкнота, монета.

Методы, формы работы

Методы: словесный, наглядный; Формы: индивидуальная, фронтальная.        

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебник, карточки с основными понятиями, «денежное дерево», бумажные деньги, картинки с изображением средств обмена.

Технологическая карта урока

Этапы

Виды работ

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.  Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Присаживайтесь.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

- Проверьте, все ли у вас готово. У вас на столах должны лежать учебники окружающего мира, рабочая тетрадь

Настраивает учащихся на урок. Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Приветствуют учителя, внимательно слушают учителя. Эмоционально настраиваются на урок.  Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

II. Проверка домашнего задания

Цель: повторение и применение на практике раннее полученных знаний

1. Фронтальный опрос. Вопросы.

- Что такое растениеводство? (Это выращивание культурных растений)

- Для чего люди занимаются растениеводством? (Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материалы для промышленности)

- На какие группы делят культурные растения? (Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры)

- Что такое животноводство? (Разведение домашних сельскохозяйственных животных)

- Для чего люди им занимаются? (Люди занимаются животноводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Кроме того, животноводство даёт шерсть, пух, кожу для изготовления тканей, одежды, обуви.

- Каких домашних млекопитающих, птиц, рыб, насекомых разводят люди?

- Где содержат сельскохозяйственных животных? (Фермы, пруды, пасеки)

Задает учащимся вопросы, требует осознанных ответов, исправляет ошибки учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

III.  Определение темы и целей урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1) Решение кроссворда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

- Сегодня мы продолжаем работать по теме «Экономика». Мы уже изучили много экономических понятий, сегодня еще расширим свои знания.

Вопросы к кроссворду:

1. Полезные…

2.Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений

3. Отрасль сельского хозяйства, разведение домашних животных

4. Наука о правильном ведении народного хозяйства

5. Продукт. Получаемый из молока

6. То, что человек получает от овцы, козы

7. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей

8. То, из чего производят хлеб

9. Все, что нужно человеку для жизни

10. Прядильная культура

11. Вещи и предметы, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности

12. отрасль экономики, осуществляющая перевозку людей и грузов

13. Отрасль экономики, осуществляющая возведение зданий

14. Часть экономики называется по-другому …

- Ребята прочитайте слово в кроссворде по вертикали. Какая тема нашего урока, догадались?

- Правильно. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Целью нашего урока будет познакомиться с ещё одной отраслью экономики. Запомнить, что такое промышленность, какая она бывает? Как и чем из товаров промышленности пользуется человек?

Следит за правильностью ответов, подводит к формулировке темы урока.

Отвечают на вопросы кроссворда, определяют тему урока.

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала

1. Рассказ с элементами беседы.

2. Решение экономической задачи

3. Первичное закрепление материала

4. Рассказ учителя о способах обмена с элементами беседы

5. Решение экономической задачи

6. Первичное закрепление материала

7. Рассказ о деньгах

 

- Промышленность – важнейшая отрасль экономики — это производство необходимых людям товаров. Её продукция невероятно разнообразна: от коробки печенья и пакета с фруктовым соком до автомобиля, самолёта и космического корабля. Понятно, что производством такой разной продукции занимаются различные отрасли промышленности. Познакомимся с некоторыми из них.

- Первая промышленность, с которой мы познакомимся - Пищевая. Обеспечивает людей продуктами питания. Вспомните растения, которые люди используют в сельском хозяйстве. (Лен, хлопок, зерновые)

- Это продукты растительного происхождения.

- Назовите продукты, которые люди получают от животных. (Шерсть, мясо, молоко, яйца). Это продукты животного происхождения.

- К предприятиям пищевой промышленности относятся хлебозавод. Как думаете, какие продукты поступают на хлебозавод и фабрику макаронных изделий? А на молочный комбинат? Мясокомбинат? Сахарный завод, кондитерскую фабрику? Консервный завод? Подумайте, какую продукцию может выпускать эта промышленность?

- Следующая промышленность - Лёгкая. Эта промышленность производит для нас ткани, одежду, обувь. Как думаете, какие продукты использует эта отрасль для производства товаров?

- Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Как вы думаете, чем занимается данная промышленность? Что из этой промышленности берёт человек? (Мебель, деревянные дома, лестницы)

- Ребята, что делает мама, когда вы вымазали одежду? (стирает ее)

- А с помощью чего она это делает? (С помощью порошка)

- Следующая промышленность, с которой мы познакомимся, производит множество веществ, которые используются в быту и хозяйстве нашей страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассу, резину, удобрения и т.д. Она называется химическая промышленность.

- Дальше смотрим. Это промышленность - машиностроение. Попробуйте каждый из вас назвать, что может выпускать такая промышленность? (Машины, двигатели к космическим кораблям, катера, лодки).

- Так же машиностроение занимается производством станков.

- А как вы думаете, можно ли было изготавливать ткань, перерабатывать материал без станков? (Нет)

- Какой можно сделать вывод о значимости такой отрасли, как машиностроение? (Без нее невозможно существование других отраслей)

- Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (Полезные ископаемые) А как вы думаете, как полезные ископаемые поступают к человеку? (Их добывают люди специальными машинами и оборудованием)

- Добыча полезных ископаемых тоже отрасль промышленности. И у нее есть название - добывающая промышленность. Эта промышленность, которая добывает нефть, газ, соль, железную руду и многие полезные ископаемые, без которых человеку не обойтись.

- Следующая промышленность - металлургическая. На картинке видно, что эта промышленность поставляет металл для машиностроения. Особенно много выпускает стали, также производит алюминий, цинк и многие другие металлы, необходимые в хозяйстве нашей страны. Делает рельсы, металлические изделия, цепи для якорей….

- Кто мне скажет, какова важность металлургии? (Без металлургии невозможно машиностроение)

- Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (Ребенок делает уроки при свече, и семья смотрит телевизор)

- Как думаете, почему ребенок делает уроки при свече? (Потому что нет электричества)

- А как удобнее? (При свете лампы)

- А что нужно для того, чтобы лампа светила? (Электричество)

- А занимается производством электрической энергии такая отрасль промышленности, как электроэнергетика.  Электроэнергию производят на станциях нескольких видов. ГЭС – гидроэлектростанции. Их строят на реках.
Это очень удобно, т.к. реки никогда не стоят, они постоянно находятся в движении. Электричество вырабатывается за счет потока воды, падающей с плотины. делается плотина, вода с одной стороны становится выше чем с другой, дальше вода переливается вниз, проходя через турбину. Подуйте на вентилятор - его лопасти закрутятся. так и вода крутит турбину. Турбина крутит генератор, генератор выдает электричество. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте.

- Следующий вид электростанции - ТЭС – тепловые электростанции. Тепловые электростанции - работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.
Выработка электричества в ТЭС происходит следующим образом: Вначале топливо сжигается в специальной камере сгорания, при этом выделяется большое количество тепла, которое превращает воду в пар. Постоянно нарастающее давление пара вращает турбину, и в результате вырабатывается электрический ток. АЭС -  атомные электростанции, которые работают на ядерном топливе.

- У кого дома есть приборы, которые работают от электричества? Что это за приборы?

- Здесь показана самая «молодая» промышленность – это электронная – одна из важнейших отраслей современной экономики.  Она производит очень сложную технику: компьютеры, телефоны, телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры и другое электронное оборудование.

- Итак, мы познакомились с некоторыми видами промышленности. Скажите, пожалуйста, смог ли бы современный человек прожить без товаров, производимых промышленностью?  (Ответы детей…).

- Давайте решим экономическую задачу.

- Вам нравится этот автобус?

- Автобус производится какой промышленностью (машиностроение)

-А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства? (металл, резина, краска)

- Производством металла занимается…(металлургия)

- производством резины и краски…(химическая)

- Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

- На слайде вы видите названия отраслей промышленности и продукцию, которую они изготавливают. Соотнесите стрелками название отрасли и продукта, который она изготавливает.

- Молодцы!

- Что такое промышленность? (это производство необходимых людям товаров)

- Так какая же бывает промышленность? (Называют промышленность и что она производит)

- Каждую секунду на земле производится бесчисленное множество товаров. Куда же они поступают? (В магазины)

- Каждый товар должен попасть к тому, кто в нем нуждается. Что для этого используется? (Деньги)

- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.  Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы- наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы- зерно, растительное масло, вино. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины - победители - своих пленников.

- Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. В таком обществе появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.

- Как же стали поступать люди?

- Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было. Они осуществляли обмен  (торговые сделки). Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу –  на барана.

- Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.  

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер.

- Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. (Это прямой обмен одних товаров на другие)

-  Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация, например:                                

У Светы есть груша, а она хочет морковку. У Вовы есть морковка, а хочет он банан. У Миши есть банан, а хочет он грушу. 

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- На стр. 67 найдите определение, что такое купля – продажа. (Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).

- Что такое бартер? (Обмен товаров на другие)

- Что такое купля-продажа? (Обмен товара на деньги)

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

- Как вы думаете, легко ли было договориться древним людям?

  - Обмениваться было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина.

-   Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль. Ткань протирается…

- Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней.

- Позднее были придуманы металлические деньги, которые оказались самыми удобными. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди- подешевле, из серебра - подороже, а из золота - самые дорогие. Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются.

- В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

-  В разных странах используются различные денежные единицы. В России это рубль, в США – доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица - евро.

-  Большинство людей во всем мире получают деньги в качестве заработной платы, то есть плату (сокращенно - зарплата). На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения. Человек использует их тогда, когда это ему будет необходимо. Он может накопить деньги на крупную, дорогую покупку, например, на автомобиль или квартиру.

Рассказывает о промышленности, ее отраслях, их важности в жизни человека. Задает вопросы учащимся, следит за правильностью ответов учащихся.

Ставит перед учащимися учебную задачу, задает вопросы, подводит к установлению взаимосвязи отраслей промышленности.

Дает целевую установку-соотнести продукцию и отрасль промышленности.

Рассказывает о способах обмена, знакомит учащихся с новыми понятиями, объясняет их значение.

Ставит перед учащимися учебную задачу, подводит к ее решению.

Задает вопросы, добивается осознанных ответов учащихся.

Рассказывает о видах денег, какие виды денег были в древности, о денежных единицах.

Внимательно слушают учителя, устанавливают логические связи, отвечают на вопросы учителя.

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, устанавливают взаимосвязь отраслей промышленности.

Соотносят продукцию с промышленностью, которая ее производит.

Внимательно слушают учителя, запоминают излагаемый материал, отвечают на вопросы учителя.

Принимают учебную задачу, решают ее.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

V. Закрепление изученного материала

Цель: совершенствовать навыки решения задач на смекалку; развивать внимание и логическое мышление.

1. Приём «денежное дерево»

– Зачем люди ходят в банк? Чем занимается банк? (меняет деньги, переводит деньги со счета на счет, выдает кредит, накапливает)

Открывается рисунок на доске (банк и из него растет “денежное дерево”).

– Разве бывает такое? Разве “Деньги растут”? Что это значит? (бывает, когда мы кладем деньги в банк под проценты)

– Не хотите ли немножко еще подзаработать? На каждой “денежке” вопрос, тот, кто правильно ответит, тот забирает ее себе.

1. Отрасль, которая обеспечивает экономику нефтью, газом, углём:

А) металлургия; Б) химическая промышленность;

В) добывающая промышленность.

2. Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом:

А) добывающая отрасль; Б) металлургия; В) машиностроение.

3. Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами:

А) добывающая отрасль; Б) легкая промышленность;

В) пищевая промышленность.

4. Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь:

А) легкая промышленность, Б) химическая промышленность;

В) добывающая промышленность.

5. Отрасль, которая производит машины и механизмы:

А) металлургия; Б) электроэнергетика; В) машиностроение.

– Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)
– Приведите пример бартера.
– Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты)

Задает учащимся вопросы, следит за правильностью ответов.

Выбирают монету, отвечают на предложенный вопрос.

VI. Подведение итогов  

Цель: обобщить знания учащихся, дать качественную оценку работы класса.

1. Обобщающая беседа

2. Рефлексия

3. Оценивание

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

-  Какова важность промышленности в нашей жизни?

- Чему научились на уроке?

- Какие понятия запомнили?

- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за урок.

Задает вопросы, оценивает работу учащихся на уроке, аргументирует оценки.

Отвечаю, принимают оценивание.

VII. Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся информацию о домашнем задании.

1. Сообщение домашнего задания

Записывает домашнее задание на доске, комментирует его.

Записывают домашнее задание в дневник.

Подпись методиста _______________ (Пищулина Н.И.)

Подпись учителя ________________ (Широкая М. М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок соответствует требованиям ФГОС,   показана работа в группах....

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Какие бывают водоемы"

Данная презентация выполнена к уроку окружающего мира по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" и знакомит детей с различными видами водоемов....

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"

Содержит интересный и познавательный материал о разнообразии растений....

Урок окружающего мира по теме : "Какие бывают животные?"

Урок знакомства с новым материалом.На уроке используется системно-деятельностный подход,проблемное изложение материала...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...