Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чурекова Дарья Алексеевна

Тип урока: "открытие" нового знания.

Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.

Задачи:

Дидактические:

1. Дать представление о понятии «промышленность»;

2. Сформировать представление об основных отраслях промышленности.

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы;

2. Развивать способности к творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

2. Выявлять взаимосвязь отраслей производства;

3. Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Личностные:

1. Понимать значение отраслей промышленности для развития экономики;

2. Осознавать роль труда работников отраслей промышленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 10.03.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3кад.

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30  Кабинет: 106

Студент: Чурекова Дарья Алексеевна

Группа: 35

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Какая бывает промышленность»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о понятии «промышленность»;

2. Сформировать представление об основных отраслях промышленности.

Предметные:

1. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

2. Выявлять взаимосвязь отраслей производства;

3. Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы;

2. Развивать способности к творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Личностные:

1. Понимать значение отраслей промышленности для развития экономики;

2. Осознавать роль труда работников отраслей промышленности.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

УМК: «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 3 класс 2 часть).

ЭТАПЫ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа. 

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, присаживайтесь.

- Перед началом нашего урока давайте вспомним правила «успешного» урока. Кто мне их назовёт?

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Называют правила

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация  

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, какую большую тему окружающего мира вы начали изучать?

- С какой отраслью экономики вы уже познакомились?

- Отлично, а с какими отраслями сельского хозяйства вы знакомы?

- Вам было задано домашнее задание, вы должны были узнать, есть ли кто-то из ваших родных или знакомых, кто работает в животноводстве, и расспросить его о работе.

 

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-мы начали изучать экономику

-познакомились с сельским хозяйством

-растениеводство, животноводство

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности со-бственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: принимать цель совместной  деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация:

слайд №2

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Сейчас мы с вами отгадаем несколько загадок, но перед этим давайте вспомним, как мы работаем на уроке?

-Молодцы!

1 загадка:

Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

-Верно, это холодильник.

2 загадка:

Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги. (сапоги)

-Молодцы, конечно же это сапоги

3 загадка:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

-Умницы, всё правильно отгадали.

-А как одним словом можно назвать эти предметы?

-Верно, это товары.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-отвечаем по поднятой руке

-не перебиваем друг друга

-выслушиваем все ответы

-не выкрикиваем

-холодильник

-сапоги

-мыло

-товары

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план .

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи

Ответы на загадки на 3 слайде (картинки)

Самоконтроль

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цели и план урока.

- -Сегодня вы с вами познакомимся с одной из главных составляющих экономики. А с какой, вы узнаете, решив небольшой ребус на слайде.

-Это промышленность, да. А что мы можем о ней узнать?

-Да, всё так. Тема нашего сегодняшнего урока: «Какая бывает промышленность»

- Какие поставим цели для нашего урока? Для этого на слайде слова- помощники:

Узнать…

Формулируют тему урока.

-промышленность

-что входит в промышленность?

-какая она бывает?

- Узнать, какая бывает промышленность

Слайд 4 с ребусом

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Устный взаимоконтроль

 1. Открытие для детей новых сведений.

- Промышленность состоит из двух больших групп отраслей: добывающей и обрабатывающей.

-Как вы понимаете эти понятия?

-Вы верно думаете. Добывающая отрасль занимается добычей различного природного сырья: газа, нефти, руды и т.д., например, в рудниках, шахтах, карьерах. Обрабатывающая отрасль занимается обработкой природного сырья с целью получения необходимой продукции, например, на заводах, в мастерских.

-Эти большие две группы включают в себя следующие крупные отрасли промышленности:

1 группа – добывающая

2 группа – металлургия

3 группа – машиностроение

4 группа – химическая

5 группа – пищевая

6 группа – лёгкая

7 группа – электроэнергетика

8 группа – электронная

- Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Используя учебник и дополнительную литературу, подготовьте выступление об отрасли по инструкции, которая лежит на ваших партах:

Выполнение задания в группе на карточках.

-добывающая отрасль занимается добычей

-обрабатывающая отрасль занимается обработкой для получения продукции

Работают в группах

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

-А также не забываем заполнять листы самооценки:

- А перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе?

- На выполнение работы вам даётся 7 минут

-Если группа готова, покажите знак готовности – поднимите зелёные карандаши.

-выслушивать каждого

-уважать мнение других

-помогать друг другу

-должен работать каждый участник группы

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей.

Слайд 11

Слайд 12

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа.

Наглядный: 

Практический: 

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-Откройте учебник на странице 63. Ответим на вопросы под заголовком «Обсудим»

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с  целями и условиями общения.

Слайд 13

Приёмы: рассматривания, измерения.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

-Откройте учебник на странице 63. Ответим на вопросы «Проверь себя»

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Слайд 14

Слайд 15

Физминутка (1 мин)

Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.                                        
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И,П

Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради.

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Ребята, теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Вам предстоит выполнить самостоятельно задания в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 38 и выполните задание 2. Поделимся на 2 варианта. 1 вариант вписывает названия первых четырёх отраслей, второй вариант остальные 4. На выполнение задания у вас есть 4 минуты.

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку:

1. Если работа выполнена без ошибок, поставьте оценку «5».

2. Если допущены 1-2 ошибки – «4».

3. Более 3 ошибок – «3».

- Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок.

- Встаньте те, кто допустил 1- 2 ошибки.

- Если вы допустили более 2 ошибок не расстраивайтесь, в следующий раз будьте более внимательными при выполнении заданий.

Выполняют задание в рабочих тетрадях и обмениваются ими для взаимопроверки.

Взаимопроверка по эталону

(ответы на экране)

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Слайд 16

Слайд 17 (проверка)

Слайд 18 (критерии)

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Практический:

Измерение по плану местности.

Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Я сейчас вам буду называть характеристики разных промышленных отраслей, ваша задача назвать мне эту промышленную отрасль

1) Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом. (металлургия)

2) Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами. (пищевая)

3) Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь (лёгкая)

4) Отрасль, которая производит машины и механизмы. (машиностроение)

 

2. Объясняет сущность домашнего задания. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся.

- В дневниках запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, страница 40, задание №3.

Просит прочитать задание одного из учеников.

Читают информацию в учебнике.

Отвечают

Самопроверка

Записывают Д/З

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Слайд 19

Слайд 20

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Какая бывает промышленность

- Узнать, какая бывает промышленность

-да

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку  зрения в устных и

Слайд 21

Слайд 22

2. Самооценивание.

- Поднимите, пожалуйста, зелёные карандаши, если вам было легко сегодня на уроке и вы поняли тему. Поднимите жёлтый карандаш, если вы поняли тему, но были небольшие трудности. Поднимите красные карандаши, если вам было трудно и тему вы не поняли.

-Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

поднимают карандаши

письменных текстах.

Слайд 23



Предварительный просмотр:

Добывающая промышленность

Добывающая промышленность - отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых, охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины. Продукция добывающей промышленности используется преимущественно в обрабатывающей промышленности. Горная порода, которая может быть использована человеком для различных целей, называется полезным ископаемым.

От развития добывающей промышленности зависит эффективность всего производства.


Металлургия

Металлургическая промышленность – это отрасль тяжелой промышленности, которая включает в себя процессы изготовления металлов из руд или других материалов, а также металлических сплавов.

В структуру металлургической промышленности входят следующие процессы: производство металлов; горячая и холодная обработка металлических изделий; сварка; нанесение металлических покрытий.

В процессе производства металлов используется различное сырье. В зависимости от того, какое именно сырье применяется, выделяют черную и цветную металлургическую промышленность. К первой категории относятся металлы, в состав которых входят железо, марганец и хром. К другой группе – все остальные металлы.


Электроэнергетика

Эта отрасль промышленности производит электроэнергию. Её вырабатывают на электростанциях.

Электростанции бывают разные. Гидроэлектростанции (ГЭС) строят на реках. На гидроэлектростанции электричество вырабатывается за счёт потока воды, который падает с плотины.

На тепловой электростанции (ТЭС) электричество получаются за счёт сжигания топлива – угля, природного газа, мазута.

Тепловую электростанцию можно построить везде, им не нужны плотины и водохранилища. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива.

На атомной электростанции (АЭС) электричество получаются из особого атомного (ядерного) топлива. Его требуется совсем мало. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля.


Машиностроение

Машиностроение представлено транспортным машиностроением ( железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая), сельско-хозяйственным производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение: подъёмно-транспортное машиностроение (грузоподъёмные краны, лифты и т.д.); железнодорожное машиностроение, ракетно-космическая отрасль, сельскохозяйственное машиностроение, химическое машиностроение, лесопромышленное машиностроение.

Среднее машиностроение: автомобилестроение, тракторостроение, производство технологического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности.

Точное машиностроение: приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, авиационные приборы.


Электронная промышленность

Электронная промышленность – это промышленность, производящая различные компоненты для электронной техники, а также оборудование и изделия, которые содержат эти компоненты. Этот вид промышленности выделился из радиотехнической промышленности. Она возникла в результате изобретения электронной лампы.

Для чего необходима электронная промышленность? Стране необходимо быстрый обмен информацией, надёжное управление производством. Отвечать жёстким требованиям времени человеку помогают созданные им электронные системы и устройства — от калькулятора до сверхмощного компьютера.

Компоненты поставляются изготовителям оборудования, используемого в компьютерах, средствах электросвязи, военной и авиационно-космической технике, бытовой аппаратуре, контрольно-измерительной технике, медицинском и транспортном оборудовании.


Химическая промышленность

Химическая промышленность — комплекс отраслей тяжёлой промышленности, объединяющий предприятия по выпуску химической продукции.

В структуре химической промышленности можно выделить следующие подотрасли:

  • горно-химическая промышленность — занимается добычей, обогащением и первичной обработкой горно-химического сырья;
  • основная химия — занимается производством минеральных удобрений, кислот и солей;
  • тонкая химия — занимается производством бытовой химии, парфюмерно-косметических продуктов, лекарств.

Химическая промышленность основана на переработке сырья химическими способами. Базовыми материалами, которые используются в этой отрасли, является нефть и различное минеральное сырье. Благодаря ей у людей появилась возможность использовать в своем быту пластиковые и пластмассовые изделия, удобрения для сельского хозяйства, лекарственные препараты, бытовую химию, косметику и многое другое.


Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность направлена на обеспечение производства товаров народного потребления. Легкая промышленность включает в себя следующие отрасли – текстильная, обувная и швейная.

Легкая промышленность включает в себя:

1.  Изготовление пряжи, войлочных и швейных нитей.

2.  Производство резиновой, полимерно-текстильной или полимерной обуви, средства защиты от нефтепродуктов, воздействия химических веществ, пыли и электрического тока.

3.  Изготовление белья, трикотажных изделий, одежды для новорожденных и других видов изделий из всех видов тканей, таких как хлопок, шерсть, лен и т.д.

4.  Изготовление одежды из шерсти, шелка, верхняя трикотажная, одежда специального назначения, костюмы женские, мужские и т.д.

5.  Изделия из искусственного меха, головные меховые уборы.

6.  Постельное белье, подушки, покрывала, одеяла с ситцевым и пуховым наполнителем.

7.  Изделия из кожи – сумки, перчатки, ремни, ранцы.

8. Игрушки.


Пищевая промышленность

Пищевая промышленность объединяет необходимые отрасли пищевого производства для изготовления продуктов питания. Но также сюда входит изготовление мыла и парфюмерно-косметических средств.

Пищевая промышленность позволяет изготавливать продукты, пригодные в пищу, обладающие длительным сроком годности. К ним относятся консервированные овощи, рыбные консервы.

Пищевую промышленность можно поделить на два вида отрасли:

  1. Отрасль где используют сырье, требующее тщательную обработку. К ней относят предприятия по переработке и изготовлению консервов, круп, сахара, масла, рыбы и др.
  2. Отрасль, использующая уже готовое сырье. К ней относят предприятия по изготовлению макаронных, кондитерских, хлебобулочных изделий или заводов по фасовке чая.

Выделяют следующие отрасли пищевой промышленности:

  1. Изготовление муки и различных видов круп. Самые мощные предприятия расположены в крупнейших городах вблизи портов, железных дорог и морских путей.
  2. Отрасль по выпечке хлебобулочных изделий.
  3. Отрасль по изготовлению макаронных изделий.
  4. Отрасль кондитерских изделий и выпечки тортов.
  5. Самой старой отраслью пищевой промышленности является производство сахара.
  6. Плодоконсервная и масложировая отрасль.
  7. Отрасль по переработке мяса и рыбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"

Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме" Какой бывает транспорт?"

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Какой бывает транспорт?" для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Какой бывает транспорт?" 22.12.2021

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Жизнь города и села». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возра...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...