Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Сомова Раиса Владимировна

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_4_klass_okr._mir.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

4 КЛАСС

№п/п

Наименование тем, уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Основная группа

Обучающиеся с ОВЗ

Домашнее задание

По плану

Фактически

Виды деятельности

Планируемые результаты

Виды деятельности

Планируемые результаты

Земля и человечество ( 9 ч)

1.

Мир глазами астронома

- Рассказывает о мире с точки зрения астронома;

-работает в паре: изучает по схеме строение Солнечной системы, перечисляет планеты в правильной последовательности, моделирует системы;

-извлекает из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовит сообщения;

- работает с терминологическим словариком;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке.

Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать

 представления о Вселенной, о размерах и природе  Солнца; о планете Земля, о

форме и размерах Земли.

Уметь  перечислять планеты в правильной последовательности, называть космические тела

Рассказывать о мире с точки зрения астронома

с.4-8

2.

Планеты Солнечной системы

- Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-на основе схемы строения Солнечной системы характеризует планеты, перечисляет их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

-различает планеты и их спутники;

-работает в паре: анализирует схемы движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- устанавливает причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года;

Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать  представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года.

Уметь называть планеты Солнечной системы, различать планеты и их спутники;

Знать планеты Солнечной системы, проводить несложные астрономические наблюдения;

с. 9-15

3.

Звездное небо - Великая книга Природы.

Находит на карте звездного неба знакомые созвездия;

моделирует изучаемые созвездия; определяет направление на север по Полярной звезде;

выполняет задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Дать представление о звёздах, учить  находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

Уметь называть и показывать изученные звёзды и созвездия на карте звёздного неба,

определять направление на север по Полярной звезде.

Знать названия звёзд и созвездий.

с.16-21,

4.

Мир глазами географа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивает глобус и карту полушарий;- находит условные знаки на карте полушарий;

- обсуждает значение глобуса и карт в жизни человечества;

составляет рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Учить элементарным приёмам чтения плана, карты. Знать материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Уметь  находить условные знаки на карте полушарий, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Рассказывать о мире с точки зрения географа

22-28,

5.

Мир глазами историка.

Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;- составляет рассказы о мире с точки зрения историка;

характеризует роль исторических источников для понимания событий прошлого;

обсуждает роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

 Дать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Приводить примеры исторических источников, рассказывать о  роли исторических источников и бытовых предметов для понимания событий прошлого

Рассказывать о мире с точки зрения историка

с.29-35,

6.

Когда и где?

- Определяет по «ленте времени» век, в котором происходили  упоминавшиеся ранее исторические события;

обсуждает сроки начала года в разных летоисчислениях; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Познакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени;

определять по ленте времени век

 Знать отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

с.36-40

7.

Мир глазами эколога.

Рассказывает о мире с точки зрения эколога;

работать в паре: анализирует  современные экологические проблемы, н решению экологических находит в Интернете сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовит сообщения;

формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на    уроке.

Познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

 Приводить примеры заповедников и национальных парков России;                              рассказывать о современных экологических проблемах

Знать названия заповедников и национальных парков России;

с.41-47,

 

8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Рассказывает о причинах появления Списка Всемирного наследия; различает объекты Всемирного природного и культурного наследия;

работать в паре: знакомится по карте - схеме мира с  наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определяет их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовит сообщения о них;

Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;              называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги

Знать  примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги

с.48-56

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

- работать в паре: знакомиться по карте - схеме мира с  наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;

 - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

Познакомить с Международной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы.

Называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги,                                              отвечать на итоговые вопросы

Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

с.56

Природа России (10 ч)

10.

Равнины и горы России

Находит и показывает на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывает о них по карте; различает холмистые и  плоские равнины;

характеризует формы земной поверхности России, рассказывает о них по личным впечатлениям;

Сформировать  представление о равнинах и горах; познакомить с  равнинами и горами на территории России.

Уметь находить и показывать на физической карте России равнины и горы России;              различать холмистые и  плоские равнины

Знать названия равнин и гор России.

с.60-64,

 

11.

Моря, озера и реки России.

Находит и показывает на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

различает моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов;

характеризует особенности изучаемых водных объектов; находит в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями;

Сформировать у уч-ся  представление о водоёмах, их разнообразии, использовании человеком.

Уметь находить и показывать на физической карте моря, озера и реки России; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Знать названия морей, озер и рек России.

с.66-70

12.

Природные зоны России.

Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; Знакомится с картой природных зон России, определяет по карте природные зоны России, высказывает предположения о причинах их смены, осуществляет самопроверку устанавливает причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;  работает со схемой освещенности Земли солнечными лучами;

находит на карте природных зон зоны высотной поясности;

Сформировать у уч-ся  представление о природных зонах, дать понятие поясности.

Уметь находить и показывать  основные природные зоны  на карте природных зон России;                                       работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами

Знать основные природные зоны России, объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране

с.71-75,

13.

Зона арктических пустынь

- Находит и показывает на карте природных зон зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами;

определяет по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объясняет, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывает по рисунку об экологических

связях в изучаемой

природной зоне,

моделирует характерные цепи питания; рассказывает об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризует зону арктических пустынь по плану;

Сформировать у уч-ся   представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении природы данной зоны для чело века, её использование.

Находить и показывать  на карте зону  арктических пустынь;                            рассказывать о зоне арктических пустынь по плану

Знать характеристику природной зоны пустыни.

с.76-82,

14.

Тундра

- Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивает общий вид тундры и арктической пустыни, описывает тундру по фотографии; находит и показывает на карте природных зон зону тундры, рассказывает о ней по карте; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами;

знакомится по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживает экологические связи в зоне тундры,

рассказывает о них,

моделирует характерные цепи питания;  характеризует природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; характеризует зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

Сформировать у учащихся  представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических  условиях, растительном и животном мире, деятельности человека.

Находить и показывать  на карте зону  тундры;                            рассказывать о зоне тундры по плану

Знать характеристику природной зоны тундры.

с.84-94,

15.

Леса России

- Находит и показывает на карте природных зон зону тайги,  зону смешанных и широколиственных лесов; рассказывает о них по карте;

устанавливает зависимость  особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; характеризует животный мир зоны лесов,  выявляет экологические связи; составляет характерные цепи питания в зоне тайги; сравнивает природу тундры и лесных зон;

Сформировать у учащихся  представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире.

Находить и показывать  на карте зону  тайги, зону смешанных лесов и широколиственных лесов;                            рассказывать о  них по плану

Знать характеристику природной зоны.

с.95-102,

16

Лес и человек.

С помощью текста учебника раскрывает роль леса в природе и жизни людей;

обсуждает экологические проблемы леса, предлагает меры по его охране;

извлекает из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовит сообщения; характеризует лесные природные зоны  по плану;.

Сформировать у уч-ся  представление о роли леса в жизни человека и природы; эко логических  проблемах леса, возникших по вине человека,  о бережном отношении человека к природе.

Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей;            рассказывать о правилах поведения в лесу

Знать правила поведения в лесу

с.103-109,

 

17.

Зона степей

равнивает общий вид леса и степи, находит и показывает  на карте природных зон зону степей;

- устанавливает взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;

- обсуждает экологические проблемы степной зоны и пути их решения;

- сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовим сообщения;

характеризует зону степей по плану;

Сформировать у учащихся  представление о природной зоне степей; ее географическом положении особенностях, животном  и растительном мире, об охране природы.

Находить и показывать  на карте зону  степей;                            рассказывать о  них по плану

Знать характеристику природной зоны степей.

с.110-117,

18.

Пустыни

Сравнивает общий ид степи и пустыни; находит и показывает на карте природных зон зону полупустыни и пустыни; знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, выявляет экологические связи, составляет характерные цепи питания;

сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры;

обсуждает экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; характеризует зону степей по плану;

Сформировать у учащихся  представление о при родной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях.

Находить и показывать  на карте зону  пустынь;                            рассказывать о  них по плану

Знать характеристику природной зоны- пустыни.

с.118-125,

19.

У Черного моря

Находит и показывает на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

устанавливает причины своеобразия природы  субтропической зоны;

знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа,  обсуждает правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; характеризует зону субтропиков по плану;

Сформировать у учащихся  представление о

субтропической зоне Черно морского побережья Кавказа; географическом положении, особенностях и деятельности людей.

Находить и показывать  на карте зону субтропиков;                            рассказывать о  них по плану.

Знать характеристику природной зоны субтропиков.

с.126-134,              

Родной край - часть большой страны (15 ч)

20.

Наш край

-Знакомится с политико-административной картой России; находит на политико-административной карте России свой регион;

характеризует родной край по предложенному в учебнике плану; оценивает свои достижения на уроке.

Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой.

Находить на карте России родной регион,                             давать краткую характеристику своего края

Знать краткую характеристику родного  края; различать и описывать изученные природные объекты своего края,

с.136-138,

21.

Поверхность нашего края.

- Описывает по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, 

находит на карте региона основные формы земной поверхности родного края; интервьюируют взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждает меры по охране поверхности своего края; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране.

Характеризовать  формы земной поверхности; находить на карте родного края основные формы земной поверхности

Знать формы земной поверхности.

с.139-144

22

Водные богатства нашего края

Составляет  список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона, описывает одну из рек по данному в учебнике плану,  выявляет источники загрязнения близлежащих водоемов;

формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

Характеризовать  водные богатства нашего края; рассказывать о водном объекте по плану

Знать названия водных объектов родного края.

с.145-148,

23.

Наши подземные богатства

Находит на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

-определяет название полезного ископаемого, изучает его свойства. Находит информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывает по данному в учебнике плану, готовит сообщение и представляет его классу;

формулирует выводы по изученному материалу оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

Познакомить детей с раз

личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Знать названия и свойства полезных ископаемых, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) полезных ископаемых

с.149-159

24.

Земля - кормилица

- Различает типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекает из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

готовит доклад о значении почвы для жизни на Земле; формулирует выводы по изученному материалу; оценивает свои достижения на уроке.

Познакомить  с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.

Различать виды почв; рассказывать о   значении почвы для жизни на Земле

 Знать виды почв.

с.160-163

25.

Жизнь леса

Рассказывает по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

составляет цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризует лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на    уроке.

Дать представление о луге, как природном сообществе.

Характеризовать природное сообщество лес по плану;

Рассказывать о представителях лесного сообщества в родном крае

Знать характеристику природного сообщества – лес.

с.164-169

26.

Экскурсия в природные сообщества родного края (в лес) Инструктаж по охране труда

Наблюдает объекты и явления природы, определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений; сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека.

Называть  растения и животные леса, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя;                   фиксировать результаты наблюдений

Знать  краткую характеристику природного сообщества - лес своего края; оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

27

 Жизнь луга

Определяет растения луга , животных луга на иллюстрации учебника, выявляет экологические связи на лугу; Рассказывает по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; характеризует луговое сообщество по данному в учебнике плану; сравнивает природные особенности леса и луга; приводит примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявляет нарушения экологического равновесия по вине человека,  

Развивать  умение наблюдать за природой, познакомить с особенностями при родных сообществ края.

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Знать  краткую характеристику природного сообщества – луг.

с.170-177

28.

Экскурсия в природные сообщества родного края (на луг) Инструктаж по охране труда

Наблюдает объекты и явления природы; определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений;

-сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

Развивать навыки работы с информацией.

Называть  растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя;                  фиксировать результаты наблюдений                                                          

Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

29.

Жизнь в пресных водах

Узнает по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

рассказывает по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего региона; составляет цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; выявляет экологические связи в пресном водоеме; обсуждает способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

 Сформировать  представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бережном отношении человека к растениям.

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём

Знать краткую характеристику пресного водоёма.

с.178-186

30.

Экскурсия в природные сообщества родного края (  к водоему)Инструктаж по охране труда

Наблюдает объекты и явления природы; -определяет природные объекты с помощью атласа-определителя;

-фиксирует результаты наблюдений;

сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

Сформировать  представление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть  роль животных в жизни людей; бережное отношение к

животным.

Называть  растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя;                  фиксировать результаты наблюдений

Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

31.

Растениеводство в нашем крае

Выявляет взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; работает в группе :знакомится по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства,  готовит сообщения о развитии этих отраслей в регионе и презентует их их в классе;

определяет с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различает зерна зерновых культур;

Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

 Уметь называть отрасли растениеводства в родном крае; различать сорта культурных растений

Знать и  различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края

с.187-194,

 

32.

Животноводство в нашем крае

Выявляет взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

- различает породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; умение пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Уметь называть отрасли животноводства в родном крае; различать породы домашних животных

Знать и  различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

с.195-203,

33.

 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивает свои достижения по шкале баллов.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Знать природные сообщества родного края.

с.204-205

34.

Презентация проектов, выполненных за первое полугодие.

Выбирает тему проекта- намечает план работы; отбирает информацию в избранных для проекта книгах; готовит оформление доклада (слайды);- готовит доклад; презентует доклад в классе; оценивает свои достижения и достижения своих товарищей.

 Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

35.

Начало истории человечества

Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определяет по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;

- обсуждает роль огня и приручения животных;

- анализирует иллюстрации учебника;

- понимает роль археологии в изучении первобытного общества;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Дать уч-ся представление о первобытных людях.

 Уметь определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;                         рассказывать о роли огня и приручения животных

Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

с.4-7

36.

Мир древности: далекий и близкий

Определяет по «ленте времени» длительность существования Древнего мира

находит на карте местоположение древних государств;

- извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации,

- обобщает сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявляет общее и отличия;

- понимает роль появления и развития письменности в древности для развития человечества,  сопоставляет

алфавиты древности;

Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом.

 Уметь находить на карте местоположение древних государств;                      рассказывать о появлении и развитии письменности

Знать  эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху.

с.8-14

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

Сопоставляет длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определяет по «ленте времени» длительность средневековья;

- находит на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- сопоставляет исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

- сопоставляет мировые религии, выявляет их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- понимает важность изобретения книгопечатания для человечества;

Формировать представление о Средневековье.

Уметь находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

с.15-21

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

Определяет по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляет её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- сопоставляет жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

- прослеживает по карте маршруты Великих географических открытий;

- обсуждает методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

- выявляет по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждает роль великих географических открытий в истории человечества;

- характеризует научные открытия и технические изобретения Нового времени

Познакомить с выдающимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими открытиями.

Рассказывать о  научных открытиях и технических изобретениях Нового времени; показывать по карте  маршруты Великих географических открытий

Знать  эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху.

с.22-27

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Находит на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризует значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризует изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывает о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века.

Уметь рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»

с. 28-32

Страницы истории России (20 ч)

40.

 Жизнь древних славян.

Понимает учебную задачи раздела и данного урока и стремится их выполнить;

- анализирует карту расселения племен древних славян;

- выявляет взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризует верования древних славян;

- моделирует древнеславянское жилище;

- составляет план рассказа на материале учебника;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Представление о жизни древних славян

Уметь называть предметы быта древних славян; рассказывать о верованиях древних славян

Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

с.34-39

41.

Во времена Древней Руси.

Прослеживает по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- характеризует систему государственной власти  в IX-XI веках в Древней Руси;

- отмечает на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждает причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на    уроке.

Представление о Древней Руси, русских князьях

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси.

Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.40-45

42.

Страна городов.

Анализирует карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризует их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде

Представление о городах X-XI  века Киеве и Новгороде

Показывать на исторической карте Древний Киев и Древний Новгород;

рассказывать об основании Москвы

Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.46-54

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Сопоставляет на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

- обсуждает важность находок археологами берестяных грамот;

- развивает воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- обсуждает , почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

- характеризует значение летописи об основании Москвы как исторического источника

Представление о возникновении славянской аз буки, появлении

письменности на Руси;

Рассказывать о создании славянской письменности;

рассказывать о роли летописей для изучения истории

Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.55-58,

44.

Трудные времена на русской земле

Прослеживает по карте нашествие Батыя на Русь;

-обсуждает причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

-описывает по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- рассказывает о монгольском нашествии по плану учебника;

- находит на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры.

Показывать на исторической  карте нашествие Батыя на Русь, места сражений Александра Невского; рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище

Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.59-64

45.

Русь расправляет крылья.

- Приводит факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывает по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживает по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждает, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

формулирует выводы по изученному материалу

Сформировать представления о возрождении Руси.

 Показывать на карте объединение русских земель вокруг Москвы, рассказывать об Иване Калите.

 Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.65-69

46.

 Куликовская битва

Прослеживает по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составляет план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывает о Куликовской битве по составленному плану;

отмечает на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждает, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

- рассказывает о поединках богатырей осознаёт роль Куликовской битвы в истории России;

Сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Показывать по карте передвижение русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по плану

Знать основные события Куликовской битвы

с.70-74

47.

Иван Третий

Рассказывает об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- описывает по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

- обсуждает значение освобождения от монгольского ига;

отмечает на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

Сформировать представления о Москве времен Ивана III, сравнить ее со временем правления Ивана

Калиты и Дмитрия Донского.

Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;                      рассказывать о значении освобождения от монгольского ига .

Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

с.75-81

48.

Мастера печатных дел

Обсуждает, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам)

рассказывает о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников;

-сопоставляет современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

Сформировать представления о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья.

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове, об издании первых учебников.

Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

с.82-86

49.

Патриоты России

Обсуждает значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечает на «ленте времени» год освобождение Москвы;

- заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

осознавает роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

Сформировать представления о патриотизме.

Отмечать на ленте времени год освобождения Москвы от польских интервентов;

Рассказывать о значении организации народного ополчения и освобождения Москвы от польских захватчиков

Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

с.87-93

50.

Петр Великий

Рассказывает о реформах Петра I на основе материала учебника;

-извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

- описывает достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждает, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

- отмечает на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

- находит  на карте приобретения города, основанные ПетромI;

- высказывает свое отношение к личности Петра Великого.

Сформировать представления о времени правления Петра I , его реформах.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

Находить на карте города, основанные Петром;

Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

с. 94-100

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

-составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

Сформировать представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Показывать по карте путь Ломоносова в Москву; рассказывать о заслугах М.В. Ломоносова

Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

с.101-104

52.

Екатерина Великая.

Обсуждает, заслуженно ли Екатерина Вторая стала назваться Великая;

- описывает достопримечательности Петербурга;

- сравнивает положение разных слоев российского общества;

- рассказывает по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;

- прослеживает по карте рост территории государства;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины Великой.

Рассказывать о крестьянской войне Пугачёва;

показывать на карте рост территории государства

Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

с.105-111

53.

Отечественная война 1812 года.

Рассказывает о Бородинском сражении;

- отмечает на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- обсуждает, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждает, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

извлекает из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года,  готовит доклады

Сформировать представления о войне 1812 го да.

Уметь описывать исторические события Отечественной войны 1812 года; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812

Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

с.112-119

54.

Страницы истории Х1Х века.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучает текст учебника, выполняет задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, работает с историческими картами;

- находит на карте Транссибирскую магистраль;

- сопоставляет исторические источники;

- извлекает из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

- формулирует выводы по изученному материалу

Сформировать представления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени.

Работать с историческими картами; уметь описывать исторические события Х1Х века.

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

с.120-126

55.

Россия вступает в ХХ век

Отмечает на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции;

- составляет план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывает о них по плану;

Сформировать представления о важнейших событиях в России в начале XX века.

Уметь описывать исторические события ХХ века;

Отмечать на  «ленте времени»начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

с.127-133,

56.

Страницы истории 1920-1930 годов.

Знакомит по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

- сравнивает герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомит с символикой герба СССР;

- сравнивает тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

- в ходе экскурсии по городу выясняет, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

- знакомит по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Сформировать представления о жизни страны в 20-30-е годы.

Уметь описывать исторические события 1920-1930 годов;                          работать с историческими картами;

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну

с.134-139

57.

Великая война и великая Победа.

Составляет план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывает о ней по плану;

- обсуждает , в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- прослушивает в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;

- делится впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.

Сформировать представления о Великой Отечественной войне.

Уметь описывать исторические события Великой Отечественной Войны.

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну.

с.140-146

58.

Великая война и великая Победа.

Описывает исторические события Великой Отечественной Войны. - Собирает материал о мероприятиях празднования 78-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;

- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы

- оценивает свои достижения на уроке.

Сформировать представления о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге.

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну.

с.146

зад.1-3

59.

Страна, открывающая путь в космос.

Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить;

- извлекает из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса

- интервьюирует старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивает в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина.

Сформировать представления о жизни страны в послевоенное время.

Уметь описывать исторические события  полёта человека в космос.

Знать  о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

с.147-152,

Современная Россия (9 ч)

60.

Основной закон России и права человека

Находит на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

анализирует закрепленные в Конвенции права ребенка;

обсуждает, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

 готовит проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.

Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека.

Называть символы России; рассказывать об истории их возникновения

Раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран.

с.168-174

61.

Мы - граждане России

Различает права и обязанности гражданина, устанавливает их взаимосвязь; следит за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации

Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе.

Различать государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; рассказывать о любимых праздниках

Знать  главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России.

с.175-179,

62.

Славные символы России

Знакомится особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличает герб РФ от гербов других государств;

знакомится с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

отличает  гимн РФ от гимнов других государств;

обсуждает, зачем государству нужны символы.

Формировать представление о государственных символах России.

 Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России.

Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России.

с.180-188

63.

Такие разные праздники

Различает праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;- знакомит с праздниками  и Памятными днями России, обсуждает их значение для страны и каждого её гражданина;- выясняет используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; составляет календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

Сформировать представление о праздника в России,  их различиях и особенностях.

 Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России.

Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России.

с.189-196            

64.

Путешествие по России. Регионы и города России,  их история, важнейшие достопримечательности

Знакомит  по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры; рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры анализирует и сравнивает гербы городов России, выясняет их символику;

Дать представление, на  сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями.

 Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России.

Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

с.197-203

65.

Путешествие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры

Совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры;- рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры;

Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, образом жизни.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания.

с.204-205

66.

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России

Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить; знакомится  по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов.

Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений.

67.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивает свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверить знания по изученным разделам.

Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы

 истории России», «Страницы всемирной истории».

Адекватно оценивать и анализировать свои знания.

с.204-205

68.

Презентация проектов за второе полугодие.

Извлекает информацию из дополнительных источников и Интернета; посещает музеи, обрабатывает материалы экскурсий; интервьюирует старших членов семьи, других взрослых; готовит иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовит тексты сообщений; выступает с сообщениями в классе.

Формировать  умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения.

Обобщение  и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Страницы истории России».

Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год в группе продленного дня

Задачи воспитательной работы в ГПД в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и соверше...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс для основной группы и для учащихся с овз

Учебный предмет «Русский язык »  относится  к предметной области «Филология» Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственн...

Календарно – тематическое планирование по математике 3 класс для основной группы и для учащихся с овз

Календарно – тематическое планирование по математике 3 класс составлено с учетом учащихся с ОВЗ....

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 4 класс для основной группы и для учащихся с овз

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 4 класс для основной группы и для учащихся с овз...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру3 класс

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"...

календарно-тематическое планирование по теме пожарная безопасность (вторая младшая группа)

Тема недели: «Пожарная безопасность»Цель Расширить представление детей о том, какой бывает огонь, какое значение он имеет в жизни людей...