Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ. Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Ф. И. О. учителя | Сайко Анна Григорьевна | ||
Класс | 4 Б | ||
Предмет | Окружающий мир | ||
Дата проведения | 18.12.2015 | ||
Присутствовали | учителя, руководитель ГМО начальных классов | ||
Цель: | развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности; воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим.
| ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Работают с иллюстрационным материалом. Рассуждают и делает выводы. Применяют правила общения. Работают в группах. Моделируют ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Обучающиеся решают задачи на конструирование «в уме». Конструируют сердце для дерева «Доброты» на основе новых технологий работы с квиллингом . Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляют объективный самоконтроль Реализовывают реальные собственные замыслы. Метапредметные: Анализируют и оценивают полученные результаты. Выполняют интеллектуальные действия: ,установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняют рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Предлагают конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняют учебные действия в разных формах (практическая работы, работа с моделями и др.).Личностные: Успешно осуществляют взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидят результат своей деятельности. Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Личностные: Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Сотрудничают в совместном решении проблемы. Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним
| ||
Основные понятия: | добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
| ||
Наглядно-демонстрационный материал |
| ||
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага, бумага- квиллинг, ножницы, клей, карандаш, линейка, скотч. | ||
Межпредметные связи | ОРКСЭ, технология | ||
Ресурсы | Учебник окружающего мира 4 кл., в двух частях Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа 21 век» | ||
Организация пространства | Работа фронтальная, коллективная работа, работа в группах.
| ||
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Универсальные учебные действия
|
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”. Организует встречу гостей. Контролирует готовность к уроку. Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
| Приветствуют гостей. Отвечают на организационные вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. |
Самоопределение в деятельности. Создание проблемной ситуации. Просмотр видео «Притча о доброте»
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ
| Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Слово это серьёзное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь. В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт. И о боли других позабыть не даёт. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? … (Сердец доброта!)
- О каком же качестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке окружающего мира? - Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи). Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут. Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - Какой рисунок у вас на спине? - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла? ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа АВТОР: День прошедший догорает. АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей) Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся с вами ответить на вопросы:
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Ученик Давайте поклоняться доброте!
|
Смотрят видеосюжет проводят анализ, формулируют тему урока |
Коммуникативные: Развивают умение слушать и понимать других. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформляют свои мысли в устной форме. Умеют работать в паре.
Личностные: выказывают своё отношение, выражают свои эмоции. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: Высказывают своё предположение на основе работы с материалом. Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
Актуализация опорных знаний Просмотр видео «Притча о добре и зле».
| Тема: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт» 1) Работа с понятиями добро и зло. - Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения. - Как вы понимаете слово добро? (ответы детей) - Как вы понимаете слово зло? (ответы детей)
Словарная работа. (исследовательская работа в группах) - Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. 1 группа - найдёт значение слова добро. 2 группа - значение слова зло. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить. Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?
Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”. А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.
Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов. Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху
Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
Между добром и злом идет постоянная борьба - В словаре Сергея Ивановича Ожегова «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» - В наше время современному человеку очень нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди стесняются быть добрыми. Добро и Зло – два вечных спутника, Идут по жизни с нами до конца. Как разделить их, чтоб не мучиться, И не болела по ночам душа. Добро – такое теплое, как солнышко, А зло – оно холодное, как лед. (Читает подготовленный ученик) - Первый шаг к доброте – это доброе слово. - Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? - Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. - И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро": ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! - А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. - Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов? ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение. ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. - Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!
| Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, доказывают свои ответы при работе со словарем Ожегова. | Познавательные: умеют извлекать информацию из видеоролика, текстов. Выявляют сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делают выводы. Обобщают и классифицируют по признакам, находят ответы на вопросы.
|
Учебно- познавательная деятельность.
Работа в группах.
| Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Работа в группах «Учитесь делать добрые дела» Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом. Как вы поступите в данной ситуации? (можно предложить выбрать вариант правильного, доброго поступка в ситуации )
Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» 1. Дам списать, чтоб выручить товарища. 2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать. Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» 1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. 2. Поддержу друга. Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» 1. Скажу всем, что это неправда. 2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. Ситуация 4. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей? -Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности. -Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. -Желающим тянуть жребий. -Пусть решат сами участники спектакля.
Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова? ( Добрыми должны быть и поступки.) У вас на парте лежат листочки с заданиями Давайте с ними поработаем. 1группа - «Сложи пословицу» - Перед вами рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. Проверка 1. Добрые дела - красят человека. 2 .Без добрых дел -нет доброго имени. 3 . Доброе слово лечит, а злое калечит. 4 . Делай другим добро – будешь сам без беды. 2 группа - «Составить правила доброты» 3 группа – Записать термин «Доброта» 4 группа –Записать «Добрые поступки»
«Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек. Звучит песня «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?» (из м/ф «Маленький Мук») (видеозапись).
|
Обучающиеся выслушивают строят предположения. Работают в группах. Выполняют команды учителя.
| Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и следовать им
|
Тест «Проверь себя».
|
1. Решите тест 1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними. 2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. 3)Что считается добрым поступком? А. Забыть о неприятной просьбе Б. Дать списать домашнее задание В. Опоздать на неинтересную встречу Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу 4)Укажите поступки , которые одобряет общество А. обман Б. насилие В. взаимопомощь Г.унижение 5)Что является последствием злых дел? А. дружба Б. радость В. вражда Г. мирное сосуществование 6) Знания о добре и зле помогают людям А. проявлять заботу о близких Б. жить в мире В. Дружить Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы? - Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое) - А какого человека мы называем добрым? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Этому надо учиться) - Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).
Ученик Добро – словно солнечный лучик! Согреет – и всё расцветёт. Оно, как невидимый ключик От дверцы где радость живёт! А зло – это чёрные тучи. Друзей нет, как их не зови. Со злом не встречаться вам лучше. Желаю добра и любви! |
| Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Физкультминутка « Шаги к успеху»
| "Является ли добрым человек, который..?" (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз ) а) делает зимой для птиц кормушки; б) всегда чувствует, кому нужна помощь; в) стреляет в птиц из рогатки; г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; д) не оказывает помощь в трудную минуту; е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки. |
| Личностные: заботятся о своём здоровье |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Применение знаний и способов действий. | Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. В процессе работы на уроке вы оформляли свои заготовки. И сейчас, сажая деревья, вы назовёте любые добрые поступки (выходят, прикрепляют деревья и называют поступки). «Ласковое солнышко» Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей) Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы) Грубый – ласковый
Теперь я вижу солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарасти сорняками. Предлагаю пополнить наш сад большим деревом доброты, счастья и любви – сердцами. А сердечки мы изготовим из полосок бумаги в технике квиллинг. Коллективная творческая работа. Перед вами инструкционные карты. Что потребуется для работы?( инструмент для квиллинга, клей, бумага, шаблон, линейка). Взяв инструмент для квиллинга в руки, сразу вспомнили о технике безопасности при работе с острыми и колющими инструментами. (у каждого на столах памятка по ТБ с острыми и колющими предметами). Техника изготовления сердечек (у каждого на столах): 1 способ из капелек. 2 способ сердечко. (Изготовив сердечки, каждая группа приклеивает на дерево). Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражения радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу. Будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила. Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей). А сейчас оцените свою деятельность на уроке. |
Отвечают на организационные вопросы.
Работают в группах. Выполняют команды учителя.
| Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Подведение итогов. Рефлексия.
| Выберите для себя сердце, прикрепите к своему дереву доброты, в соответствии с вашим настроением на уроке: 1.Зеленое –отличное. 2.Жёлтое – хорошее. 3.Красное –плохое.
- Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. - В народе говорят: Добрые слова – корни, Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Ученик Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. - У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Звучит песня «Дорогою добра» (видеозапись).
|
Оценивают работу. | Коммуникативные: умеют высказывать собственную точку зрения, развивают способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные:умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Домашнее задание. | Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра». Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.
|
| Регулятивные: Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_dobrote_4b.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ
Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»
Ф. И. О. учителя | Сайко Анна Григорьевна | ||
Класс | 4 Б | ||
Предмет | Окружающий мир | ||
Дата проведения | 18.12.2015 | ||
Присутствовали | учителя, руководитель ГМО начальных классов | ||
Цель: | развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности; воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим. | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Работают с иллюстрационным материалом. Рассуждают и делает выводы. Применяют правила общения. Работают в группах. Моделируют ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Обучающиеся решают задачи на конструирование «в уме». Конструируют сердце для дерева «Доброты» на основе новых технологий работы с квиллингом . Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляют объективный самоконтроль Реализовывают реальные собственные замыслы. Метапредметные: Анализируют и оценивают полученные результаты. Выполняют интеллектуальные действия: ,установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняют рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Предлагают конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняют учебные действия в разных формах (практическая работы, работа с моделями и др.).Личностные: Успешно осуществляют взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидят результат своей деятельности. Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Личностные: Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Сотрудничают в совместном решении проблемы. Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним | ||
Основные понятия: | добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость. | ||
Наглядно-демонстрационный материал |
| ||
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага, бумага- квиллинг, ножницы, клей, карандаш, линейка, скотч. | ||
Межпредметные связи | ОРКСЭ, технология | ||
Ресурсы | Учебник окружающего мира 4 кл., в двух частях Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа 21 век» | ||
Организация пространства | Работа фронтальная, коллективная работа, работа в группах. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”. Организует встречу гостей. Контролирует готовность к уроку. Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. | Приветствуют гостей. Отвечают на организационные вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. |
Самоопределение в деятельности. Создание проблемной ситуации. Просмотр видео «Притча о доброте» Игровое упражнение «Найди себе подобного». ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ | Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Слово это серьёзное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь. В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт. И о боли других позабыть не даёт. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? … (Сердец доброта!) - О каком же качестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке окружающего мира? - Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи). Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут. Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - Какой рисунок у вас на спине? - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла? ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа АВТОР: День прошедший догорает. АВТОР: Смотрит бабушка на внука. Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей) Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся с вами ответить на вопросы:
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик). Ученик Давайте поклоняться доброте! | Смотрят видеосюжет проводят анализ, формулируют тему урока | Коммуникативные: Развивают умение слушать и понимать других. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформляют свои мысли в устной форме. Умеют работать в паре. Личностные: выказывают своё отношение, выражают свои эмоции. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: Высказывают своё предположение на основе работы с материалом. Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
Актуализация опорных знаний Просмотр видео «Притча о добре и зле». | Тема: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт» 1) Работа с понятиями добро и зло. - Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения. - Как вы понимаете слово добро? (ответы детей) - Как вы понимаете слово зло? (ответы детей) Словарная работа. (исследовательская работа в группах) - Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. 1 группа - найдёт значение слова добро. 2 группа - значение слова зло. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить. Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле? Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”. А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”. Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов. Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал людям следовать путем добра и справедливости. В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. Между добром и злом идет постоянная борьба - В словаре Сергея Ивановича Ожегова «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» - В наше время современному человеку очень нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди стесняются быть добрыми. Добро и Зло – два вечных спутника, Идут по жизни с нами до конца. Как разделить их, чтоб не мучиться, И не болела по ночам душа. Добро – такое теплое, как солнышко, А зло – оно холодное, как лед. (Читает подготовленный ученик) - Первый шаг к доброте – это доброе слово. - Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? - Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. - И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро": ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! - А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. - Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов? ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение. ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. - Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?! | Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, доказывают свои ответы при работе со словарем Ожегова. | Познавательные: умеют извлекать информацию из видеоролика, текстов. Выявляют сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делают выводы. Обобщают и классифицируют по признакам, находят ответы на вопросы. |
Учебно- познавательная деятельность. Работа в группах. | Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела» Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом. Как вы поступите в данной ситуации? (можно предложить выбрать вариант правильного, доброго поступка в ситуации ) Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» 1. Дам списать, чтоб выручить товарища. 2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать. Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» 1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. 2. Поддержу друга. Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» 1. Скажу всем, что это неправда. 2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. Ситуация 4. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей? -Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности. -Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. -Желающим тянуть жребий. -Пусть решат сами участники спектакля. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова? ( Добрыми должны быть и поступки.) У вас на парте лежат листочки с заданиями Давайте с ними поработаем. 1группа - «Сложи пословицу» - Перед вами рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. Проверка 1. Добрые дела - красят человека. 2 .Без добрых дел -нет доброго имени. 3 . Доброе слово лечит, а злое калечит. 4 . Делай другим добро – будешь сам без беды. 2 группа - «Составить правила доброты» 3 группа – Записать термин «Доброта» 4 группа –Записать «Добрые поступки» «Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек. Звучит песня «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?» (из м/ф «Маленький Мук») (видеозапись). | Обучающиеся выслушивают строят предположения. Работают в группах. Выполняют команды учителя. | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и следовать им |
Тест «Проверь себя». | 1. Решите тест 1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними. 2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. 3)Что считается добрым поступком? А. Забыть о неприятной просьбе Б. Дать списать домашнее задание В. Опоздать на неинтересную встречу Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу 4)Укажите поступки , которые одобряет общество А. обман Б. насилие В. взаимопомощь Г.унижение 5)Что является последствием злых дел? А. дружба Б. радость В. вражда Г. мирное сосуществование 6) Знания о добре и зле помогают людям А. проявлять заботу о близких Б. жить в мире В. Дружить Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы? - Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое) - А какого человека мы называем добрым? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Этому надо учиться) - Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце). Ученик Добро – словно солнечный лучик! Согреет – и всё расцветёт. Оно, как невидимый ключик От дверцы где радость живёт! А зло – это чёрные тучи. Друзей нет, как их не зови. Со злом не встречаться вам лучше. Желаю добра и любви! | Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Физкультминутка « Шаги к успеху» | "Является ли добрым человек, который..?" (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз ) а) делает зимой для птиц кормушки; б) всегда чувствует, кому нужна помощь; в) стреляет в птиц из рогатки; г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; д) не оказывает помощь в трудную минуту; е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки. | Личностные: заботятся о своём здоровье | |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Применение знаний и способов действий. | Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. В процессе работы на уроке вы оформляли свои заготовки. И сейчас, сажая деревья, вы назовёте любые добрые поступки (выходят, прикрепляют деревья и называют поступки). «Ласковое солнышко» Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей) Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы) Грубый – ласковый Теперь я вижу солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарасти сорняками. Предлагаю пополнить наш сад большим деревом доброты, счастья и любви – сердцами. А сердечки мы изготовим из полосок бумаги в технике квиллинг. Коллективная творческая работа. Перед вами инструкционные карты. Что потребуется для работы?( инструмент для квиллинга, клей, бумага, шаблон, линейка). Взяв инструмент для квиллинга в руки, сразу вспомнили о технике безопасности при работе с острыми и колющими инструментами. (у каждого на столах памятка по ТБ с острыми и колющими предметами). Техника изготовления сердечек (у каждого на столах): 1 способ из капелек. 2 способ сердечко. (Изготовив сердечки, каждая группа приклеивает на дерево). Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражения радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу. Будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила. Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей). А сейчас оцените свою деятельность на уроке. | Отвечают на организационные вопросы. Работают в группах. Выполняют команды учителя. | Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Выберите для себя сердце, прикрепите к своему дереву доброты, в соответствии с вашим настроением на уроке: 1.Зеленое –отличное. 2.Жёлтое – хорошее. 3.Красное –плохое. - Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. - В народе говорят: Добрые слова – корни, Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Ученик Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. - У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Звучит песня «Дорогою добра» (видеозапись). | Оценивают работу. | Коммуникативные: умеют высказывать собственную точку зрения, развивают способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные:умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание. | Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра». Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела. | Регулятивные: Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».
Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"
В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....
Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""
Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению...
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...
Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"
При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Поговорим о вредных привычках
Данный материал предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века»....