Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ. Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Сайко Анна Григорьевна

Ф. И. О. учителя

Сайко Анна Григорьевна

Класс

4 Б

Предмет

Окружающий мир

Дата проведения

18.12.2015

Присутствовали

учителя, руководитель ГМО начальных классов

Цель:

развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности;  воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Работают с иллюстрационным материалом. Рассуждают и делает выводы. Применяют  правила общения. Работают в группах. Моделируют ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Обучающиеся решают задачи на конст­руирование «в уме». Кон­струируют  сердце для дерева «Доброты» на ос­нове новых технологий работы с квиллингом . Выполняют рабо­ту с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляют объективный самокон­троль Реализовывают ре­альные собственные за­мыслы.

Метапредметные: Анализируют и оценивают полученные результаты. Выполняют  интеллектуальные действия: ,установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняют  рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Предлагают конструкторско-технологические ре­шения и способы выпол­нения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняют учебные действия в разных формах (практическая работы, работа с моделями и др.).Личностные: Успешно осуществляют взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидят результат своей деятельности. Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные: Участвуют в диалоге, высказывают  свое мне­ние. Сотрудничают  в со­вместном решении про­блемы. Принимают другие мнения и выска­зывания, уважительно относятся к ним

 

Основные понятия:

добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

 

Наглядно-демонстрационный материал

  • Мультимедиа презентация «Добро и зло», видеосюжеты: притча «О доброте», «О добре и зле», разрезанные пословицы, деревья для коллективной работы, картинки яблочек, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, видеозапись песни «Что такое доброта» и  «Дорогою добра»

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага,  бумага- квиллинг, ножницы, клей, карандаш, линейка,  скотч.

Межпредметные связи

ОРКСЭ, технология

Ресурсы

Учебник окружающего мира 4 кл.,  в двух частях Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа 21 век»

Организация пространства

Работа фронтальная, коллективная работа, работа в группах.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

 

 

Универсальные учебные действия

 

 

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание

Организует встречу гостей. Контролирует готовность к уроку.

Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

 

 

 

Приветствуют гостей. Отвечают на организационные вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Самоопределение в деятельности.

Создание проблемной ситуации

Просмотр видео «Притча о доброте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Найди себе подобного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ
Детская сценка в стихах

 

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

              Слово  это  серьёзное, главное, важное.

             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

              В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

              В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

              Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

              И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

              И  оно  поважней, чем  лица  красота.

              Догадались, что  это? … 

(Сердец  доброта!)

 

- О  каком  же  качестве  пойдёт  речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?

- Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.

 

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

 - Какой рисунок у вас на спине?

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

 

 

Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа

АВТОР: День прошедший догорает.
Вечер тихий наступает.
Только слышно там и тут
Птички весело поют.
Солнце яркое устало,
Поработало немало.
И теперь спешит опять
Поскорей умчаться спать.
На крыльце сидит старушка,
Перед ней лежит игрушка.
За игрушкой внук стоит
И старушке говорит.
ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,
А теперь и сам жалею.
И зачем я только дал?
Всю машину он сломал.
И теперь стоит, смеется,
Да еще не сознается.
Говорит, была такая,
Будто я его не знаю.
Не прощу ему я это.
Ты мне только посоветуй,
Что мне делать? Как мне быть?
Как Сергею отомстить?

АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Говорит ему
БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.
Я ведь, знаешь, плохо вижу.
Сядь со мною на крылечко
Успокой свое сердечко.
Мы сейчас поговорим,
Как Сергею отомстим.
Помнишь, я тебе, мой милый,
Об Иисусе говорила?
Как Он по земле ходил,
Как Он грешников любил.
Как, горя святой любовью,
Он больным давал здоровье.
Как несчастных утешал,
Как обиды всем прощал.
И слова его звучали,
Чтобы мы врагов прощали,
Чтобы как друзей любили,
Чтоб добром за зло платили.
Хочешь ты, как Он любить?
На Него похожим быть?
АВТОР: Внук кивает 
ПЕТЯ: Да, конечно.
АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,
А потом сказал, робея
ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?
АВТОР: Молвит бабушка тогда
БАБУШКА: И учил Христос всегда,
Если враг голоден твой,
Накорми его, родной.
Если враг твой хочет пить,
Постарайся напоить.
АВТОР: Петя молча это слушал.
Молча пил и молча кушал.
И потом , в постели лежа,
Долго думал о Сереже.
А на утро, встал с постели,
Только петухи пропели.
Солнце красное встает,
Петя завтракать идет.
Он в веселом настроенье
Молока попил с печеньем.
Что-то думает, сидит
И на бабушку глядит.
Кто-то бабушку позвал,
Внук со стула сразу встал.
Быстро принял он решенье.
Положил в карман печенье,
Взял он кружку с молоком
И во двор бежит бегом.
Как чудесно солнце греет!
Увидал Он там Сергея.
И кричит ему
ПЕТЯ: Сергей! Подойди ко мне скорей!
Да не бойся подходить, я тебя не буду бить. 
АВТОР: Подошел Сергей к порогу.
На Петра глядит с тревогой.
Тот с приветливым лицом
Держит кружку с молоком.
Говорит ему
ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?
АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал
СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…
АВТОР: Петя смотрит с сожаленьем.
Ах, как жалко!
И с волненьем говорит
ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?
Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое! 
АВТОР: И Сергею прямо в рот
Кружку с молоком сует.
А Сергей стоит невесел,
Низко голову повесил.
Прямо под ноги глядит
И тихонько говорит.
СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?
Мы ее сейчас починим.
АВТОР: Помолчал, потом сказал
СЕРГЕЙ: Это я ее сломал . КОНЕЦ

 

 

Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся  с вами ответить на вопросы:

  • Что такое доброта?
  • Какого человека мы можем назвать добрым?
  • Легко или трудно быть добрым?

 - Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

 

Ученик

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

 

 

 

Смотрят видеосюжет проводят анализ, формулируют тему урока

 

Коммуникативные:

Развивают умение слушать и понимать других.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформляют свои мысли в устной форме.

Умеют  работать в паре.

 

Личностные:

выказывают своё отношение, выражают свои эмоции.

 Оценивают  поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные:

Высказывают своё предположение на основе работы с материалом.

 Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозируют предстоящую работу.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Актуализация опорных знаний

Просмотр видео «Притча о добре и зле».

 

Тема: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»

1) Работа с понятиями добро и зло.  

- Так что же такое добро и зло?  Попробуйте дать определения.

 - Как вы понимаете слово добро? (ответы детей) 

 - Как вы понимаете слово зло?  (ответы детей)

 

Словарная работа. (исследовательская работа в группах)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

      С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу,    способствует   его сохранению; то, что предотвращает вражду».

     С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.   

1 группа - найдёт значение слова добро.

2 группа -  значение слова зло.

Добро  – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

 

Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”.

А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.

 

Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

 

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

 

  Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху

 

Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал  людям следовать путем добра и справедливости.

 

 

 В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до  последних.

 

Между добром и злом идет постоянная борьба

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова  «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое»

 - В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди  стесняются  быть  добрыми.

Добро и Зло – два вечных спутника,

                 Идут по жизни с нами до конца.

                 Как разделить их, чтоб не мучиться,

                 И не болела по ночам душа.

                 Добро – такое теплое, как солнышко,

                 А зло – оно холодное, как лед.

(Читает подготовленный ученик)

            - Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни.

- И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово "добро":

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

            - А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

            - Слышали вы и такие выражения, как  "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

            - Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

 

 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, доказывают свои ответы при работе со словарем Ожегова.

Познавательные:

умеют извлекать информацию из видеоролика, текстов. Выявляют сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делают выводы. Обобщают и классифицируют  по признакам, находят ответы на вопросы.

 

Учебно- познавательная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

       Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.

 

 

Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»

 Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом.

                 Как вы поступите в данной ситуации?

 (можно предложить выбрать вариант правильного, доброго  поступка в ситуации )

 

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1.     Дам списать, чтоб выручить товарища.

2.     Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»

1.     Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2.     Поддержу друга.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1.     Скажу всем, что это неправда.

2.     Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

 Ситуация 4. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

 

Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова? ( Добрыми должны быть и поступки.)

У вас на парте лежат листочки с заданиями  Давайте с ними поработаем. 

1группа - «Сложи пословицу»

- Перед вами рассыпанные пословицы.  Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Проверка

1. Добрые дела - красят человека.

2 .Без добрых дел -нет доброго имени.

3 . Доброе слово лечит, а злое калечит.

4 . Делай другим добро – будешь сам без беды.

2 группа - «Составить правила доброты»

3 группа – Записать термин «Доброта»

4 группа –Записать «Добрые поступки»

 

«Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться  искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Звучит песня «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?» (из м/ф  «Маленький Мук») (видеозапись).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выслушивают строят предположения.

Работают в группах. Выполняют команды учителя.

 

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и следовать им 

 

Тест «Проверь себя».

 

 

1. Решите тест

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

3)Что считается добрым поступком?

            А. Забыть о неприятной просьбе

            Б. Дать списать домашнее задание

            В. Опоздать на неинтересную встречу

            Г. Помочь соседу по парте разобрать  задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

            А. обман

            Б. насилие

            В. взаимопомощь

            Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

            А.  дружба

            Б.  радость

            В.  вражда

            Г.  мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

            А. проявлять заботу о близких

            Б. жить в мире

            В. Дружить

Итак, ребята, сможете  вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?

- Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое)

- А какого человека мы называем добрым?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Этому надо учиться)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

 

Ученик

Добро – словно солнечный лучик!

Согреет – и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы где радость живёт!

А зло – это чёрные тучи.

Друзей нет, как их не зови.

Со злом не встречаться вам лучше.

Желаю добра и любви!

 

Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

Физкультминутка

« Шаги к успеху»

 

"Является ли добрым человек, который..?" (Если  да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз )

а) делает зимой для птиц кормушки;

б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

в) стреляет в птиц из рогатки;

г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

д) не оказывает помощь в трудную минуту;

е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

 

Личностные: заботятся о своём здоровье

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Применение знаний и способов действий.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

В процессе работы на уроке вы оформляли свои заготовки. И сейчас, сажая деревья, вы назовёте любые добрые поступки (выходят, прикрепляют деревья и называют поступки). «Ласковое солнышко»

Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд

 

Теперь я вижу солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарасти сорняками. Предлагаю пополнить наш сад большим деревом доброты, счастья и любви – сердцами. А сердечки мы изготовим из полосок бумаги в технике квиллинг.

Коллективная творческая работа.

Перед вами инструкционные карты. Что потребуется для работы?( инструмент для квиллинга, клей, бумага, шаблон, линейка).

Взяв инструмент для квиллинга в руки, сразу вспомнили о технике безопасности при работе с острыми  и колющими инструментами. (у каждого на столах памятка по ТБ с острыми и колющими предметами).

Техника изготовления сердечек (у каждого на столах):

1 способ из капелек.

2 способ сердечко.

(Изготовив сердечки, каждая группа приклеивает на дерево).

      Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражения радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу. Будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей).

А сейчас оцените свою деятельность на уроке.

 

 

 

Отвечают на организационные вопросы.

 

 

 

Работают в группах. Выполняют команды учителя.

 

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;  оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют  своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

 

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите для себя сердце,  прикрепите к своему дереву доброты, в соответствии с вашим настроением на уроке:

1.Зеленое –отличное.

2.Жёлтое – хорошее.

3.Красное –плохое.

 

- Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

-  В народе говорят:

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

            Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Ученик

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле.

            - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.                                                                           
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

            -  У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

 

            Звучит песня «Дорогою добра» (видеозапись).

 

 

 

Оценивают работу.

Коммуникативные:  умеют высказывать собственную точку зрения, развивают способность к связной логически целесообразной форме речи.

Личностные:умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Домашнее задание.

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».

 Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

 

 

Регулятивные:

 Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_dobrote_4b.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ

Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»

Ф. И. О. учителя

Сайко Анна Григорьевна

Класс

4 Б

Предмет

Окружающий мир

Дата проведения

18.12.2015

Присутствовали

учителя, руководитель ГМО начальных классов

Цель:

развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности;  воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Работают с иллюстрационным материалом. Рассуждают и делает выводы. Применяют  правила общения. Работают в группах. Моделируют ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Обучающиеся решают задачи на конструирование «в уме». Конструируют  сердце для дерева «Доброты» на основе новых технологий работы с квиллингом . Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляют объективный самоконтроль Реализовывают реальные собственные замыслы.

Метапредметные: Анализируют и оценивают полученные результаты. Выполняют  интеллектуальные действия: ,установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняют  рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Предлагают конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняют учебные действия в разных формах (практическая работы, работа с моделями и др.).Личностные: Успешно осуществляют взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидят результат своей деятельности. Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные: Участвуют в диалоге, высказывают  свое мнение. Сотрудничают  в совместном решении проблемы. Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним

Основные понятия:

добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

Наглядно-демонстрационный материал

  • Мультимедиа презентация «Добро и зло», видеосюжеты: притча «О доброте», «О добре и зле», разрезанные пословицы, деревья для коллективной работы, картинки яблочек, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, видеозапись песни «Что такое доброта» и  «Дорогою добра»

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага,  бумага- квиллинг, ножницы, клей, карандаш, линейка,  скотч.

Межпредметные связи

ОРКСЭ, технология

Ресурсы

Учебник окружающего мира 4 кл.,  в двух частях Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа 21 век»

Организация пространства

Работа фронтальная, коллективная работа, работа в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание

Организует встречу гостей. Контролирует готовность к уроку.

Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Приветствуют гостей. Отвечают на организационные вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Самоопределение в деятельности.

Создание проблемной ситуации.  

Просмотр видео «Притча о доброте»

Игровое упражнение «Найди себе подобного».

ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ
Детская сценка в стихах

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

             Слово  это  серьёзное, главное, важное.

             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

              В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

              В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

              Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

              И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

              И  оно  поважней, чем  лица  красота.

              Догадались, что  это? …  

(Сердец  доброта!)

- О  каком  же  качестве  пойдёт  речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?

- Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.

 

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

 - Какой рисунок у вас на спине?

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа

АВТОР: День прошедший догорает.
Вечер тихий наступает.
Только слышно там и тут
Птички весело поют.
Солнце яркое устало,
Поработало немало.
И теперь спешит опять
Поскорей умчаться спать.
На крыльце сидит старушка,
Перед ней лежит игрушка.
За игрушкой внук стоит
И старушке говорит.
ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,
А теперь и сам жалею.
И зачем я только дал?
Всю машину он сломал.
И теперь стоит, смеется,
Да еще не сознается.
Говорит, была такая,
Будто я его не знаю.
Не прощу ему я это.
Ты мне только посоветуй,
Что мне делать? Как мне быть?
Как Сергею отомстить?

АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Говорит ему
БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.
Я ведь, знаешь, плохо вижу.
Сядь со мною на крылечко
Успокой свое сердечко.
Мы сейчас поговорим,
Как Сергею отомстим.
Помнишь, я тебе, мой милый,
Об Иисусе говорила?
Как Он по земле ходил,
Как Он грешников любил.
Как, горя святой любовью,
Он больным давал здоровье.
Как несчастных утешал,
Как обиды всем прощал.
И слова его звучали,
Чтобы мы врагов прощали,
Чтобы как друзей любили,
Чтоб добром за зло платили.
Хочешь ты, как Он любить?
На Него похожим быть?
АВТОР: Внук кивает  
ПЕТЯ: Да, конечно.
АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,
А потом сказал, робея
ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?
АВТОР: Молвит бабушка тогда
БАБУШКА: И учил Христос всегда,
Если враг голоден твой,
Накорми его, родной.
Если враг твой хочет пить,
Постарайся напоить.
АВТОР: Петя молча это слушал.
Молча пил и молча кушал.
И потом , в постели лежа,
Долго думал о Сереже.
А на утро, встал с постели,
Только петухи пропели.
Солнце красное встает,
Петя завтракать идет.
Он в веселом настроенье
Молока попил с печеньем.
Что-то думает, сидит
И на бабушку глядит.
Кто-то бабушку позвал,
Внук со стула сразу встал.
Быстро принял он решенье.
Положил в карман печенье,
Взял он кружку с молоком
И во двор бежит бегом.
Как чудесно солнце греет!
Увидал Он там Сергея.
И кричит ему
ПЕТЯ: Сергей! Подойди ко мне скорей!
Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.  
АВТОР: Подошел Сергей к порогу.
На Петра глядит с тревогой.
Тот с приветливым лицом
Держит кружку с молоком.
Говорит ему
ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?
АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал
СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…
АВТОР: Петя смотрит с сожаленьем.
Ах, как жалко!
И с волненьем говорит
ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?
Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!  

АВТОР
: И Сергею прямо в рот
Кружку с молоком сует.
А Сергей стоит невесел,
Низко голову повесил.
Прямо под ноги глядит
И тихонько говорит.

СЕРГЕЙ:
 Петя, где твоя машина?
Мы ее сейчас починим.
АВТОР: Помолчал, потом сказал
СЕРГЕЙ
: Это я ее сломал . КОНЕЦ

Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся  с вами ответить на вопросы:

  • Что такое доброта?
  • Какого человека мы можем назвать добрым?
  • Легко или трудно быть добрым?

 - Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Ученик

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Смотрят видеосюжет проводят анализ, формулируют тему урока

Коммуникативные:

Развивают умение слушать и понимать других.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформляют свои мысли в устной форме.

Умеют  работать в паре.

Личностные:

выказывают своё отношение, выражают свои эмоции.

 Оценивают  поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Высказывают своё предположение на основе работы с материалом.

 Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозируют предстоящую работу.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Актуализация опорных знаний

Просмотр видео «Притча о добре и зле».

Тема: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»

1) Работа с понятиями добро и зло.  

- Так что же такое добро и зло?  Попробуйте дать определения.

 - Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)  

 - Как вы понимаете слово зло?  (ответы детей)

Словарная работа. (исследовательская работа в группах)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

      С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу,    способствует   его сохранению; то, что предотвращает вражду».

     С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.    

1 группа - найдёт значение слова добро.

2 группа -  значение слова зло.

Добро  – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”.

А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.

Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

  Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху

Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал  людям следовать путем добра и справедливости.

 В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до  последних.

Между добром и злом идет постоянная борьба

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова  «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое»

 - В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди  стесняются  быть  добрыми.

Добро и Зло – два вечных спутника,

                 Идут по жизни с нами до конца.

                 Как разделить их, чтоб не мучиться,

                 И не болела по ночам душа.

                 Добро – такое теплое, как солнышко,

                 А зло – оно холодное, как лед.

(Читает подготовленный ученик)

        - Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни.

- И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово "добро":

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

        - А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

        - Слышали вы и такие выражения, как  "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

        - Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, доказывают свои ответы при работе со словарем Ожегова.

Познавательные:

умеют извлекать информацию из видеоролика, текстов. Выявляют сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делают выводы. Обобщают и классифицируют  по признакам, находят ответы на вопросы.

Учебно- познавательная деятельность.

Работа в группах.

       Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.

Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»

 Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом.

                 Как вы поступите в данной ситуации?

 (можно предложить выбрать вариант правильного, доброго  поступка в ситуации )

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1.     Дам списать, чтоб выручить товарища.

2.     Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»

1.     Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2.     Поддержу друга.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1.     Скажу всем, что это неправда.

2.     Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

 Ситуация 4. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова? ( Добрыми должны быть и поступки.)

У вас на парте лежат листочки с заданиями  Давайте с ними поработаем.  

1группа - «Сложи пословицу»

- Перед вами рассыпанные пословицы.  Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Проверка

1. Добрые дела - красят человека.

2 .Без добрых дел -нет доброго имени.

3 . Доброе слово лечит, а злое калечит.

4 . Делай другим добро – будешь сам без беды.

2 группа - «Составить правила доброты»

3 группа – Записать термин «Доброта»

4 группа –Записать «Добрые поступки»

«Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться  искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Звучит песня «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?» (из м/ф  «Маленький Мук») (видеозапись).

Обучающиеся выслушивают строят предположения.

Работают в группах. Выполняют команды учителя.

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и следовать им  

Тест «Проверь себя».

1. Решите тест

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

3)Что считается добрым поступком?

            А. Забыть о неприятной просьбе

        Б. Дать списать домашнее задание

        В. Опоздать на неинтересную встречу

        Г. Помочь соседу по парте разобрать  задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

        А. обман

        Б. насилие

        В. взаимопомощь

        Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

        А.  дружба

        Б.  радость

        В.  вражда

        Г.  мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

        А. проявлять заботу о близких

        Б. жить в мире

        В. Дружить

Итак, ребята, сможете  вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?

- Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое)

- А какого человека мы называем добрым?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Этому надо учиться)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Ученик

Добро – словно солнечный лучик!

Согреет – и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы где радость живёт!

А зло – это чёрные тучи.

Друзей нет, как их не зови.

Со злом не встречаться вам лучше.

Желаю добра и любви!

Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физкультминутка

« Шаги к успеху»

"Является ли добрым человек, который..?" (Если  да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз )

а) делает зимой для птиц кормушки;

б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

в) стреляет в птиц из рогатки;

г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

д) не оказывает помощь в трудную минуту;

е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

Личностные: заботятся о своём здоровье

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Применение знаний и способов действий.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

В процессе работы на уроке вы оформляли свои заготовки. И сейчас, сажая деревья, вы назовёте любые добрые поступки (выходят, прикрепляют деревья и называют поступки). «Ласковое солнышко»

Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд

Теперь я вижу солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарасти сорняками. Предлагаю пополнить наш сад большим деревом доброты, счастья и любви – сердцами. А сердечки мы изготовим из полосок бумаги в технике квиллинг.

Коллективная творческая работа.

Перед вами инструкционные карты. Что потребуется для работы?( инструмент для квиллинга, клей, бумага, шаблон, линейка).

Взяв инструмент для квиллинга в руки, сразу вспомнили о технике безопасности при работе с острыми  и колющими инструментами. (у каждого на столах памятка по ТБ с острыми и колющими предметами).

Техника изготовления сердечек (у каждого на столах):

1 способ из капелек.

2 способ сердечко.

(Изготовив сердечки, каждая группа приклеивает на дерево).

      Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражения радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу. Будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей).

А сейчас оцените свою деятельность на уроке.

Отвечают на организационные вопросы.

Работают в группах. Выполняют команды учителя.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;  оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют  своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Подведение итогов. Рефлексия. 

Выберите для себя сердце,  прикрепите к своему дереву доброты, в соответствии с вашим настроением на уроке:

1.Зеленое –отличное.

2.Жёлтое – хорошее.

3.Красное –плохое.

- Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

-  В народе говорят:

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

        Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Ученик

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле.

        - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.                                                                            
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

        -  У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

        Звучит песня «Дорогою добра» (видеозапись).

Оценивают работу.

Коммуникативные:  умеют высказывать собственную точку зрения, развивают способность к связной логически целесообразной форме речи.

Личностные:умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание.

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».

 Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

Регулятивные:

 Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозируют предстоящую работу. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"

В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""

Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"

При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...

Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Поговорим о вредных привычках

Данный материал предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века»....