Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс)

Черненко Екатерина Сергеевна

Экологическое воспитание младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_vospit.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Черненко Е.С., учитель начальных классов

ГБОУ школа №54 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Экологическое воспитание младших школьников

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. А для этого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

     В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития. Основными задачами экологического образования являются:

- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;

- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;

- развитие способностей анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

        Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования и воспитания. 

В связи с этим  младших школьников необходимо знакомить  с основными проблемами охраны природы и путями их решения, а также подготовить и воспитать наиболее активных проводников идей охраны природы. Большое значение имеет также приобретение различных природоохранительных умений и навыков, получить которые учащиеся смогут на практических занятиях, во время экскурсий в природу, природоохранных субботниках, работе в «эко-отрядах». Необходимо учитывать, что только сочетание теоретических занятий с практическими делами даст возможность полноценного экологического воспитания. А начинать экологическое воспитание надо с самого раннего детства, наблюдая за миром природы вместе с детьми. Нам взрослым, очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, дети учились видеть прекрасное и бережно относиться к ней. Все мы должны помнить слова русского писателя  М.М. Пришвина, который сказал: «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».

 На уроках окружающего мира, дети получают теоретические знания, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между растениями и животными, между природой и человеком. Без этих знаний  трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе игровые, информационные, проектные и исследовательские технологии. Ребята ведут исследовательскую работу (проектная деятельность) под руководством учителей. Очень нравятся детям классные и библиотечные часы, которые часто организуются с участием приглашенных экологов, биологов, ботаников. Специально организованные выставки книг и подборки интересных журнальных статей о мире природы, чтение книг

Познавательные  игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. Экологические познавательные игры  и экскурсии,  проведенные на природе, наиболее эффективны и очень нравятся детям. Они закладывают уже в первом классе основы  исследовательской деятельности.

Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. Это в первую очередь - походы в природу со взрослыми, во – вторых - трудовой десант,  затем - изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и  сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Участие в школьных экологических акциях: «Чистая улица», «Чистый город», «Посади дерево», «Экологические субботники», на школьных клумбах сеют цветы.

Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. Так происходит освоение модели «Человек - часть мира».

 Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности.

Компоненты экологической культуры.

 1.Экологические знания, умения.

 2.Экологическое мышление.

 3.Ценностные ориентации.

 4.Экологически оправданное поведение.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;

- стараются выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в сад, лес;

- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;

- пытаются контролировать своё поведение, поступки.

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на второй  ступени начальной школы дополняются:

- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них;

- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшим привычным делом.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного или растительного мира;

- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период этого понимания - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль стать проводником нового мышления - экологического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....