Конспект урока по окружающему миру " Что создавалось трудом рабочего?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

место урока в теме: данный урок изучается в разделе "Как трудились в старину"

тип: открытий новых знаний

вид: урок смешенного типа

цель: сформировать представление учащихся о первых мануфактурах, заводах и фабриках  России, о появлении первой железной дороги

планируемый результат: учащиеся узнают что такое мануфактура, завод, фабрика, о первой железной дороги; научатся аргументировать ответы, делать выводы

предметные: сформировать представление учащихся о первых мануфактурах, заводах, фабриках и о первой железной дороги в России

метапредметные:

регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля

познавательные:  осознавать необходимость ответственного отношения к родине, воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; 

коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе;

 оборудование: учебник "Окружающий мир" 3 класс (автор Н.Ф. Виноградова), компьютер, проектор, экран, презентация, толковый словарь (Ожегова),

методы: словесный (рассказ, беседа, сообщение), наглядный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.pptx735.17 КБ
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 класс

Слайд 2

Что создавалась трудом ремесленника? Что такое ремесло? Какие ремесла были в России в 17-18 веках ? Что такое слобод? «Как трудились в старину»

Слайд 3

Иконная

Слайд 4

Оружейная

Слайд 5

Плотничья

Слайд 6

Гончарная

Слайд 7

Кузнецкая

Слайд 8

р емесло ярм а рка о б лик Дымк о во гон ч ар Кузн е ц сер г иев посад пл о тник Кроссворд Что создовалось трудом

Слайд 9

1. Изучить учебные источники информации 2. Изучить дополнительные источники информации 3. Сделать выводы 4 Оценить работу План работы:

Слайд 11

1.Работаем в сотрудничестве друг с другом . 2.Вопросы и задания обсуждаем вполголоса . 3.Внимательно слушаем друг друга, не перебиваем . 4.Контролируем и анализируем своё поведение . 5.Оцениваем не участника, а его действия. Правила работы в группах

Слайд 12

завод фабрика мануфактура рабочий производство 1 группа

Слайд 13

Завод

Слайд 14

Фабрика

Слайд 15

2 группа

Слайд 16

Конец 17 века

Слайд 17

3 группа

Слайд 18

Отец и сын Черепановы Ефим Алексеевич Мирон Ефимович

Слайд 19

Макет первого паровоза Черепановых

Слайд 20

Пермяк – первый Р оссийский паровоз

Слайд 21

Первые железные дороги

Слайд 22

Первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село . Именно эта дорога положила начало строительству в России сети железных дорог.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  

учитель: Корнева Е.Н.

класс: 3

тема: Что создавалось трудом рабочего?

место урока в теме: данный урок изучается в разделе "Как трудились в старину"

тип: открытий новых знаний

вид: урок смешенного типа

цель: сформировать представление учащихся о первых мануфактурах, заводах и фабриках  России, о появлении первой железной дороги

планируемый результат: учащиеся узнают что такое мануфактура, завод, фабрика, о первой железной дороги; научатся аргументировать ответы, делать выводы

предметные: сформировать представление учащихся о первых мануфактурах, заводах, фабриках и о первой железной дороги в России

метапредметные:

регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля

познавательные:  осознавать необходимость ответственного отношения к родине, воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; 

коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе;

 оборудование: учебник "Окружающий мир" 3 класс (автор Н.Ф. Виноградова), компьютер, проектор, экран, презентация, толковый словарь (Ожегова),

методы: словесный (рассказ, беседа, сообщение), наглядный

Ход урока

Этапы урока

Задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Начинаем мы опять

По истории шагать

Чтобы все понятно стало

Потрудиться очень надо.

Актуализация знаний

Вспомнить изученный раннее материал

- ребята какой раздел из истории нашего государства мы сейчас изучаем?

- Что создавалось трудом ремесленника?

-Что такое ремесло?

- А ремеслом владели только взрослые?

-Скажите какие ремесла были в России в 17-18 веках?

Уже в 16 веке в Москве было много слобод. Что такое слобод?

 

Попробуйте по названию слобод определить, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них. (Иконная, Оружейная, Плотничья, Гончарная, Кузнецкая).

-Раздел называется "Как трудились в старину "

-трудом ремесленника создавалось все  материальное и услуги, в которых нуждались.

- Ремесло - это труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.

- нет дети тоже помогали своим родителям (смотрели за младшими детьми, собирали грибы, ягоды, пасли коров, гусей)

-Скорняжное, строительные, ювелирные, производство продуктов, гончарное, обработка металла, обработка льна и т.д.

- Слобод - это место, где жили и работали ремесленники.

-Иконная(писали иконы), Оружейная ( делали оружия), Плотничья ( занимались с обработкой дерева), гончарная (лепили из глины посуду) кузнецкая( ковал сталь)

Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока. Поставить цель, наметить план учебных действий.

-Для того чтобы узнать какая тема сегодняшнего урока мы с вами ответим на вопросы и разгадаем кроссворд.

1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.(ремесло)

2. Это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. (ярмарка)

3. Внешний вид, наружность человека(облик)

4. Назовите село, расположенное недалеко от города Вятки,  где в 18 веке родился народный промысел- изготовление игрушек. Эти изделия ласково называют дымка. (Дымково)

5. Как называют человека, который владеет гончарным ремеслом.(гончар)

6. как называют человека, который владеет кузнецким ремеслом.(кузнец)

7. Назовите город расположенный недалеко от Москвы, где жили известные мастера по производству деревянных игрушек(Сергиев Посад)

8.Как называют человека, который занимается простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий(плотник)

- Молодцы вы верно разгадали кроссворд, и теперь вы можете сказать тему урока.

-Кто такой рабочий?

-А где работают рабочие?

-Какова же тема урока

 

-Какую цель мы поставим перед собой?

- Что нам необходимо чтобы правильно организовать свою работу, чтобы достичь цели урока?

-Что создавалось трудом рабочего?

Человек, который принадлежащий к классу наемных работников, занимающихся производственным трудом.

- На заводах

- Сегодня мы будем говорить о рабочих, что они создавали и где трудились.

- Узнать об особенностях развития промышленности в России, о строительстве железных дорог.

- Составить план работы

1. Изучить учебные источники информации

2. Изучить дополнительные источники информации

3. Сделать выводы

4 Оценить работу

Открытие новых знаний

Как вы думаете, на каком заводе легче работать: там, где много машин, или там, где все делается руками? А как вещь можно сделать быстрее - с помощью машины или без нее? При каком труде ( машинном или ручном)можно сделать больше вещей?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обсудим пример. В мастерской рабочие делали булавки. Да, да простые булавки. За один день вручную один рабочий мог сделать всего 20 булавок. Но вот поставили машину, и этот же рабочий с ее помощью мог теперь сделать больше миллиона булавок!

Теперь сделаем вывод: что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?

Я предлагаю разделиться на 3 группы .

1 группа. Будет работать с толковым словарем.  Найдет слова мануфактура, завод, фабрика,  комбинат, производства.

2 группа. Будет работать по учебнику на стр 126-127 и расскажет нам о первых мануфактурах, заводах и фабрика в России

3 группа. Будет работать с учебником на стр 128-130 и ответит на основные вопросы.

 

-Итак начнем. 1 группа работала с толковыми словарем и они должны были найти обозначение слов.

- 2 группа работала по учебнику.

-На что вы обратили особое внимание в этой статье?

-Когда начинается строительство первых дорог?

-Разве первые заводы появились в эпоху Петра 1 ?

-Ребята а что делали рабочие когда уставали?

Вот и мы с вам тоже отдохнем.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась

Потянулась,  улыбнулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-наглулась и присела,

На четыре улетела.

-Подумайте, почему в это же время в России начинают появляться железные дороги?

-Конечно.  И про первые железные дороги нам расскажет 3 группа.

-Им нужно было прочитать текст и ответить на вопросы.

Мануфактура-

Завод -

Фабрика-

Комбинат-

Производства-

-Чтобы страна была богатой и независимой, надо, чтобы в ней развивалась промышленность.

- Петр 1 уделял огромное внимание развитию промышленности. Сначала  в России были мануфактуры, а потом появились заводы и фабрики. На мануфактурах больше ручного труда, а на заводах и фабриках- механизированного. На фабриках производят то, что нужно для дома, а на заводах станки и разное оборудование.

-Первые заводы появились в 18 веке.

- Нет значит первые заводы появились в 17 веке.

-отдыхали

- Надо доставлять металл или товары из отдаленных точек ближе к центру.

Ответы:

1. Кто построил первый паровод?( Черепановы отец и его сын)

2 В каком году была построена железная дорога?(в 1837г)

3. Длина первой железной дороги для перевозки пассажиров?(27 км)

4. По первой железной дороге пассажиры могли доехать?(от Санкт-петербурга до Царскаго Села)

5 Железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом было проведена ?(В середине 19 века)

6. Для кого была построена первая железная дорога?(для царской семьи)

- Так как мы с вами живем на Урале в городе Магнитогорске и у нас есть завод , который плавит металл. Магнитогорский Металлургический комбинат.

- Послушаем сообщение о ММК.

Сообщение о ММК

Итог урока

-Какая была тема урока?

- Какую цель мы поставили  перед собой?

-Достигли ли мы этой цели?

- Что нового узнали?

- Какие пословицы вы знаете о труде?

Ответы детей

Домашнее задание

-Открыли дневники

-Запишем домашнее задание . Вам нужно будет дома написать сочинение от лица ребенка у которого папа работает на заводе.

Послушайте мое сочинение.

Рефлексия

Учиться оценивать работу на уроке

-Ребята на столах у вас лежат фигуры . Поднимите круг  те , которым понравился уроки все было понятно. Поднимите треугольник те, которым не все было понятно на уроке.

-всем спасибо урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего"

Презентация к уроку окружающего мира (Начальная школа 21 века) 4 класс по теме «Что создавалось трудом рабочего». На уроке учащиеся ставят гипотезу, доказывают. Формируются такие ууд: самоопределение,...

Урок окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"

Технологическая карта урока окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"...

Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".

Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах  -  решать вам. Главное, чтобы не ...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках» 3 класс Учебник: Окружающий мир 3 класс 2 часть Виноградова...