Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках» 

3 класс 

Учебник: Окружающий мир 3 класс 2 часть Виноградова

 
 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 «А»

Тема урока

«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»

Дидактическая цель

Создать условия для расширения у детей знаний о труде крестьянина

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Самостоятельно или с помощью учителя развивать адекватную самооценку на основе критериев учителя

Л2. Уважительно относиться к чужому мнению

МПознавательные

МП1. Развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью

МП2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

МРегулятивные

МР1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место под руководством учителя

МР2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

МКоммуникативные

МК1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других

П1.  Знать такие термины, как "крестьянин", "орудие труда"

П2. Знать труд древних славян

П3. Знать мужской труд крестьянина

П4. Знать женский труд крестьянки

П5. Знать детский труд ребенка крестьянина

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Что создавалось  трудом крестьянина?  

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

ТРКМ прием «Зигзаг», приемы здоровьесберегающей, рефлексивной, групповой, диалоговой технологий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, презентация.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя:

Для ученика:

Учебник: Окружающий мир 3 класс 2 часть Виноградова

Учебник: Окружающий мир 3 класс 2 часть Виноградова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗ.

  1. Организационный момент.

Сейчас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку, на партах у вас должны лежать учебники, рабочая тетрадь и пенал. Кто готов сядьте ровненько.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

МР1

  1. Актуализация знаний.

Вспомним основные понятия:

1)Кого на Руси называют крестьянином?

2)Что такое орудия труда?

Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие (С.И.Ожегов).

Крестья́нин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.

Вспоминают определения , проверяют в словарике

МК1

П1

  1. Целеполагание

Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы:

Поле пахать –

не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время –

а лень портит.

Без труда –

не руками махать.

Землю солнце красит,

потехе час.

Труд кормит,

а человека труд.

- Какой теме посвящены эти пословицы?

- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.

Уточним. Откройте с. 97.

- Как называется раздел, который сегодня мы начнем изучать?

- О чем вы узнаете в этом разделе?

- На какие вопросы вы ответите?

- Откройте страницу 98. Прочитайте тему урока.

- Сегодня мы будем говорить о труде в крестьянском хозяйстве и о том, как трудились крестьянские дети.

- о труде

«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»

МК1

МР2

4. Основной этап.

Тему «Труд славян» мы изучали во втором классе.  Прочитайте дополнительный материал и сделайте вывод, что мы знаем о труде древних славян? (приложение 1)

- Ребята, можно ли труд славян разделить на мужской, женский и детский?

- Давайте заполним таблицу «Занятия славян».

Коллективное заполнение таблицы:

Занятия славян

Мужчины

Женщины

Дети

Корчевали лес

Охотились

Ловили рыбу

Пахали землю

Готовили пищу

Пекли хлеб

Ткали

Шили одежду

Пряли

Лепили посуды из глины

Собирали ягоды

 и грибы

Пасли скот

Обрубали

ветви

деревьев

Как вы думаете, с годами изменился ли труд славян? Подумайте, если да, то с чем это может быть связано?

На эти вопросы нам предстоит ответить в новом разделе (уч. стр. 71).

Работа с учебником:

О чем ты узнаешь в этом разделе?

На какие вопросы ты ответишь?

Стр.72. Что создавалось трудом крестьянина?

Продолжать работать мы будем в группах, на которые вы уже разделены и использовав знакомую уже вам технологию "Зигзаг". Перед вами текст учебника, каждый в группе должен прочитать текст и найти нужную информацию по своему вопросу.

Вопросы:

  1. Мужской труд
  2. Женский труд
  3. Детский труд

Время вышло. Теперь пересаживаемся в группы экспертов по каждому вопросу.

1 группа - мужской труд.

2 группа - женский труд.

3 группа - детский труд.

Обсудите вместе свой вопрос и подумайте, в каком виде вы предоставите ответ, как его можно оформить. На столах у вас лежат бумага, фломастеры, карандаши, пользуйтесь ими.

Приступайте к работе.

ФИЗМИНУТКА

 Возвращаемся в первоначальные группы. Каждый расскажите своей группе ответ на свой вопрос.

Сейчас будут выступать каждая группа экспертов и презентовать свой ответ. По ходу их рассказа наша задача будет заполнить таблицу.

Занятия крестьян

Мужчины

Женщины

Дети

 

 

 

А теперь послушаем все вместе представление каждой группы экспертов.

Спасибо за выступления!

Посмотрим на две таблице и сравним их. Какой вывод можно сделать ?

Труд остался таким же, только поменялись орудия труда ( усовершенствовали).

Закрепим знания, выполнив задания в тетр.  стр.19.

Читают доп. материал, вспоминают о труде древних славян

Совместно заполняют таблицу

- изменился

Работа в группах, чтение текста, поиск и выделение информации по заданному вопросу

Пересаживаются в группы экспертов

Обсуждают свой вопрос, оформляют план ответа

Пересаживаются в первоначальные группы, рассказывают ответ на свой вопрос

Слушают рассказ каждой группы экспертов, заполняют таблицу

        Сравнивают таблицы

Выполняют задания в тетр.

П2

Л2

МК1

МП1

П3

П4

П5

Л2

МП2

5. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята,  что узнали нового? Что запомнилось с урока?

Оцените свою работу на уроке, дополнив предложения:
Сегодня я узнал...

Было интересно...

Меня удивило...

Было трудно…

Спасибо всем за урок!

Отвечают на заданные вопросы

Л1

МК1

Л2

Приложение 1

Дополнительный материал:

Славяне были очень трудолюбивым народом. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами.

Пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством. Они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище.

Главными занятиями славян были земледелие и скотоводство. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей.

Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд" 2 класс( УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему миру  на тему: "Весенний труд"( УМК "Перспектива")...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зимний труд" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру 2 класс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера".

Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс.Тема: Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера. (второй урок по теме).Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков, овла...

Карточки к уроку окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"

Проверочная работа, кроссворд, задание на раскрашивание помогут проверить изученный материал по теме "Что создавалось  трудом ремесленника?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...