Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Рабочая программа  по предмету Мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это  про­грамма, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ю­щая кор­рекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_1_kl.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Рабочая программа по предмету Мир природы и человека

(1 класс)

                                                                                                                                                                                                                 Составитель:   Т.Н. Шишкина

Южноуральский городской округ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Описание места учебного предмета  в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
  6. Содержание учебного предмета
  7. Тематическое планирование
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Описание материально-технического обеспечения  образовательного процесса.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 2017-2018 учебном году в начальном общем образовании реализуется

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (1 класс – реализация в пилотном режиме). Рабочая программа  по предмету Мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это  программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.                                        Рабочая программа по предмету Мир природы и человека составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области и в соответствии  с нормативными требованиями и рекомендациями федерального и регионального уровней:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 №26

- Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования. Письмо ГБУ ДПО ЧИППКРО от 13.02.2017 №106

     5. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н.Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, JL Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

6. Приказ МОиН РФ №581 от 20 июня 2017 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г №253.                7. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 0-4 классы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011.                                                                Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.                                                                                                                Задачи учебного предмета:                                                                                                                 1.Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.                        2.На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.                                                                                        4. Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.                                                5.Формировать знания обучающихся о природе своего края.                                                                                        6. Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.                                                                                                                                 Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.                                                                                                                        На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.                                                                                                Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.                                                                                                                                        Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.                                                                        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.                                                                                                                        Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения школьников. Его введение в учебный план по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.                                                                                                                                                                Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.                                                                                                                                                        Курс «Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.                                                                                                        Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.                                                                                                                Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

3. ОПИСАНИЕ  МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

класс

1

Учебный год

2017-2018

предмет

Мир природы и человека

Количество часов в неделю

2

Количество часов в год

72

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.                                                        2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.                                        3.Человечество как многообразие народов, культур, религий.                                                                                        4. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.                                                                                                                                5.Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.                                                                        6. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.                                                        7. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.                8. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                                  5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА                                                                        

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:                                                                                                                        1. осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;                                        2. формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;                                                                          3. развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;                                        4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;                                5. формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;                6. формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;                7. формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.   Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант образовательной программы.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

различать объекты живой и неживой природы;

уметь называть и показывать органы чувств человека.

выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.

Сезонные изменения в природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.Знакомства со временами года и их названиями.Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года.

Неживая природа. Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.Деятельность человека в течение суток.Земля: песок, камни, глина.Солнце - источник тепла и света.Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.                                                                                                        Живая природа.                                                                                                                                        Растения.Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения.Части растений.Наблюдения за жизнью растений в своей местности.Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.                                                                                                                                                                Животные.Общие представления о мире животных, их разнообразии.Знакомство с животными своей местности.                                Человек.Пол, возраст, имя, фамилия.Внешний облик человека.Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.Первая помощь при порезах, ожогах кожи.Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.Органы чувств человека.Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ  ОСНОВЫХ ВИДОВ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п\п

тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Сезонные изменения в природе

9 ч.

Выявление причин сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Знакомство с понятием «листопад». Учиться выбирать одежду по погоде. Учиться рассказывать о занятиях людей в разные времена года.

1

Неживая природа

8 ч.

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.

Знакомство с понятием «сутки». Учиться рассказывать о занятиях людей в течении суток.

Знакомиться со значением Солнца для планеты Земля; значением для растений.

2

Растения

10 ч.

Учиться делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учиться различать эти части у разных растений.

Знакомиться с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы

Учиться различать семена разных растений и определять растения по семенам.

Учиться называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.

Знакомиться со способами приспособления растений к разным условиям жизни.

3

Животные

12 ч.

Знакомиться с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учиться выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

Знакомиться с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).

Знакомиться с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.

Знакомиться с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках.

Знакомиться с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках.

Знакомиться со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.

Знакомиться  со способами приспособления животных к разным временам года.

Человек

18 ч.

Учиться различать людей по возрасту, полу.

Знакомиться с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).

Знакомиться с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов.

Формирование представления о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.

Формирование элементарных представлений о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

Формирование  элементарных представлений об органе обоняния и дыхания. Выяснение значения этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.

Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.

Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.

Формирование элементарных представлений об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемы

Предметные

результаты

Личностные

Деятельность учащихся

Мониторинг

 

1 четверть

 

9

 

 

 

 

1

Неживая природа

Инструктаж по Т.Б.Земля и Солнце. Экскурсия.

 

4

1

Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

2

День и ночь.

 

1

 

 

Работа с раздаточным материалом, ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

3

Сутки. Занятия людей в течение суток.

 

1

 

 

Работа с учебником.

Практическое занятие.

4

Значение Солнца. Солнце и жизнь растений.

 

1

 

 

Работа с наглядным материалом.

Беседа

5

Времена года

Осень. Признаки осени.

 

9

1

Знать названия времен года, знать о явлениях и состояниях неживой природы в разные времена года, уметьсравнивать состояния погоды в разное время года

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Сбор природного материала,

Фронтальный опрос

6

Занятия и одежда детей осенью.

 

1

 

 

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Практическое занятие

7

Зима. Признаки зимы.

 

1

 

 

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником

Беседа

8

Одежда и занятия детей зимой.

 

1

 

 

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

9

Повторение

1

отвечать на вопросы по изученным темам

Беседа

2 четверть

14

1

Инструктаж ТБ. Весна. Признаки весны.

 

2

 

 

наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки.

Фронтальный опрос

2

Одежда и занятия детей весной.

 

2

 

 

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Беседа

3

Лето. Признаки лета.

 

2

 

7

Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года.

Беседа

4

Одежда и занятия детей летом.

 

2

 

8

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

беседа

5

Живая природа

Растения

Растения. Строение и сходство растений. Различие растений.

 

2

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья,кустарники, травы; знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок; знать о способах ухода за растениями жизненно необходимые условия.

9

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

6

Разнообразие цветов. Семена.

 

1

 

10

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником.

Беседа

7

Плоды растений. Овощи и фрукты.

 

1

 

 

Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником.

Практическое занятие

8

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

 

1

 

 

 

Фронтальный опрос

9

Повторение пройденного

1

Отвечать на вопросы на пройденные темы.

Беседа

 

3 четверть

 

18

 

 

 

 

1

Инструктаж по Т.Б. Приспособление растений к разным условиям жизни.

 

2

 

 

 

 

2

Растения. (обобщающий урок)

 

2

 

 

 

 

3

Животные.

Животные. Строение и сходство животных. Различие животных.

 

14

2

Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; знать о образе жизни диких и домашних животных; называть домашних и диких животных , их детенышей, определять их признаки; знать какую пользуприносят домашние животные людям.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам.

Беседа

4

Детёныши животных.

 

2

 

 

Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником

беседа

5

Домашние животные.

 

2

 

 

Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок.

Фронтальный опрос

6

Дикие животные.

 

2

 

 

Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных.

Беседа

7

Приспособление животных к различным условиям жизни.

 

2

 

 

Работа с учебником.

Беседа

8

Приспособление животных к временам года.

 

2

 

 

Работа с учебником.

Беседа

9

Животные.(обобщающий урок).

 

2

 

 

Работа с карточками.

беседа

 

4 четверть

 

16

 

 

 

 

1

Человек

Инструктаж по Т.Б. Человек. Части тела человека.

 

1

Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; правила поведения во время еды; значение глаз, уш, носа, рта для человека; правила красивой осанки.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку.

Беседа

2

Гигиенические навыки.

 

2

 

 

Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам.

Практическое занятие

3

Лицо человека.

 

2

 

 

Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником.

Беседа

4

Глаза.

 

2

 

 

Гимнастика для глаз; изучение правил бережного отношения к глазам.

Практическое занятие

5

Уши.

 

2

 

 

Изучение правил, которые помогают сохранить слух и органы слуха; работа с учебником.

Фронтальный опрос

6

Нос.

 

2

 

 

Эксперемент "Узнай запах"

Беседа

7

Рот.

 

2

 

 

Изучение правил во время еды, правила гигиены за полостью рта.

Практическое занятие

8

Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.

 

2

 

 

Изучение правил гигиены по уходу за кожей; работа с учебником.

Фронтальный опрос

9

Повторение пройденного

1

беседа

9. ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект:                                                                                                                        учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;                                        Методический комплект для учителя:                                                                                                                предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.);муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии; карточки с заданием для индивидуальных работ; комплект заданий на развитие психических процессов; комплект "Загадки-отгадки».                                                                                                                        Учебно-практическое оборудование:таблицы, плакаты.                                                                                Технические средства обучения –   экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...