Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Из книжной сокровищницы Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_knizhnoy_sokrovishchnitsy_drevney_rusi.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.19                                                                                                         ФИО учителя: Максимова Н.А__________

Школа: 141                                                                                                                     ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»                                                                                                                ФИО методиста: Мухина И.Г__________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.46-54; учебная презентация

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

 «Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

Присаживайтесь.

Сегодня, у меня для вас на доске спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, я буду на каждом этапе урока открывать одно слово. Согласны?

(приветствуют учителя)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: фронтальный вопрос

8 мин

(проверка домашнего задания)

Ребята, какой раздел мы начали изучать?

Какова была тема прошлого урока?

Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 10 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.

Тест «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

3. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

4. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

5. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

6. На чём писали грамотные новгородцы?

А) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

7. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

8. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке

А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему. Обменяйтесь тестами с соседом по парте и оцените его работу:

Критерии отметки:

8 – «5»

6 - 7 – «4»

4 - 5 – «3»

-Мы начали изучать раздел «Страницы истории Отечества».

-Тема прошлого урока «Страна Городов»

(выполняют тестовую работу)

(выполняют взаимопроверку и взаимооценку тестовой работы)

П: построение речевого высказывания

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III. Постановка учебной задачи

Практический: чтение перевёрнутого предложения

Словесный: подводящий диалог

2 мин

А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Так о чём мы будем говорить?

Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:

А) письменность Кто Руси славянскую на создал?

Б) на чем Руси На писали и чём?

Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока:

-узнать…

-познакомиться…

-научиться…

 Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

-Книга.

-Сегодня мы будем говорить о книгах.

-О книгах, созданных на Руси.

-А)Кто создал славянскую письменность на Руси? Б)На чём и чем писали на Руси?

(ставят цели на урок)

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Словесный: обобщение

8 мин

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно? Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах:

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

     «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

Чем отличаются буквы и звуки?  

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.

Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

Кто создал первую славянскую азбуку?

Кто помогал Кириллу в работе над азбукой?

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались Аз и Буки.

Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах)

Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена

Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Какой цели мы сейчас достигли?

Открывается слово (С книгой)

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

В Древней Руси создавались летописи.

Что такое летопись?

Верно! Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина». В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

 Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами, их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала, тщательно выписывались буквы, заставки. Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

Писались летописи и книги на пергаменте.  Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом. Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.

Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд. Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

Открывается слово (Знаться)

(работают с текстом)

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим

-К императору обратились славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа.

-Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.

-Старший брат Мефодий.

(Работают в парах)

-По названию первых букв алфавита.

-Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность.

-Описание событий по годам на бумаге.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практич: работа с учебником

5 мин

Работа с учебником. (стр. 56-57).

Давайте прочитаем статью, которая дана в учебнике. Читаем по цепочке.

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь? Охра?

4. Какими были книги в Древней Руси?

Ребята, какой цели мы достигли?

Открывается слово (Ума)

(работают с учебником, читают вслух по цепочке)
-Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.

-Черные или коричневые.

-Краска оранже-красного цвета. Краска желтого цвета

(выказывают мнение)

-Узнали, чем и на чём писали на Руси.

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

1 мин

Динамическая пауза

«Письмо носом».

Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

 

(Повторяют движения)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Практич.: решение теста

5 мин

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

  1. Кто создал славянскую письменность?
  2. Как называлась 1 азбука?
  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?
  4. Что такое летопись?

  1. Где и кем велись летописи?

  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
  2. На чем писали в Древней Руси?

  1. Что такое пергамент?

  1. Почему его ценили?

  1. Что такое береста?
  2. Чем писали?
  3. Каким способом написания на бересте пользовались?

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  1. Какие чернила использовали для письма?

  1. Что такое киноварь? Охра?

  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?

 (подсчет баллов, подведение итогов)

(делятся на команды, отвечают на вопросы)

  1. Кирилл и Мефодий
  2. Глаголица
  3. Кириллица
  4. Летопись - описание событий по годам
  5. Монахами в монастырях
  6. Нестор
  7. На бересте и пергаменте
  8. Писчий материал из телячьей кожи
  9. Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте
  10. Кора березы
  11. Перьями и писалами
  12. Выдавливали и

выцарапывали буквы

  1. Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики
  2. Черные или коричневые
  3. Краска оранжево-красного цвета

Краска желтого цвета

  1. В 1992 году

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VII. Включение в систему знаний, повторение

(Практический – Дидактическая игра)

2 мин

Открывается слово (Набраться)

 Какой секрет нам открылся?

Как вы понимаете эту пословицу?

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке:

  • Славянскую письменность создали X и Y.

  • На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и  ?

-С книгой знаться – ума набраться.

(высказывают мнение)

-Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.

-На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого перья и писала.

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?

Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?

Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник, страница 55-57, читать, ответить на вопросы в колонке «Проверь себя»; Творческое задание из рубрики «Задание для домашней работы» (на дополнительную оценку)

РТ с.19, № 1-3.

Спасибо за урок, до свидания!

-Тема нашего урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

 (делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

-До свидания!

Р: осуществление итогового контроля

В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Предмет окружающий мир 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как ист...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлени...