Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна

УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx56.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/615720/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг

Основные
понятия

Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация

опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Проверку домашнего задания проводит в виде инсценировки.

Показывают инсценировку: «Новгородец и иноземный купец», «Новгородец и житель другого города».

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Кроссворд.

Работа
с текстом.

Знакомство
с двумя вариантами сла-

– Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово .

Знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались
с ними так, будто они произведения искусства.

– Кто создал на Руси славянскую письменность?

– Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности» .

– Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (Прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».)

– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.)

– Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

Отгадывают кроссворд.

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Читают текст.

Знакомятся
с буквами сла-

вянской азбуки.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Устные ответы

вянской аз-буки.

Сообщение учителя, творческое задание.

Рассказ учителя.

Сообщения
учащихся.

– Рассмотрите иллюстрацию:

– Составьте слово «баба», используя старославянские буквы. ()

– Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв.)

– Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово «глагол» переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

– К какому веку относится 863 год?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Рассказывает о летописях .

Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг.

Проверяют
по образцу.

Слушают рассказ учителя
и сообщения учащихся.

и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и

Самостоятельная работа с учебником.

Задания для учащихся
с высоким уровнем подготовки

– Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56–

57).

– Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

– Какие чернила использовали для письма?

– Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) 

– Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.)

– Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы:

– Какими были книги в Древней Руси?

– О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга?

– Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги?

– Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

Читают
и отвечают
на вопросы по тексту.

Выполняют
задания

согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно ис-пользуют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: проявляют интерес к предмету

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение

Блицопрос
(соревнование между рядами).

– Кто создал славянскую письменность? (Кирилл
и Мефодий.)

– Как называлась первая славянская азбука?

– Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор?

– В каком году была создана кириллица?

– Что такое летопись?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных

Устные ответы,

выполненные

задания

изученного

Дидактическая игра «Древние
книги».

– Где и кем велись летописи?

– Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

– На чем писали в Древней Руси?

– Что такое пергамент?

– Почему его ценили?

– Что такое береста? (Кора березы.)

– Чем писали в Древней Руси?

– Каким способом написания на бересте пользовались?

– Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

– Что такое киноварь? охра?

– Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу.

– С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись:

Участвуют
в дидактической игре.

способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы.

Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

Личностные: осуществляют смыслообразование; осознают ответственность
за общее дело

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений (работа по карточкам).

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– По мере чтения текста производите его разметку
с помощью специальных значков в пустых скобках.

Эта работа поможет понять каждому, что он уже знает, что его удивило, над какими вопросами необходимо поработать.

С XI века на Руси появились летописи ( ). В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на Русскую землю, рассказывалось о затмениях солнца ( ). Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития ( ). Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях ( ).
В свой рассказ монах вставлял предания из прошлой родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения ( ).

Читают вывод в учебнике (с. 58).

Отвечают
на вопросы учителя

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы. Выполненные

задания

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

                                                                                                                     Ресурсный материал

Кроссворд

1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… (крепости).

2. Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город.)

4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень.)

5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль.)

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов.)

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало.)

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. (Купец.)

9. Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста.)

Ключевое слово: КИРИЛЛИЦА

                                                               Возникновение славянской письменности

Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали славянскую азбуку в честь Кирилла – кириллицей.

Рассказ о летописях

В Древней Руси создавались летописи.

Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» переводится как «год».)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не происходило, то летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».

В конце XI века – начале XII века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».) 

Летопись писали от руки гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлени...