Технологическая карта урока и видеоурок окружающего мира в технологии РКМЧП. Тема "Берегите лес!". 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Всероссийский конкурс "Мой новый урок в начальной школе".

Конкурсный урок окружающего мира по теме "Берегите лес!"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Мой новый урок в начальной школе» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»  Арзамасский филиал,  2019 год

https://yadi.sk/i/DP19T5OsfAVnlA     -      Урок окружающего мира "Берегите лес!" (фрагмент 1)

https://yadi.sk/i/Kb0G7Ow0jISYPQ     -   Урок окружающего мира "Берегите лес!" (фрагмент 2)

Технологическая карта

Окружающий мир, УМК «Планета знаний», 2 класс

Тип урока:  Урок развивающего контроля - работа с информационным текстом в технологи  РКМЧП.

Тема: «Берегите лес!»

Цель: Обобщить знания о взаимосвязи  леса и человека; формировать экологическую культуру учащихся.

Развивать умение ставить перед собой цель, принимать решение.

Учебные задачи:

Личностные:

  • формировать  основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формировать  коммуникативную  компетенцию;
  • формировать  умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать  навык смыслового чтения;
  • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
  • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус, игра, пословица;
  • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

Предметные:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • доказывать необходимость бережного отношения и защиты природы.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2, авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; презентация (фотографии природы, животных, правил поведения  взяты из интернет-источников); гербарий с образцами деревьев; раздаточный материал: конверт № 1: карточки для игры «Как вы думаете?»; карточки для кластера: «Лес - лиственный, хвойный, смешанный», «Лесные жители», «Лесные дары»; ребусы «Лесные жители»;  конверт № 2: «Русские пословицы о лесе»; сказочные герои: ученая Сова;  Вирява – хозяйка леса в мордовской мифологии.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Стадия вызова.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Приветствует учащихся.

- Ребята, работать вы сегодня будете  в группах.  

Помните о взаимоподдержке, доброжелательности, о такте. 

Активизация учащихся.

-Друзья мои, отгадайте загадку:

Здесь всегда полно чудес,

Здесь деревья до небес,

Птички весело поют.

Звери разные живут.

 (Слайд 2,3)

-Чему будет посвящен наш урок?

Учитель записывает задачи урока на доску.

 - Ребята, какие лесные сообщества вы знаете? Куда мы совершали заочные путешествия? Уточните, какие виды леса вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный).

Рассаживаются по группам. Настраиваются на урок.

Отгадывают загадку.

Учащиеся ставят задачи на урок, которые будут решать:

  1. Научиться правилам поведения в лесу.
  2. Изучать  жизнь животных и растений.
  3. Доказать, что человек иногда мешает природе.
  4. Уметь пользоваться новой информацией.

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-выбор индивидуальной образовательной траектории;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

2

Групповая работа с  использованием приемов РКМЧП

Графическая систематизация изученного материала

Побуждение к активному поиску. Составление кластера

- Рассмотрите гербарий, подумайте, из какого леса эти образцы? Для этого составим на доске кластер «Лес».

1группа: ель, осина, липа, сосна, береза, дуб, клен;

2 группа: дуб, липа, осина, сосна, дуб, клен;

3 группа: лиственница, береза, клен, липа, дуб, клен;

4 группа: сосна, клен, дуб, пихта, дуб.

Контроль  за  ходом групповой работы.

- Объясните, что такое лес? (Семья различных растений - деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды, мхи).

Игра «Как вы думаете».

Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

Карточки с суждениями:

1. Лиственные деревья осенью скидывают свои листья. (Всегда)

2. Хвойные деревья оставляют на зиму хвою. (Всегда)

3. Лиственные леса стоят, одетые в золото.  (Иногда)

4.  Засушливой осенью в лесах появляются грибы. (Никогда)

5.Растения дышат, питаются, размножаются. (Всегда)

6.Зеленая лягушка выходит на сушу, чтобы добыть себе пищу. (Всегда)

7. Дятлы питаются насекомыми, которых всегда ловят в воздухе. (Никогда)

8.  Жуки-плавунцы поднимаются на поверхность воды, чтобы набрать запас воздуха для дыхания. (Иногда)

9.  Лиственница выше сосны и ели.  (Всегда)

10.  Ворона разоряет гнезда других птиц.  (Иногда).

Выслушивание мнений учащихся.

Высказывание своей точки зрения.

 Дети рассматривают гербарий, и каждая из групп выстраивает на доске линии кластера с названиями деревьев лиственного, хвойного и смешанного леса.

Консультации друг с другом и с учителем.

Учащиеся дают определение леса.

Работа в группах, направленная на решение поставленных задач.

Дети раскладывают карточки на игровом поле.

 Проверка  с комментированием.

Отчет о работе.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД:

-формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свое предположение;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

- формирование  умения добывать новые знания;

3

Стадия осмысления

Выдвижение экологической проблемы.

- А что, если мы с вами, ребята, на несколько минут окажемся в лесу и  услышим, что лес подает сигнал бедствия. Давайте поможем животным и растениям, попытаемся составить программу спасения леса от гибели.

- Для чего нужна эта программа? Ваше мнение.

- Сначала вспомним, какие лесные жители и растения могут оказаться в опасности.

Распределение заданий.

 Предлагаю первоначально составить кластер. По теме «Лесные жители»  1 группа; по теме «Лесные дары» 2 группа; ребусы разгадывают 3 и 4 группы.

-Ребята, среди лесных жителей вы назвали хищников. Хищные животные  только вредны и опасны?

  (В природе, благодаря хищникам остаются живыми сильные, умные, хитрые и здоровые животные).

(слайд № 4,5,6,7,8)

Вывод: Лес – это богатство. У леса своя жизнь. Нельзя вторгаться в законы леса.

 

Поиск путей решения проблемной задачи.

Коллективное обсуждение и доказательств в необходимости  составления программы спасения леса.

Составление нового кластера: «Лесные жители», «Лесные дары».

Дети вспоминают и записывают на доске известных животных, живущих в лесу и лесные дары.

Обсуждение, проверка  полученной информации.

Учащиеся поясняют, что хищники являются санитарами леса.

Выслушивание мнения учащихся.

Коммуникативные УУД:

- умение доносить свое мнение до других, оформлять свою речь;

-умение выполнять различные роли в группе;

Познавательные УУД:

-умение добывать новые знания в разных формах: иллюстрация, ребус;

Регулятивные УУД:

-умение находить учебную задачу;

4

Физкультминутка

«Сова»

В руках у учителя сова-тыковка

Совушка-сова,

 Большая голова,

 Летела, летела,

На пенечек села.

Глазками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ.

Головой повертела-повертела

И дальше полетела.

Учащиеся участвуют в физкультминутке.

5

Стадия осмысления.

Работа с информационным текстом

 Контроль   выполнения  задания.  Побуждение к активному поиску.

Прием «Инсерт».  Памятка находится в учебнике у каждого ученика.

Проведение инструктажа.

- Друзья мои, читая текст, будьте внимательны, делайте, пожалуйста, пометки на полях после каждого абзаца:

«v»-известная информация;

«+»-новая информация;

«?»-непонятная информация;

« »- информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

- Ребята, почему нельзя вторгаться в законы леса?

- Посмотрите, что может случиться, если человек забудет о правилах поведения в лесу (слайд 9,10)

 Как вы поступите? Кто согласен с мнением одноклассников? У кого имеется своя точка зрения?

- Ребята, мы с вами рассмотрели еще одну из задач урока.

-Много ли леса на нашей планете?

-  Лес занимает 30% суши.

- Лес-это легкие планеты.

   Ученики  читают самостоятельно текст в учебнике с.50. Делают карандашом пометки на полях.

Переработка информации.

   После работы с текстом ребята обсуждают и цитируют абзацы. Отвечают на вопросы: Почему лес нужно беречь? Что может вызвать пожар в лесу?

Предполагают, сколько на Земле леса и осознают, что его нужно беречь. Иначе, останется выжженная пустыня.

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

-формирование навыка смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

-оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста;

Регулятивные УУД:

-обнаружение учебной задачи;

6

Этап проверки понимания нового материала.

(Слайды №11-21)

- Друзья мои, для составления программы спасения леса необходимо познакомиться с правилами поведения в лесу!

 - Отправляемся в лес.

Рассматриваем слайды №11-21.

Ребята просматривают слайды №11-21 и комментируют каждое из правил.

Обсуждение.

Познавательные УУД:

-ориентирование в своей системе знаний;

-умение переосмысливать полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

-умение формулировать и доносить свою позицию до слушателя;

7

Соотнесение «новой» информации со «старой».

Выполнение практических заданий.

Рассмотрение и принятие всех мнений.

Работа с пословицами.

- Ребята, воспользуйтесь конвертом №2.

Пословицы призваны поучать и советовать. Их нужно уметь понимать. Это краткое изречение, поучительное по духу. Справимся с ними?

1 группа:

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса – посади.

2 группа:

Лес не школа, а всех учит.

3 группа:

Срубили деревья - прощай птенцы.

4 группа:

На лес не поднимай руку – он будет служить сыну и внуку.

-Молодцы, ребята, вы справились отлично!

Выслушивание мнений учащихся.

Самостоятельная работа учащихся по объяснению значения пословиц.

Обсуждение вариантов.

Высказывание попеременно каждой из групп.

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности;

Познавательные УУД:

- понимание того, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и обобщении информации;

-умение слушать и понимать других;

8

Стадия рефлексии.

Применение нового знания.

 Построение дальнейшего маршрута обучения.

- Друзья мои, вопрос: Как помочь лесу, пока остается открытым.

У каждой группы есть возможность выступить и найти заключительные слова в программе спасения леса.

Каждая группа будет наделена своей ролью. Выбирайте роли, от чьего имени вы будете выступать:

1группа – ученые (защита плаката);

2 группа - туристы;

3 группа – лесные звери;

4 группа – хозяйка леса в мордовской мифологии Вирява.

- Благодарю вас, друзья мои, за работу на уроке. Программа по спасению леса вами хорошо проработана, вы получили новые знания. Оценки за урок выставляю  только положительные. Отмечает отдельно самых активных учащихся.

- Дома проработайте, пожалуйста, правила поведения в лесу на странице учебника 51 и дополните эти правила своими пунктами (слайд 23).

  Возвращение учащихся к первоначальным предположениям.

-Какие задачи вы ставили в начале урока?

1) Научиться правилам поведения в лесу.

2) Изучить  жизнь животных и растений.

3)Доказать, что человек иногда мешает природе.

4) Уметь пользоваться новой информацией

- Что помогло вам в работе?

-Какие открытия вы для себя сделали? Вы решили все задачи?

-Прошу вас, оцените  сегодняшний урок. (Слайд 22)

На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана. Пожалуйста, высказывайтесь по кругу, выбирая начало фразы:

*сегодня я узнал…

*было интересно…

* я понял, что…

* я приобрел…

* меня удивило…

* мне захотелось…

-Благодарю вас, ребята, за работу на уроке!

Принятие общего решения.

Представитель каждой группы вытягивает листок с написанной на нем ролью:

1группа – ученые

 (защита плаката);

2 группа - туристы;

3 группа – лесные звери;

4 группа – хозяйка леса в мордовской мифологии Вирява.

Высказывания учащихся по группам в защиту леса по ролям.

Анализируют собственные мысли чувства.

Ребята называют задачи урока и выясняют их решение.

           Соотнесение новой информации с  известной, полученной на стадии осмысления.

Отчет о проделанной работе.

Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

Самооценка и самоопределение.

Коммуникативные УУД:

-умение распределять роли в группе (лидера, исполнителя, оратора, консультанта);

Познавательные УУД:

- формирование мотивации к обучению через игру;

Регулятивные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Прогнозируемый результат:

- учащиеся должны уметь на основе имеющихся знаний, жизненного опыта  участвовать в учебном диалоге при обсуждении темы урока;

-  научиться осознавать ценность природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение, соблюдение правил экологического поведения в природной среде;

- научиться устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- сформировать интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи:

- сформировать навык работы с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1кл по окружающему миру по теме: "Наша страна - Россия" УМК Начальная школа XXI века.

Урок построен в рамках ФГОС и спланирован таким образом, чтобы через определенный  этапы урока развивался не только познавательный интерес, расширялся кругозор детей, но и создавались условия для...

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...

Технологическая карта урока/занятия по Окружающему миру «Животные разных материков. Кто где живет?».»

Данное занятие можно использовать для подготовки к ВПР по Окружающему миру....

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...

Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д....

Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян....