Конспект урока окружающего мира по теме: "Лето пришло" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цель деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами поведения во время игр в летний период.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать основные изменения с приходом лета  в живой и неживой природе;

- знать оздоровительные закаливающие процедуры;

- уметь объяснять пословицы.

Личностные:

- развитие патриотических чувств: любви и преданности Родине;
- воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну;

- развитие любознательности и пытливости в процессе учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.04.19

Школа: № 95

Класс: 1- 4

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Лето пришло.»

Цель деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами поведения во время игр в летний период.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать основные изменения с приходом лета  в живой и неживой природе;

- знать оздоровительные закаливающие процедуры;

- уметь объяснять пословицы.

Личностные:

- развитие патриотических чувств: любви и преданности Родине;
- воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну;

- развитие любознательности и пытливости в процессе учения.

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Федотова В.В. 1 класс, 2 часть (УМК «ПНШ»); тетрадь к учебнику 1класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!
- Долгожданный дан звонок начинается урок.

- Улыбнитесь друг другу.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

1 мин

– Послушайте стихотворение И. Суркова и скажите, о каком времени года в нем говорится. Докажите свой ответ примерами из текста.


(СЛАЙД)

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Травы и кусты.

(Лето.)

Слушать стихотворение.

- О лете.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Верно!
- Какие цели мы себе поставим?

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе с приходом лета.

Ставить цель урока.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный

Иллюстрация

Словесный

рассказ

Работа с учебником

Словесный:

беседа

5 мин

Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у (с. 54–55).

– Прочитайте пословицу в учебнике и объясните ее значение. Когда начинается лето?

– По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня – день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерности и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанные со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыплются в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.

– Перечислите названия летних месяцев. 

– А теперь угадайте, о каких летних месяцах говорится в загадках и какие признаки этих месяцев в них указаны.

Теплый длинный-длинный день,

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи!

– Какие признаки лета указаны в этих загадках?

- Сравните центральный рисунок с рисунком, данным на левой полосе. Перечислите основные признаки наступления лета.

– Какие дни летом? 

– Да, световой день стал длиннее, дни жаркие и теплые, летний дождь приносит прохладу, но воздух вновь быстро прогревается, а если и дует ветер, то он не холодный. Летом появляются запахи первых поспевших садовых фруктов, запах летнего дождя, свежего лесного воздуха, запах цветущего поля. Появляются и летние звуки: звон ручейка, плеск воды, шум леса на ветру, гром, стрекотание кузнечиков, пение птиц.

– А как поют птицы?


Послушайте отрывок из рассказа
Э. Шима «А как поют птицы».

«У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.

Вот синица в черной шапочке поет так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!»

Вот зяблик с пестрыми крылышками засвистел, будто в дудочку: «Тюрли-тюрли-фиу!»

Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка: «Тр-р-р-р!»

– Эй, жаворонок! Спустись пониже, дай послушать твою песенку! На что она похожа?

– На колокольчик! На колокольчик! На стеклянный звонкий колокольчик, подвешенный к небу на ниточке!»

– Какие новые звуки и новые запахи мы улавливаем летом?

Читать пословицу.

- С 1 июня.

Слушать учителя.

- Июнь, июль, август.

- Июнь.

- Июль.

- Август.

Отвечать на вопрос.

- Последний лед давно растаял; солнце так нагрело водоем, что можно купаться; птицы весной вили гнезда, а сейчас уже выкармливают птенцов; заяц стал совершенно бурым; из дупла выглядывает подросший бельчонок; все деревья покрыты густой ярко-зеленой листвой; цветут травянистые растения, порхают бабочки.

- Отвечать на вопрос.

Слушать отрывок.

- Пение птиц, аромат цветов…

П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Физ. Минутка

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

Только в лес мы все зашли –

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем.

Перед нами – водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко,

Нам становится легко.

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с учебником

Наглядный:

иллюстрация

12 мин

Р а б о т а    п о    у ч е б н и к у (с. 54–55).

– Рассмотрите рисунок в верхнем правом углу. Что делают Миша и Маша?

– Какую помощь вы можете оказать взрослым летом? 

– Какие овощи и фрукты можно собирать летом?

С ц е н к а «Фруктовый сад».

Садовник. Пролетает время быстро,

Снова лето у ворот!

К вам пришел на урок

Фруктов дружный хоровод.

Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!

Все. Вместе мы – фруктовый сад!

Вишни. Мы спелые вишни,

Мы к ребятам вышли.

Мы вишенки-сестренки,

Веселые девчонки.

На дереве росли мы,

Но стало скучно нам.

Решили мы все вместе

Прийти на праздник к вам.

Слива. Слива я лиловая,

Спелая, садовая.

Для себя в своем саду

Дело я всегда найду.

Никогда я не тужу

И со всеми я дружу.

Яблоко. Яблочко я наливное,

Симпатичное такое.

Не сидится мне на месте,

И сегодня мы все вместе

Собрались к вам на урок,

С вами провести часок.

Груша. Я спелая грушка,

Яблоку подружка.

Мы в одном саду росли,

Вместе в гости к вам пришли.

- Работают в огороде.

- Сбор ягод с куста, сбор овощей с грядки, прополка сорняков, полив цветов.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

10 мин

- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.

К р о с с в о р д «Какого цвета лето?».

1) Сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Что это?

2) Сильный дождь с крупными каплями. Что это?

3) Яркая вспышка электрического света, прочерчивающая ломаную линию по небу. Что это?

4) Полевой синий цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую и синюю краску. Какой это цветок?

5) Летним вечером или ночью на небе можно увидеть отдельные вспышки. Что это?

6) В небе раздается громкий звук, словно пушечный выстрел. Что это?

7) Бабочек называют чешуекрылыми. Чем покрыты их крылья?

О т в е т ы: 1) Гроза. 2) Ливень. 3) Молния. 4) Василек. 5) Зарницы. 6) Гром. 7) Чешуйки.

К л ю ч е в о е с л о в о: зеленое.



Разгадывать кроссворд самостоятельно.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

3 мин

Э к о л о г и ч е с к а я     о с т а н о в к а 

«Приметы лета».

– Ребята, давайте заглянем в летний лес. Что же там происходит?

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

Там черных деревьев стоят батальоны,

Там елки как пики, как выстрелы – клены.

Их корни как шкворни, сучки как стропила,

Их ветры ласкают, им светят светила.

Там дятлы, качаясь на дубе сыром,

С утра вырубают своим топором

Угрюмые ноты из книги дубрав,

Короткие головы в плечи вобрав.

Рожденный пустыней, колеблется звук,

Колеблется синий на нитке паук.

Колеблется воздух, прозрачен и чист,

В сияющих звездах колеблется лист.

И птицы, одетые в светлые шлемы,

Сидят на воротах забытой поэмы,

И девочка в речке играет нагая

И смотрит на небо, смеясь и мигая.

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

Н. Заболоцкий

«Прошла весна. Соловей допел свои последние песни, да и другие певчие птички почти все перестали петь. Только варакушка еще передразнивала и перевирала голоса и крики всяких птиц, да и та скоро должна была умолкнуть. Одни жаворонки, вися где-то в небе, невидимые для глаз человеческих, рассыпали с высоты свои мелодические трели, оживляя сонную тишину знойного, молчаливого лета. Да, прошла голосистая весна, пора беззаботного веселья, песен, любви! Прошли «летние повороты», то есть 22 июня; поворотило «солнышко на зиму, а лето на жару», как говорит русский народ».

– Послушайте пословицы и поговорки о летних месяцах и объясните их смысл.

 В июне день – с год.

 В июне еды мало – да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.

- В июне заря с зарею сходится.

- В июне каждый кустик ночевать пустит.

- В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую – домой несут.

- В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.

- Июнь грозами богат.

- Июнь – месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

- Июнь – самый светлый месяц года.

- Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.

- Пришел июнь – на рыбалку плюнь.

- Пришел июнь-разноцвет – отбоя от работы нет.

- В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.

- В июле на поле густо, а в амбаре пусто.

- Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

- Июль молнии мечет, дубы калечит.

- Июль косит и жнет, долго спать не дает.

- Июль – перелом лета, месяц красного цвета.

- Июль – сладкоежка: щедр на душистые ягоды.

- Июль славен сенокосом.

- Не топор кормит мужика, а июльская работа.

- Плясала бы баба, да макушка лета настала.

- Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.

- Шелудивое порося и в июле зябнет.

Слушать учителя.

Объяснять смысл пословиц и поговорок.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

- Что нового вы узнали на этом уроке?

– Какие изменения происходят в природе летом?

– Какие экологические правила мы должны выполнять, гуляя в лесу, на лугу, около водоема?

- Покажите, какое у вас настроение?

Отвечать на вопросы, вспоминать.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....