«Огонь, вода и газ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ехлакова Наталья Евгеньевна

узнать, как выглядит опасность и почему она возникает

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Огонь, вода и газ»

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;

довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;

развивать такие качества, как  находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации.

УУД:

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и слышать других учащихся;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;

Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.

Познавательные УУД

Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;

Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.
Регулятивные УУД

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные  УУД

Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формировать общее представление о нормах поведения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент (Слайд1)

Собрались мы ни ради шутки,

У нас нет свободной минутки,

Тот, кто хочет многое на уроке узнать,

        Должен внимательно слушать и запоминать!  

  1. Введение в тему урока

-  Сегодня мы начинаем работу по новому разделу «Наша безопасность ». (Слайд2)

-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)

- Тема нашего урока очень важна.

 - А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.

Шипит и злится, воды боится  С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) (Слайд3)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
(Слайд4)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ) (Слайд5)

-Огонь, вода и газ. Вот о чем мы будем говорить на нашем уроке.(Слайд6)

- Тема урока несложная, но очень серьёзная.

- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.

3. Беседа об огне.

   Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать  его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный  человек  научился высекать огонь минимум 790  тыс. лет назад. сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. (Слайд7)

-Наши  предки знали немало секретов и хитростей добывания  огня.

-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.

-Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.

-  Когда огонь будет человеку другом?

        Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.   

    Полезные свойства огня используют  люди различных профессий:  

- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?

(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера )(Слайд8)

Знают все: человек без огня,

                   Не живет ни единого дня.

                  При огне, как при солнце светло!

                  При огне и зимою тепло!

                   Посмотрите, ребята, вокруг:

                    Нам огонь – повседневный друг!

                      Но когда мы небрежны с огнем,

                      Он становится нашим …….врагом.

- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары. Все вы, вероятно, не раз видели, как по дороге проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.

- Прочтите слова В. Маяковского:(Слайд9)

Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.

  Ленту гладила Анюта, и увидела подруг.

  Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

  Тут уж дело не до шутки!

  Вот что значит – три минутки!

  Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.

Смастерил Сергей пугач, пострелял немножко.

  А теперь Сережу врач лечит от ожогов.

  От такого пугача путь обычный до врача.

  - Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: (Слайд10)

-неисправность электрических приборов; забывчивость;

-искра из печи, камина; легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками; керосин, бензин, газ.

Самые главные виновники пожаров – люди.

- Ни для,  кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?

  При пожаре, при пожаре знает каждый гражданин:

  При пожаре, при пожаре набирают «ноль-один».

  И вот машины красные спешат в места опасные.

  Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.

Физминутка… «Зоркие пожарные» (Слайд11)

- Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем чтобы в городе не было пожара.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И на лево тоже

Поглядим из под ладошек.

И – на право! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

1.2 – выше голова

3,4 - руки шире

5,6 – тихо сесть

Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)

- В какую службу можно обратиться за помощью?

-Читаем и запоминаем. (Со слайда)Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.

-  А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд-13)

-сообщить что случилось,

-назвать адрес,

-сообщить номер телефона,

-на каком этаже горит,

Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.

  Игра «Доскажи словечко»

  Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар,

  Ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.

 

 Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар.

  Там всегда грозить нам будет…..(злой пожар).

  Раз, два, три, четыре – у кого пожар в ….(квартире)

    Дыма столб поднялся вдруг, кто не выключил … (утюг)?

  Столб и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над….(газом)7

  Столб огня чердак объял, кто там спички ….(зажигал)7

  Побежал пожар во двор. Это кто там жег …(костер)?

  Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег …(траву)?

  Кто бросал в огонь при этом незнакомые … (предметы)?

  Помни каждый гражданин этот номер…(01).

  Дым увидел – не зевай и пожарных ….(вызывай)!

Вывод: так как же надо себя вести, чтобы не возникали пожары?

4. Беседа о воде

- Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд14)

- А вода друг или враг?

- Когда вода человеку друг ?

-Зачем нужна вода? (Слайд15)

-Несмотря на то что человек, без воды  не может прожить, и она может оказаться для него враждебной силой.  

- Какая беда  может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей).

- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

Ответы детей по слайду: прорвало,  затопило,  закрыть. 

  - Прочитаем текст  в учебнике на стр. 5

-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Слайд16) 

(Прорвало трубу;           Вентиль горячей и холодной воды;           Звони соседям, диспетчеру, родителям.)

Вопросы по содержанию:

- Как действовать при аварии водопровода?

- Какие новые слова встретились?  (Вентиль, диспетчер)

- Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер.

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) (Слайд17)

5. Беседа о газе

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита) (Слайд18)

-Как вы думаете, для чего нам нужен газ?.

- А газ человеку друг или враг?

- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.

   - Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт  - это очень опасно!  Как вы думаете почему?  (Ответы детей)

Во-первых, им можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

  - Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 учебника.

  - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?     (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)

- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?  (Слайд19)

( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)

    - Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа.  (Слайд20-21)

         Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

         Газовой службы телефон – 04.(Слайд23)

6. Закрепление изученного

- Выполним задание в тетради стр. 4 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)  

   - Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

  - Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

  - Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

  - Как действовать при аварии водопровода?  

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Игра «Запрещается-разрешается» (Слайд24)

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.
  • Защищать дом от пожара.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  • Дышать через мокрое полотенце.  

7. Итог урока

- Прочитаем вывод  в учебнике на стр. 7.

- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?    

    - С каким настроением вы уйдёте с урока?

      - Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

  - Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4  №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса  для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....

Огонь, вода, газ.

Конспект урока по окружающему миру  в 3 классе содержит материалы для  учителя,  различные задания....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь, вода и газ"

Урок окружающего мира  с презентацией по теме"Огонь, вода и газ" может быть использован на уроках обж в начальной школе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"

Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Огонь, вода, газ.

Презентация к уроку окружающего мира....