Конспект урока по окружающему миру 2 класс «В гостях у времен года» + Презентация
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Сычёва Татьяна Владимировна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «В гостях у времен года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx46.49 КБ
Файл prezentatsiya_3.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе.

Тема: В гости к  временам года

Технология: Проектная деятельность

Паспорт проекта

Проект Времена года

Руководитель проекта: Сычёва Т.В.                                                                                                                                                

Тема проекта«Времена года».

Участники проекта учащиеся и родители 2 класса, учитель 

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий, открытия нового знания

        Цели проекта:                                                                                                                                                                                                                                                                 Сформировать представление:                                                                                                                                                                                                                                                о причине сезонных явлений; о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.                                                                                                                                                                                                                                                        Научить: распознавать сезонные явления; проверять результат выполненного задания; строить монологические высказывания; согласованно работать в паре                                                                                                                                                                                                                                                         Воспитывать у детей бережное отношения к природе на основе наблюдений за сезонными изменениями

Задачи проекта:

1. Закрепить знания  о временах года, взаимосвязи различных явлений природы.

2. Формировать умение  составлять описательный рассказ,                                                                                                                                            

3. Стимулировать проявление доброго отношения к окружающему миру в повседневной, образовательной деятельности                                  

4. Воспитывать любовь к природе при проведении экскурсий  в парк, в библиотеку, в картинную   галерею                                                                              

5. Способствовать укреплению сотрудничества и взаимодействия школы с семьями учащихся.

Проектные продукты:

творческая мастерская по направлениям: «Времена года : Древо Времени»;

компьютерная презентация «Времена года»;  Видеоролик «Времена года»;                                                                                                                                                                                  

выставка творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью  родителей

       Оборудование: глобус, теллурий, проектор,                                                                                                                                                                                                    

        Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов                                                                                                                        Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

       Планируемые результаты деятельности                                                                                                                                                                                                

      Метапредметные  умения

 отбирать, анализировать и создавать информацию в разных творческих формах;                                                                                                                            организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом)                                                                                                             оценить степень успешности своей деятельности;                                                                                                                                                                                             понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;                                                                                              оформлять свои мысли в устной и письменной речи;                                                                                                                                                                                                 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

      Предметные                                                                                                                                                                                                                                                     

      Называть характерные признаки времен года, характеризовать их  особенности, объяснять причины смены дня и ночи, смены времён года                                                                                                                                                                                                                                                                                          Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                        Понимать необходимость бережного отношения к природе                                                                                                                                                           Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы                                                                                                                                                Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;    

     Коммуникативные:                                                                                                    

     Учить вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свои высказывания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            использовать речевые средства и средства ИКТ;                                                                                                                                                                                                       уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

     Познавательные:                                                                                                                                                                                    

находить, сопоставлять и объяснять различия каждого времени года по их описанию, по отдельным признакам;                                                                                                                                                                        понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;                                                                                                                                                              называть и различать окружающие предметы и их признаки;                                                                                                                                                       устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев,)                                                                                                                                                                                                                                              овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; определять общую цель и пути ее достижения;

       Регулятивные                                                                                                                                                                                                                                      

 Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности,                                                                                                                                   готовность к преодолению трудностей,                                                                                                                                                                                                            сопоставлять  свои действия и результат

           Мероприятия проекта

№п/п

Мероприятия

Время

1.

Беседа «Здравствуй, страна Проектландия»

Октябрь

2.

Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание в семье» ( родительское собрание)

Ноябрь

3.

Экскурсия «Наблюдения за сезонными наблюдениями  в природе»

Декабрь

4.

Экскурсия  в библиотеку,  поиск информации,  подбор справочников, познавательной, художественной литературы, пословиц, поговорок, народных  приметы, загадок.

Январь

5.

Занятие « Звуки природы» (пение птиц, звуки явлений природы, фрагментов музыкальных произведений о временах года

Март

6.

Создание  (при участии родителей) альбомов«Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки» 

Февраль

7

Занятия по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» 

Октябрь

8

Творческая работа учащихся « Дерево Времени»

Январь

9

Представление  продуктов проекта на итоговом родительском собрании

Апрель

Ход урока

Ход урока

№ слайда

1.Организационный этап                                                                                                                                             Цель:Самоопределение  к деятельности.

Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Создание условий для подготовки к «покорению новых вершин».                                                                           Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять Сегодня мы снова отправляемся в путешествие в царство природы. Пусть в пути нас сопровождает Солнышко, которое я дарю Вам.                                                                                      

А помогать нам будет Его величество ПРОЕКТ, который правит страной ПРОЕКТЛАНДИЕЙ

« Здравствуй, страна Проектландия»

маршрут следования                                                                  

слайд 2,3,4

 2. Проектировочный этап

Цель : внутреннее осознание потребности открытия новых знаний и умений

   Его величество ПРОЕКТ очень любит планировать свою работу                              

Мы побываем в разных уголках страны « Проектландии», будем искать полезную информацию, создадим своими руками Дерево Времени и расскажем о своих книжках Самоделках. А помогут нам в этом                                                  

Художники                                                                                                                                                                                          Учёные                                                                                                                                                                                                           Первооткрыватели                                                                                                                                                                              Сказочники 

слайд 3

3.Актуализация знаний                                                                                                                                                                   Цель :Включение в  путешествие по стране Проектландии, Актуализация знаний  о временах года, их характерных явлениях и признаках, о связи между живой и неживой природой

Итак, Мы – в начале Пути. Перед нами Горная система ЗАДАЧ.                                                                                        Но сначала – послушайте ,что Вам расскажут Сказочники…                                                                                              

В огромном мире, называемом Космос, жило-было Солнце. И была у него любимая сестра.                          Ее звали Земля. Солнце круглое, большое, жаркое, светлое ,а Земля — тоже круглая, но маленькая, зелено-голубая. А у Земли были четыре дочери Солнце очень любило Землю и ее дочерей-красавиц.                                                                             Четыре сестрицы ходят по кругу, А вместе собраться не могут»   Тему урока попробуйте сформулировать сами после того, как я загадаю вам загадки.

Есть у природы                                                                                                                                                                                                                                                             
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы
  (Времена года)                                                                                                                                           «Четыре сестрицы ходят по кругу,                                                                                                                                                                                                                                                                                             А вместе собраться не могут» (Времена года)  Сегодня на нашем занятии  мы попробуем  совершить чудо и  встретиться сразу со всеми временами года.                                                                                                                                                                                                               Сколько времён года существует? Как они называются?  

               

слайд 5

В концертном зале

 Музыка природы

- Художники пишут картины по временам года, композиторы сочиняют музыку, музыканты исполняют её.

Мы с вами знаем, что музыка «разговаривает», это когда её слушаешь и понимаешь, что происходит.

А вот что происходит в природе мы узнаем прослушав музыку                                                                                                П. И. Чайковский фрагменты из альбома для фортепиано « Времёна года»

Что Я вижу                              Я вижу: птиц ,снег град дождь
Что Я слышу…                         я слышу: шум дождя шелест листьев грохот града, пение птиц                                   Что Я чувствую                       я чувствую: тепло лучей солнца холодные капли дождя 

слайд 6

 В картинной галерее   Слово Художникам                                                                                                            Виртуальная картинная галереяКонкурс чтецов

слайд 7

В роскошном белом полушубке
Идет красавица зима.
И белоснежные наряды
Всем щедро раздает она.
Накрыла белыми коврами
Леса, поля, луга, сады.
А на дорогах и тропинках
Усердно замела следы.

К нам весна шагает                                                                                                                                                   Быстрыми шагами,                                                                                                                                                                               И сугробы тают                                                                                                                                                                                            Под ее ногами.                                                                                                                                                                           Черные проталины на полях видны                                                                                                                                Верно, очень теплые ноги у весны.                                                                                                                                

А какие признаки весны вы знаете?  (Тает снег, набухают почки на деревьях, слышны голоса птиц, прилетают птицы с юга, люди  одеваются в легкие одежды)                                                                                                                                      

Вот и лето подоспело –                                                                                                                                          
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным      

Закружила осень,                                                                                                                                              Рыжие метели,                                                                                                                                                   Золотые листья                                                                                                                                                                                           С клёнов полетели,                                                                                                                                                 Закружился листьев                                                                                                                                                              Пёстрый хоровод.                                                                                                                                                            Заблестел на лужах                                                                                                                                                                      Первый тонкий лёд

Назовите признаки осени. (Природа окрашивается в желтые, красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные делают запасы на зиму, падают листья). 

 слайд 7,8,9,10

Физкультминутка 

У Погоды всегда менялось настроение. И вот сейчас ребята, сёстры хотят узнать: какое, настроение бывает у Погоды? Они предлагают имитировать настроение погоды.

На доске появится условный знак, а вы должны все вместе показать мимикой или действиями.

Безоблачное небо – улыбаются, радуются.

Всё небо в тучах – хмурятся.

Переменная облачность – то улыбаются, то хмурятся.

Снег – круговые вращения кистей рук, похожие на полёт снежинки.

Дождь – пальчиками стучат по парте, имитируя капли дождя.

Дождь со снегом – пальчиками стучат по парте и имитируют полёт снежинок.                                      

- Какие явления вы записали в кроссворд?                                                                                                                                - Кто догадался, какая  тема сегодняшнего занятия? (Явления природы

Слайд 11

Признаки Времён года

             

Пришла зима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед.. Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные. Бывают такие морозы, что птицы замерзают. Зимой вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги.

слайд 11

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернутся в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.                                                                                                                        Весной крестьяне начинают пахать и сеять яровые: овёс, гречиху, горох, пшеницу, рожь. Сажают картофель, бросают в землю семена моркови, свёклы, репы, брюквы

Слайд12

Наступило лето! Природа проснулась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже

слайд 13

Наступила осень! Осенью дни становятся всё короче. Дуют холодные ветры, идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Лес накинул золото на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Крестьяне молотят хлеба, собирают огородные овощи и садовые плоды; пашут землю для будущего посева.                          

Слайд 14

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/10/25/k_5bd178b484eeb/482065_2.png

1.Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали. 
А пошли искать их днём, 
Ищем, ищем - не найдём. 
Ответ (Роса)                                                                       2.гаркнул гусь
На всю Русь. 
Ответ (гром)                                                                        3.Пушистая вата 
Плывёт куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. 
Ответ (Облако)

4.Раскалённая стрела 
Дуб свалила у села. 
Ответ (Молния)                                             5.Рогатый, а не бодается.
Ответ (Месяц)                                                           6.Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Ответ (Река)

Слайд 15

Какие явления природы характерны для времён года? 

Слайд 16

Времена года

Явления природы

ЗИМА

Снегопад, лед, метель, вьюга мороз, длинные ночи, короткие дни

ВЕСНА

Потепление, ледоход, половодье, таяние снега, пробуждение природы, прилёт птиц, грозы, увеличение количества солнечных дней

ЛЕТО

Повышение температуры, дожди, грозы, солнечные жаркие дни, созревание ягод, грибов, роса

ОСЕНЬ

Похолодание, листопад, пасмурные дни, дожди, отлёт птиц

 4. Реализация построенного проекта

 Цель : организовать анализ учащимися возникшей ситуации и выявить места и причины затруднения построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

 Гипотеза подтверждается опытным путём ;                                                                                                                            при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами

Основной  этап Ущелье Проблем     Залив  Гипотез Река информации                                                                       Цель -

Всегда ли в природе бывает день? С чем это связано?                                                                                                                                                                                         Как выдумаете, почему происходит смена дня и ночи? Какие есть предположения? Разобраться в этом вопросе нам помогут Учёные. Они проведут  Опыт с теллурием                                                                                                                                                                           Слово учёным - исследователям                                                                                                                                                 ОПЫТ 1.теллурий — это специальный прибор для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси и солнца .Если теллурия нет, можно взять настольную лампу и поставить в центре стола. Это будет наше Солнце. Землю будет изображать глобус. Во время опыта одна его сторона, обращения к лампе, должна быть освещена, а противоположная — оказаться в тени. Поворачивая глобус против часовой стрелки, а именно так вращается Земля вокруг своей оси, увидим, как новые участки поверхности выходят из тени, попадая под свет, как наступает день. А с другой стороны такие же по площади участки уходят в тень. Так наступает ночь                                                                                                                                                              ВЫВОД Смена дня и ночи  происходит из-за движения Земли вокруг своей оси                                                 ОПЫТ 2  Продолжим опыт с теллурием. Будем перемещать глобус по поверхности стола против часовой стрелки так, как движется Земля вокруг Солнца. Передвинем сначала на четверть круга вокруг лампы. Освещение глобуса заметно изменилось. Освещённый участок сместился на север, оставив в тени весь район Южного полюса. В Северном полушарии (освещённом) в это время будет лето, а в Южном (неосвещённом) — зима. Следовательно, если смена дня и ночи происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси, то их продолжительность изменяется в зависимости от движения Земли вокруг Солнца, то есть от времени                                                                                                                                                                                    ВЫВОД Смена времён года  происходит из-за движения Земли вокруг   СОЛНЦА

                                

Слайд 17

слайд 17,18,19, 20,21,22

5.Этап включения в систему знаний и повторение

 цель :

Цель: закрепить полученные знания, формирование умений его применять

зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности

Проверочный тест по теме «Вращение Земли»

1.Земля вращается вокруг своей оси, поэтому происходит

а) смена времён года

б) смена дня и ночи

2.Земля  вращается  вокруг  Солнца  с  наклоном  на

________________________________________

3.Земля вращается вокруг Солнца и ось Земли наклонена ______________

по этой причине происходит

а) смена времён года

б) смена дня и ночи

4.Зимой  Солнце  поднимается  высоко/низко  над  линией горизонта

5.Летом солнечные лучи падают прямо/косо.

6.Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за

а) неделю (7 суток)

б) 365 дней (год)

в) 24 часа (1 сутки)

г) месяц.

7.Полный оборот вокруг Солнца  Земля делает за

а) неделю (7 суток)

б) 365 дней (год)

в) 24 часа (1 сутки)

г) месяц

8.Если в Южном полушарии зима, то в Северном

а) зима

б) лето

в) осень

г) весна

Слайд 23

Презентация Деревьев Времени 

слайд 24

5. Рефлексивный

Цель создание  ситуацию успеха для каждого ученика;

 Подведение итогов работы над проектом 

Переправа через Реку Информации ,путь во дворец ПРЕДСТАВЛЕНИЙ                                                                                                                                                                                                              

 Презентация индивидуальных работ                                                                                                                                                  

Самооценка «Оцените свою работу!» 
А) всё понял, могу этот материал объяснить другому
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь                                                                                              В) для полного понимания мне нужно всё повторить

Всем спасибо за урок!

Видеоролик

слайд 25

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс В гости к временам года Учитель Сычёва Т.В. ГБОУ Школа №14 СПБ

Слайд 3

СКАЗОЧНАЯ Есть у природы Четыре страницы, Есть у погоды Четыре сестрицы

Слайд 4

!

Слайд 5

« .1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. Ответ (Роса) 2. Гаркнул гусь На всю Русь. Ответ (гром) 3. Пушистая вата Плывёт куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Ответ (Облако 4.Раскалённая стрела Дуб свалила у села. Ответ (Молния) 5. Рогатый, а не бодается. Ответ (Месяц) 6. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. Ответ (Река) УГАДАЙ-КА

Слайд 6

Времена года Явления природы ЗИМА Снегопад, лед, метель, вьюга мороз, длинные ночи, короткие дни ВЕСНА Потепление, ледоход, половодье, таяние снега, пробуждение природы, прилёт птиц, грозы, увеличение количества солнечных дней ЛЕТО Повышение температуры, дожди, грозы, солнечные жаркие дни, созревание ягод, грибов,роса ОСЕНЬ Похолодание, листопад, пасмурные дни, дожди, отлёт птиц Явления природы

Слайд 7

« Смена дня и ночи

Слайд 8

Теллурий — это специальный прибор для де­монстрации вращения Земли вокруг своей оси и солнца .Если теллурия нет, можно взять настольную лампу и поставить в центре стола. Это будет наше Солнце. Землю будет изображать гло­бус. Во время опыта одна его сторона, обращен­ия к лампе, должна быть освещена, а противопо­ложная — оказаться в тени. Поворачивая глобус против часовой стрелки, а именно так вращается Земля вокруг своей оси, увидим, как новые участ­ки поверхности выходят из тени, попадая под свет, как наступает день. А с другой стороны такие же по площади участки уходят в тень. Так наступает ночь . « Смена дня и ночи

Слайд 9

« Смена дня и ночи

Слайд 10

Продолжим опыт с теллурием. Будем перемещать глобус по поверхности стола против часовой стрелки так, как движется Земля вокруг Солнца. Передвинем сначала на четверть круга вокруг лампы. Освещение глобуса заметно изменилось. Освещённый участок сместился на север, оставив в тени весь район Южного полюса. В Северном полушарии (освещённом) в это время будет лето, а в Южном (неосвещённом) — зима. Следовательно, если смена дня и ночи происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси, то их продолжительность изменяется в зависимости от движения Земли вокруг Солнца, то есть от времени года. « Смена времён года

Слайд 11

« Смена времён года

Слайд 12

Переправа через Реку Информации ,путь во дворец ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Подведение итогов работы над проектом. Презентация индивидуальных работ Самооценка «Оцените свою работу!» А) всё понял, могу этот материал объяснить другому Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь В) для полного понимания мне нужно всё повторить Видеоролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по временам года"

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о весенних приметах в неживой и живой природе; обучение определять по внешним признакам период наступления весны.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...