ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по окружающему миру

КЕЛЯМОВА ЗАМИРА ШУКРИЕВНА

Статья  об интегрированном содержании уроков по предмету "Окружающий мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_1.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции. Проблемой интеграции обучения в школе занимались такие психологи, как Ю.Н. Колягина, О.Л. Алексинко, Ю.А. Кустова, Ю.Ю. Кустова.

Исходя из теории ассоциативного мышления, отмечает Ю.А. Самарин, интеграция должна иметь количественный характер, т.е. «немного обо всём», особенно это важно для начальной школы. Получая всё новые и новые представления о понятиях, учащиеся систематически дополняют и расширяют круг уже имеющихся знаний. В основу  интеграции положена аксиома, что всё в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде».

Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, развивает мышление и чувства учеников за счёт использования интересного материала, который позволяет с различных сторон познать изучаемое явление или предмет. Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают системность и целостность частей мира. Она повышает умственную активность учащихся. Учителю важно знать не только способы отбора содержания и методику обучения на интегративной основе, а также и роль интеграции в развитии отдельных качеств личности ребёнка. Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения.

В 1-4 классах изучается интегрированный предмет «Окружающий мир», который содержит элементы материала из многих наук (географии, астрономии, экологии, истории и т.д.). Он решает ряд задач – реализует раннее формирование многих природоведческих понятий, даёт представление о картине мира в целом и месте человека в нём. Предмет «Окружающий мир» можно рассматривать как начало работы по освоению учениками таких категориальных связей, как «человек-человек», «человек-природа», «человек-общество», «человек-история», которые в целом отражают связь «человек-мир».

Научные исследования в области психологии и педагогики дают нам возможность утверждать, что обучение , построенное на идеях интеграции, не только возможно, но и обоснованно необходимо, особенно для младшего школьного возраста.

Келямова З.Ш.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Практика на уроках окружающего мира через деятельностный подход"

Современное образование нацеливает учителя на создание условий для формирования у ученика умений и навыков исследовательского поведения. Предлагаю познакомиться коллег с авторскими разработками практи...

Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ

Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ. ...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности уроков окружающего мира.

Современное образование ориентировано на индивидуальность ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем ус...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...