Дикорастущие и культурные растения.
план-конспект урока по окружающему миру

Овчинникова Надежда Сергеевна

Дикорастущие и культурные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. (2 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Формировать понятия “дикорастущие растения” и “культурные растения” показать разнообразные культурные растения; раскрыть их значения для человека.

Планируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: Планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом.); предвосхищать результат; находить новую информацию в текстах, делать выводы из изучаемого материала.

Познавательные: научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; строить понятные для партнера высказывание; вести устный диалог.

Личностные: Ценностные представления о роли растений в жизни человека.

Ресурсы: Учебник, презентация.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

Запустим кораблик бумажный,

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

Приветствие учителя.

Проверка готовности.

II. Актуализация знаний

-Для начала мы с вами решим тест в КИМах (стр. 21 -22) (проверяем)

-Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы.) 

-А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные, лиственные.)

-Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы.

-Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

-Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

-А сегодня мы посмотрим на растения, с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и орешник, одуванчик и помидор?

-Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и орешник? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А орешник — растет в лесу.)

-Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - травянистые растения, одуванчик растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажаетухаживает, собирает урожай.)

-На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

-Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую -дикорастущими растениями. 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

Ответы детей

III. Изучение нового знания

Физминутка

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

-кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

-травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник, кавказский, василек.

  • -Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

  • -Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Федор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом, влюбленным на детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

  • -Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети небаголубые глаза.)

-Скажите, а почему Фёдор Александрович Васильев называет васильки сорняками(Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

-Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

-ФИЗМИНУТКА

Игра «Найди пару»

 Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

- Откройте рабочие тетради на стр.48 (Задания 1(в парах),2(в группах).

-Тест стр. 24 - 25(тетради для тестов)

Отгадывают загадку.

Ответы детей

Отвечают на вопросы

Выполняют физминутку.

Отгадывают загадку.

Слушают сказку.

IV. Итог

-Что нового узнали?

-Что было трудно? Что легко?

Отвечают на вопросы

V. Домашняя работа

Стр. 50 №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Дикорастущие и культурные растения.

Методическая разработка урока по окружающему миру в  1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных,  приводить прим...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....