Золотой век русской культуры
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Педагогическая цель:Создать условия для формирования представлений об историческом пути развития общества и вкладе отдельной личности в развитие культуры (А. С. Пушкин)
Познакомить учащихся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства; воспитывать культурно гражданское и патриотическое самоопределение, чувство гордости за свою страну и наследие предков
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество «А. С. Пушкина» Автор : Зимина Марина Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга 2017

Слайд 2

1.Назовите годы жизни А.С. Пушкина. а) 1765 – 1825 б) 1799 – 1837 в) 1814 – 1841 г) 1901 – 1945

Слайд 3

2.Как звали отца А.С. Пушкина. а) Сергей Львович б) Лев Сергеевич в) Пётр Андреевич г) Александр Сергеевич

Слайд 4

3.Как звали мать А.С. Пушкина. а) Надежда Георгиевна б) Мария Петровна в) Юлия Сергеевна г) Надежда Осиповна

Слайд 5

4.Сколько в семье А.С. Пушкина было детей? а) 3 б) 2 в) 1 г) 6

Слайд 6

5. В каком лицеи учился А.С.Пушкин? а) Красносельском б) Царскосельском в) Петро-сельском г) Московско-сельском

Слайд 7

6. В каком году женился А.С.Пушкин? а) май 1820 б) июнь 1700 в) январь 1998 г) февраль 1831

Слайд 8

7. На ком женился А.С.Пушкин? а) Наталье Гончаровой б) Марии Петровне в) Арине Родионовне г) Светлане Андреевне

Слайд 9

8. В каком имении А.С.Пушкин приболел пока готовился к свадьбе? а) Лупово б) Свердлово в) Болдино г) Сушково

Слайд 10

9. Сколько детей А.С.Пушкина? а) 4 б) 12 в) 9 г) 7

Слайд 11

10. Как звали детей у А.С.Пушкина? а) Андрей, Сергей, Федя, Пётр б) Анастасия в) Мария, Александр, Григорий, Наталья г) Светлана, Евгения, Мария, Прохор

Слайд 12

11. Как ушёл из жизни А.С.Пушкин? а) Дуэль б) Жена довела в) Царь довёл г) По старости

Слайд 13

12. С кем был дуэль у А.С.Пушкина? а) Пущиным б) Чайковским в) Давинче г) Дантес

Слайд 14

13. Где похоронен А.С.Пушкин? а) Тверская губерния, Владимирского монастыря б) Волховская губерния, Никольского монастыря в) Псковская губерния, Святогорского монастыря г) Вологодской губернии, Павло-Петровского монастыря


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «Сказки Пушкина» Презентацию выполнила учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3 » п. Ставропольский Исмоилова Анжела Борисовна

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель . Прошло уже больше 200 лет со дня его рождения, а слава Пушкина ни то, что не угасает, а разгорается все ярче. Магия сказок Пушкина в том, что взрослея, мы не теряем своего интереса к ним. Сказка открывается нам новыми, неизведанными и незамеченными гранями, продолжает нас волновать. Именно поэтому сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые не оставят равнодушными ни ребенка, ни взрослого.

Слайд 3

Многие читали сказки Пушкина, а вот насколько вы их знаете и помните, мы узнаем в конце нашей викторины.

Слайд 4

Как называется сказка? Жили-были старик со старухой у самого синего моря… . (Сказка о рыбаке и рыбке.)

Слайд 5

Как называется сказка? Посади ты эту птицу, Молвил он царю, - на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой… (Сказка о золотом петушке.)

Слайд 6

Как называется сказка? Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя… (Сказка о золотом петушке.) - Как зовут царя из этой сказки? ( Дадон .)

Слайд 7

Как называется сказка? На девичник собираясь, Вот царица наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним… (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.) - С какими словами мачеха обращается к зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи …)

Слайд 8

Как называется сказка? «Бабушка, постой немножко, - Ей кричит она в окошко: Прикажу сама я псу И кой-что тебе снесу …» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.) - Чем угостила «чернавка» царевну? (Яблоком.)

Слайд 9

Как называется сказка? «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Т ы волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого К роме бога одного …» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.) - Как зовут королевича из этой сказки? (Елисей.)

Слайд 10

Как называется сказка? «Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. А орешки не простые, Всё скорлупки золотые …» (Сказка о царе Салтане ...) - Что внутри орешков, которые грызёт белка? (Изумруды.)

Слайд 11

Как называется сказка? «Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря…» (Сказка о царе Салтане ...) - Сколько богатырей выходило на берег из моря? (Тридцать три.)

Слайд 12

Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма!

Слайд 13

Литература https ://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=fabc4b3c1d0ec820802a3ad04b5b477a&n=33&h=215&w=287 http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/1101-027.jpg http://parnasse.ru/upload/comments/ae21b38bd3448f5825bf62f90d4690bf.jpg http://www.tonnel.ru/fonoteka/albom/667480673_tonnel.gif https://tse4.mm.bing.net/th?id=OIP.M7c1321cd34d60d596a27ca36f7b89d5do0 http://lusana.ru/files/987/573/5.jpg http://demiart.ru/forum/uploads11/post-81044-1358079057.jpg http://festival.1september.ru/articles/506492/img14.jpg http://www.2do2go.ru/uploads/full/11b7a41d89baa66e14e428ab82602897_w960_h2048.jpg Произведения А.С.Пушкина



Предварительный просмотр:

Фамилия________________________ 1 вариант

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/f/e/9feda7806e30b5105968b5eb8e327752dbff9be8/tiest-po-litieraturnomu-chtieniiu-bioghrafiia-a-s-_1.png

2. Как звали деда Александра Пушкина по материнской линии?

1 Самуил Яковлевич       2 Алексей Петрович   3 Александр Семенович

3. В каком городе родился А.С. Пушкин?

1 в Москве      2 в Санкт-Петербурге          3 в Ярославле

4. Укажи имя и отчество няни Александра Сергеевича Пушкина.

1 Ирина Радмировна       2 Арина Львовна            3 Арина Родионовна

5. Когда Александр Сергеевич появился на свет, вся Москва весь день кричала «Ура!» и все церкви звонили в колокола. Почему?

1 был праздник Вознесения, да еще звонили колокола в честь рождения

внучки императора Павла

2 москвичи радовались тому, что, согласно предсказанию, родился

великий русский поэт

3 народ отмечал окончание первой русско-турецкой войны

6. Первое стихотворение А.С. Пушкин написал, когда был маленьким. На каком языке он его написал?

1 на русском         2 на английском          3 на французском

7. Кто учил А.С. Пушкина писать по-русски?

1 бабушка Мария Алексеевна      2 няня Арина Родионовна      3 деревенский дядька Никита

Фамилия________________________ 2 вариант

1.Первое стихотворение А.С. Пушкин написал, когда был маленьким. На каком языке он его написал?

1 на французском       2 на английском              3 на русском

2. Кто учил А.С. Пушкина писать по-русски?

1 деревенский дядька Никита    2 бабушка Мария Алексеевна 3 няня Арина Родионовна

3.Отметь портрет Александра Пушкина.

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/f/e/9feda7806e30b5105968b5eb8e327752dbff9be8/tiest-po-litieraturnomu-chtieniiu-bioghrafiia-a-s-_2.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/f/e/9feda7806e30b5105968b5eb8e327752dbff9be8/tiest-po-litieraturnomu-chtieniiu-bioghrafiia-a-s-_3.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/f/e/9feda7806e30b5105968b5eb8e327752dbff9be8/tiest-po-litieraturnomu-chtieniiu-bioghrafiia-a-s-_4.png

4. Укажи имя и отчество няни Александра Сергеевича Пушкина.

1 Арина Родионовна         2 Арина Львовна             3 Ирина Радмировна

5. Когда Александр Сергеевич появился на свет, вся Москва весь день кричала «Ура!» и все церкви звонили в колокола. Почему?

1 москвичи радовались тому, что, согласно предсказанию, родился великий русский поэт

2 был праздник Вознесения, да еще звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла

3 народ отмечал окончание первой русско-турецкой войны

6. В каком городе родился А.С. Пушкин?

1 в Санкт-Петербурге        2 в Москве          3 в Ярославле

7. Как звали деда Александра Пушкина по материнской линии?

1 Самуил Яковлевич       2 Алексей Петрович   3 Александр Семенович



Предварительный просмотр:

Дата: 05.04.18

Учитель:Курзаева Т. И.

Класс: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Золотой век русской культуры.»

Педагогическая цель:Создать условия для формирования представлений об историческом пути развития общества и вкладе отдельной личности в развитие культуры (А. С. Пушкин)

Тип урока:Открытие нового знания.

  • Познакомить учащихся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства; воспитывать культурно гражданское и патриотическое самоопределение, чувство гордости за свою страну и наследие предков

Планируемые результаты

Предметные:

  • научиться ориентироваться в понятии «Золотой век»;
  • формирование знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина, о роли его в русской литературе.

Личностные:

  • проявлять интерес и уважение к произведениям искусства и литературы;
  •  осознавать свою принадлежность к великой русской культуре.

УУД

Познавательные:

  • высказывают предположения, осуществляют сравнение, обобщение, характеристику понятия «золотой век» русской культуры;
  • совершают поиск информации в справочной литературе;
  • составляют пересказ, рассказ-рассуждение, рассказ-описание;
  • обогащают словарный запас.

Регулятивные:

  • осуществляют оценку своего отношения к событиям, историческим личностям;
  • осуществляют анализ совместной деятельности.

    Коммуникативные:

  • учатся уважать мнение своих товарищей;
  • осуществляют подготовку к сообщениям по теме урока.

Основное содержание, понятия и термины:

  • ХIХ век - «золотой век» русской культуры;
  • А. П. Пушкин -  «солнце русской поэзии»

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 4 класса, авт. Н. Ф. Виноградова, Г.С. Калинова;
  • ноутбук, проектор, экран;
  • презентация «Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин»;
  • карточки для групповой работы

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 Словесный:

беседа

1 мин.

Слайд 2

Доброе утро.

Улыбнитесь друг другу, и пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На столах у вас должны лежать учебник, , пенал и дневник. Сядьте правильно и красиво.

- Ребята на сегодняшнем уроке нас ждут большие и маленькие открытия, мы узнаем много интересного, будем работать дружно в группах и уважать мнение друг друга.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

2 мин

  Звучит музыка.

 Просит ответить на вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

 - О каких  видах искусства мы говорили на прошлом уроке?

 - Культура России

- Архитектура, Живопись, театр.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Проверка домашнего задания

3 мин.

Давайте проверим ваше домашнее задание. Для этого поработаем в парах, выполнив тест.

Слайд 3

АРХИТЕКТУРА

1.Памятники  архитектуры  ХVIII века

а) Зимний дворец    б) Московский Кремль   в) Троице – Сергиева  лавра

2. Памятники архитектуры  ХVIII века Тульской области

а) Тульский  Кремль       б) Церковь Флора и Лавра

в)  Набережная Упы

Слайд 4

ТЕАТР

1.  В каком городе  был открыт первый государственный публичный театр

а) в Санкт-Петербурге    б) в Туле   в) в Москве

2. По чьему указу был открыт государственный публичный театр

а)Екатерины II     б) Петра I  в) Александра I

Слайд 5

ЖИВОПИСЬ

1. Живописец  ХVIII века

а) Ф. С. Рокотов       б) И. Левитан           в) И. Глинка

2. На портрете кисти И. Н. Аргунова изображена

а) Прасковья Жемчугова           б) Екатерина II

в) крестьянка с васильками

Поверка на слайдах

Слайд 6

Дома вы изучали материал о Прасковье Жемчуговой.

-Расскажите, что вы о ней узнали. 

а) Зимний дворец    

б) Церковь Флора и Лавра

в) в Москве

а) Екатерины

а) Ф. С. Рокотов    

 а) Прасковья Жемчугова

Дети рассказывают о Прасковье Жемчуговой.

П.: поиск и извлечение информации,

дополнять и расширять знания.

Постановка учебной задачи

работа с учебником

1 мин.

- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 7

- Верно, сегодня мы перенесёмся в ХIХвек.

- XIX век называют «золотым веком» русской культуры. Как вы думаете, почему?

-Сравните свои ответы с текстом учебника.

Культура ХIХвека

Высказывают свои предположения, затем сравнивают ответ с текстом учебника (с. 99)

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы;

IV. Открытие нового знания

Словесный:

Фронтальная беседа.

Практический:

Работа в группах.

Практический:

Работа со словарем.

20-25 мин.

ХIХ век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Начать разговор о культуре 19 века мы, конечно, должны с великого человека, без которого невозможно представить русскую культуру.

Послушайте эти строки, и вы без труда ответите, чьему перу принадлежат эти строки.

Слайд 8

(Звучат строки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Вы, конечно, узнали, чьему перу принадлежат эти строки.

Рассказывает:

И на вопрос «Кто ваш поэт?»

В строенье ль каменном, в избушке,

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым советником на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». В этом году весь мир будет отмечать 220-летний юбилей А. С. Пушкина. Сегодня мы соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и его творчества

- Ученики нашего класса работали группами, подобрали материал о биографии А. С. Пушкина и подготовили сообщения.

1 группа готовила материал о семье поэта.

Найдите вучебнике, как о маленьком Саше вспоминала знакомая его матери? Кто может объяснить значение слова «увалень»? Где мы сможем найти более точное толкование этого слова?

Работа со словарём.

2 группа готовила материал обабушке и няне Пушкина.

Релаксация. Ребята, давайте немного отдохнём и послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Няне»

3 группа готовила материал о зрелых годах поэта

Проводит викторину «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»в презентации на слайдах с 17 по 21

Пушкин бывал и в Тульской губернии.

А. С. Пушкину.

П: дополнять и расширять знания.

П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

П: дополнять и расширять знания.

П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

П: дополнять и расширять знания.

П: дополнять и расширять знания.

П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

Слайд 9 1 ученик

26 мая (6 июня) 1799 г. на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», - гласит запись в метрической церковной книге - первый документ, связанный с жизнью великого поэта. Когда Пушкин родился на свет, вся Москва целый день кричала «Ура!» и церкви звонили в колокола. Был праздник Вознесения, и в этот день родилась внучка императора Павла.

2ученик.

Родители поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Отец, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

 Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений- то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.

Слайд 10

Мать поэта была внучкой абиссинца Ганнибала, одного из сподвижников Петра I, поэтому Пушкин внешне так похож на эфиопа.

Слайд 11 3 ученик. Сестра и брат Пушкина.

В семье Пушкина было 5 детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына - Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым. Он чаще раздражал матушку и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

В словаре.

Слайд12  1ученик.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые стали самыми близкими его сердцу людьми, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с  прекрасным миром поэтического народного вымысла. Многие рассказы Пушкин записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках.

Слайд 13  2 ученик.

      Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

        Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно, часто забирался в кабинет отца и читал книги. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. Уже в 8 лет сочинял

Произведения.

Слайд 14 1 ученик.Детство А.С.Пушкина прошло в Москве, а юность – в Петербурге. В 1811г. Пушкин поступил в  Лицей в Царском Селе. Здесь он нашел друзей, здесь пришла к нему слава.

Слайд 15

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку, сначала на юг, в Молдавию, потом – в Крым, а затем в глухое село Михайловское

Михайловское.

2 ученик

Здесь Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны и записывал их. Он создает пять стихотворных сказок.

А.М. Горький так говорил о сказках Пушкина: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

Слайд 22 3 ученик А. С. Пушкин бывал в нашем крае только проездом. Тем не менее, Тульский край связан с именем Пушкина – главным образом через его потомков (дочь Марию, в замужестве Гартунг, сына Льва),  потомков А. П. Ганнибала — прадеда А. С. Пушкина, проживавших в Тульской губернии. Также связан  наш край с именем великого поэта через своих уроженцев, выдающихся деятелей русской культуры, современников Пушкина, так или иначе соприкасавшихся с его жизнью и творчеством: В.А.Жуковского, В.А.Левшина, П.В. и И.В. Киреевских, А. А. Дельвига, братьев Тургеневых.

 4 ученик  В нашем городе есть знаки трогательного внимания туляков к памяти Пушкина. В 1899 г. решением Городской Думы в связи со столетием со дня рождения поэта  центральная городская улица была названа Пушкинской, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене лицея №1, также названного «Пушкинским» в честь великого поэта. Носит улица это имя и сейчас, а расположена она напротив Тульского театра драмы. Тогда же изготовили бюст поэта, который в торжественной обстановке предстал перед взором туляков в тот же юбилейный пушкинский год 27 мая. Имя автора этой работы доподлинно не известно. По одной из версий, им является Роберт Бах, он же автор памятника Петру I. Бюст Пушкину считается не только самым старым, но и одним из самых миниатюрных памятников. Этот бюст стоит в сквере возле лицея №1. Уютный скверик, утопающий в зелени высоких деревьев, называется «Пушкинским». В городском парке в тот же 1899 год был посажен молодой дуб в память о знаменательной годовщине. В 1901 г. в Туле была открыта библиотека-читальня имени А.С.Пушкина. Есть в нашем городе и Пушкинский проезд. По адресу Пушкинский проезд, дом№1 располагается сегодня  Тульская областная универсальная научная библиотека.

Слайд 23  4 ученик. В 1831 году Пушкин обвенчался с Н.Н.Гончаровой.

Старшая дочка Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, Мария, родилась 19 мая 1832 года, в Санкт-Петербурге. Первая дочь была названа в честь бабушки великого поэта, которую звали Мария Ганнибал.

Первого сына, Александра, Наташа Гончарова родила 6 июля 1833 года, в городе Санкт-Петербург.

14 мая 1835 года в Санкт-Петербурге был рожден еще один сын Александра Пушкина — Григорий.

Еще одна дочь Александра Сергеевича, Наталья, была рождена на свет 23 мая 1836 года в Санкт-Петербурге.

Слайд 24 5 ученик. Погиб поэт очень рано: в 37 лет. Пушкин и некоторые его знакомые получили по почте анонимное письмо, оскорбляющее честь жены Пушкина и его самого. Из-за этого анонимного письма возникла ссора между поэтом и офицером Дантесом. 27 января 1837 года в Петербурге, на Чёрной речке, состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Посмотрите, как художник запечатлел это трагическое событие на своей картине. Пушкин был смертельно ранен в живот и через два дня умер.На следующий день его друг и писатель скажет: «закатилось солнце русской поэзии»

Слайд 24 Поэт был похоронен в Псковской губернии, вблизи села Михайловское, в Святогорском монастыре.

Слайд 25 6 ученик.

- А. С. Пушкину поставлены памятники в разных городах нашей страны. Имя Пушкина и его произведения никогда не забудутся. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного

V. Первичное закрепление во внешней речи Включение в систему знаний

2 мин.

Слайд 26  Блиц-опрос

Сейчас вы проверите свои знания.

-В каком году родился А.С.Пушкин?

- Назови имена его родителей?

-Кто в детстве оказал особое влияние на Пушкина?

-Где учился Пушкин?

1799

Сергей Львович и Надежда Осиповна

Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин.

Слайд 27

Включает музыку Георгия Свиридова.

У вас на партах лежат карточки для самостоятельной работы. Возьмите их, подпишите свои фамилии, выполните задания по вариантам.

Работав карточках.

П.: поиск и извлечение информацииР.:

Применять освоенные способы действия.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин.

-Что нового для себя вы открыли на этом уроке?

- Какие впечатления остались?

Пушкин открыл золотой век русской культуры. Теперь уже весь мир восхищался талантами России, зачитывался книгами русских писателей. Так россияне создали свою новую яркую культуру, обогатив своими  достижениями всё человечество

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

Оценки за урок

Дети, подготовившие сообщения, «5»

П.: рефлексия. Контроль и самооценка

VIII.Домашнее задание

1 мин

1. Рассказать о детстве Пушкина, используя материал сегодняшнего урока, а также текст на с. 99 – 101 учебника;

2. Подготовить  вопросы для викторины по биографии и творчеству А.С.Пушкина.

Записывают задание в дневники.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка



Предварительный просмотр:

Слайд 9      1 ученик

26 мая (6 июня) 1799 г. на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского ре-гистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», - гласит запись в метрической церковной книге - первый документ, связан¬ный с жизнью великого поэта. Когда Пушкин родился на свет, вся Москва целый день кричала «Ура!» и церкви звонили в колокола. Был праздник Вознесения, и в этот день родилась внучка императора Павла.

2 ученик.

Родители поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Отец, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

 Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настрое¬ний- то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.

Слайд 10

Мать поэта была внучкой абиссинца Ганнибала, одного из сподвижников Петра I, поэтому Пушкин внешне так похож на эфиопа.

Слайд 11  3 ученик.

В семье Пушкина было 5 детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына - Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым. Он чаще раздражал матушку и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Слайд 12  1 ученик.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые стали самыми близкими его сердцу людьми, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с  прекрасным миром поэтического народного вымысла. Многие рассказы Пушкин записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках.

Слайд 13  2 ученик.

      Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

        Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно, часто забирался в кабинет отца и читал книги. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. Уже в 8 лет сочинял небольшие произведения.

Слайд 14 1 ученик. Детство А. С. Пушкина прошло в Москве, а юность – в Петербурге. В 1811г. Пушкин поступил в  Лицей в Царском Селе. Здесь он нашел друзей, здесь пришла к нему слава.

Слайд 15

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку, сначала на юг, в Молдавию, потом – в Крым, а затем в глухое село Михайловское

2 ученик

Здесь Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны и записывал их. Он создает пять стихотворных сказок.

А.М. Горький так говорил о сказках Пушкина: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

Слайд 22  3 ученик  А.С. Пушкин бывал в нашем крае только проездом. Тем не менее, Тульский край связан с именем Пушкина – главным образом через его потомков (дочь Марию, в замужестве Гартунг, сына Льва),  потомков А.  П. Ганнибала — прадеда А. С. Пушкина,  проживавших в Тульской губернии. Также связан наш край с именем великого поэта через своих уроженцев, выдающихся деятелей русской культуры, современников Пушкина, так или иначе соприкасавшихся с его жизнью и творчеством: В. А. Жуковского, В.  А. Левшина, П.В. и И.В. Киреевских, А. А. Дельвига, братьев Тургеневых.

 4 ученик    В нашем городе есть знаки трогательного внимания туляков к памяти Пушкина. В 1899 г. решением Городской Думы в связи со столетием со дня рождения поэта  центральная городская улица была названа Пушкинской, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене лицея №1, также названного «Пушкинским» в честь великого поэта. Носит улица это имя и сейчас, а расположена она напротив Тульского театра драмы. Тогда же изготовили бюст поэта, который в торжественной обстановке предстал перед взором туляков в тот же юбилейный пушкинский год 27 мая. Имя автора этой работы доподлинно не известно. По одной из версий, им является Роберт Бах, он же автор памятника Петру I. Бюст Пушкину считается не только самым старым, но и одним из самых миниатюрных памятников. Этот бюст стоит в сквере возле лицея №1. Уютный скверик, утопающий в зелени высоких деревьев, называется «Пушкинским». В городском парке в тот же 1899 год был посажен молодой дуб в память о знаменательной годовщине. В 1901 г. в Туле была открыта библиотека-читальня имени А. С. Пушкина. Есть в нашем городе и Пушкинский проезд. По адресу Пушкинский проезд, дом №1 располагается сегодня  Тульская областная универсальная научная библиотека.

Слайд 23  4 ученик  

В 1831 году Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой.

Старшая дочка Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, Мария, родилась 19 мая 1832 года, в Санкт-Петербурге. Первая дочь была названа в честь бабушки великого поэта, которую звали Мария Ганнибал.

Первого сына, Александра, Наташа Гончарова родила 6 июля 1833 года, в городе Санкт-Петербург.

14 мая 1835 года в Санкт-Петербурге был рожден еще один сын Александра Пушкина — Григорий.

Еще одна дочь Александра Сергеевича, Наталья, была рождена на свет 23 мая 1836 года в Санкт-Петербурге.

Слайд 24 5 ученик.

 Погиб поэт очень рано: в 37 лет. Пушкин и некоторые его знакомые получили по почте анонимное письмо, оскорбляющее честь жены Пушкина и его самого. Из-за этого анонимного письма возникла ссора между поэтом и офицером Дантесом. 27 января 1837 года в Петербурге, на Чёрной речке, состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Посмотрите, как художник запечатлел это трагическое событие на своей картине. Пушкин был смертельно ранен в живот и через два дня умер. На следующий день его друг и писатель скажет: «закатилось солнце русской поэзии»

Слайд 24   Поэт был похоронен в Псковской губернии, вблизи села Михайловское, в Святогорском монастыре.

Слайд 25  6 ученик.

- А. С. Пушкину поставлены памятники в разных городах нашей страны. Имя Пушкина и его произведения никогда не забудутся. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного

Пушкин открыл золотой век русской культуры. Теперь уже весь мир восхищался талантами России, зачитывался книгами русских писателей. Так россияне создали свою новую яркую культуру, обогатив своими  достижениями всё человечество



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Проверка домашнего задания

АРХИТЕКТУРА

1.Памятники  архитектуры  ХVIII века

а) Зимний дворец    б) Московский Кремль   в) Троице – Сергиева  лавра

2. Памятники архитектуры  ХVIII века Тульской области

а) Тульский  Кремль       б) Церковь Флора и Лавра в)  Набережная Упы

                         

ТЕАТР

1.  В каком городе  был открыт первый государственный публичный театр

а) в Санкт-Петербурге    б) в Туле   в) в Москве

2. По чьему указу был открыт государственный публичный театр

а)Екатерины II                     б) Петра I                   в) АлександраI

ЖИВОПИСЬ

  1. Живописец  ХVIII века

а) Ф. С. Рокотов       б) И. Левитан           в) И. Глинка

2. На портрете кисти И. Н. Аргунова  изображена

а) Прасковья Жемчугова           б) Екатерина II    в) крестьянка с васильками



Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин бывал в нашем крае только проездом. Тем не менее, Тульский край связан с именем Пушкина – главным образом через его потомков (дочь Марию, в замужестве Гартунг, сына Льва),  потомков А.П.Ганнибала — прадеда А.С. Пушкина, проживавших в Тульской губернии. Также связан наш край с именем великого поэта через своих уроженцев, выдающихся деятелей русской культуры, современников Пушкина, так или иначе соприкасавшихся с его жизнью и творчеством: В.А.Жуковского, В.А.Левшина, П.В. и И.В. Киреевских, А.А.Дельвига, братьев Тургеневых.

   В нашем городе есть знаки трогательного внимания туляков к памяти Пушкина. В 1899 г. решением Городской Думы в связи со столетием со дня рождения поэта  центральная городская улица была названа Пушкинской, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене лицея №1, также названного «Пушкинским» в честь великого поэта. Носит улица это имя и сейчас, а расположена она напротив Тульского театра драмы. Тогда же изготовили бюст поэта, который в торжественной обстановке предстал перед взором туляков в тот же юбилейный пушкинский год 27 мая. Имя автора этой работы доподлинно не известно. По одной из версий, им является Роберт Бах, он же автор памятника Петру I. Бюст Пушкину считается не только самым старым, но и одним из самых миниатюрных памятников. Этот бюст стоит в сквере возле лицея №1. Уютный скверик, утопающий в зелени высоких деревье, называется «Пушкинским». В городском парке в тот же 1899 год был посажен молодой дуб в память о знаменательной годовщине. В 1901 г. в Туле была открыта библиотека-читальня имени А.С.Пушкина. Есть в нашем городе и Пушкинский проезд. По адресу Пушкинский проезд, дом№1 располагается сегодня  Тульская областная универсальная научная библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры

Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры....

Золотой век русской культуры (ХIХ век).

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по УМК "Начальная школа ХХ I века"....

Золотой век русской культуры – XIX (19) век . Художники XIX века

Презентация к урокам окружающего мира, видеоряд картин И.Левитана, В.Тропинина и И.Репина....

Урок окружающего мира в 4 классе (программа «Начальная школа 21 века») Тема: « ХIХ век – золотой век русской культуры».

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". На данном уроке учащиеся знакомятся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства. В детях воспитыватется кул...

Золотой век русской культуры 4 класс

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и п...

Бинарный урок окружающий мир и музыка 3 класс "19 век - золотой век русской культуры"

Создание у учащихся представлений о российской культуре 19 века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; продолжить формирование общего понятия о культуре к...