Техкарта "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Иващук Елена Валериевна

Техкарта по окружающему миру для учащихся 1 класса "Кто такие птицы?", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_kto_takie_ptitsy.docx384.16 КБ

Предварительный просмотр:

                            Технологическая карта урока

Класс: 1

Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России

Автор: Плешаков А.А.

Учитель: Иващук Елена Валериевна

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи: формировать у обучающихся представление о птицах как животных,

тело которых покрыто перьями; познакомить с многообразием птиц; узнать, из каких частей состоит птица.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа.

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

7. Подведение итогов урока и рефлексия.

8.  Рекомендации для занятий дома.

 Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемые результаты:

Предметные: отличать птиц от других животных; знать строение пера птицы.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; познавательные – формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;  коммуникативные – выполнять задания в паре, осуществлять самооценку, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), проблемное обучение; технология работы в паре; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; учебник «Окружающий мир»; карточки с заданиями: для проверки домашнего задания и определения рефлексии; стакан с водой, запись с голосами птиц.

У обучающихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; цветные карандаши, клей.

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

Цель – проверка готовности к уроку.

- Вновь звенит для нас звонок,

   Начинается   урок.

- Проверим готовность к уроку.

 

- Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые могут у нас возникнут.

Слушают   учителя.

Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться.

2.Актуализация знаний.

Цель-выявить знания по изученным ранее темам.

3.Определение темы и задачи урока.

Цель –активизация мыслительной деятельности, формулирование темы  и задач урока.  

4.Изучение нового матер

иала.

Цель –сравнение признаков птиц с признаками других животных;, выявление признаков, присущих только птицам ;самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.  

Цель – реализация двигательной активности.

5.Практическая работа.

Цель умение работать в паре, вести диалог, умение распознавать разного вида перья, умение определять назначение перьев, использовать жизненный опыт, умение давать правильные ответы, делать выводы.

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

Цель – проверить усвоение нового материала.

Физминутка

Цель –реализация двигательной активности.

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

Цель – проанализировать и оценить свою работу на уроке.

8.  Рекомендации для занятий дома.

- Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.

(Наша помощница Мудрая черепаха и муравей Вопросик)

1) Фронтальная работа.

-Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) 

- Чем отличаются насекомые?

- Как отличить рыб от других животных?

2) Индивидуальная работа на карточке

  - У каждого  на парте лежит лист с разными животными. Рассмотрите  и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба,  зеленым, если это – насекомое.                          Приложение

                                             Слайд 1

Проверка:

 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых?

(У насекомых 6 ног) 

 -Назовите признак рыб.

 (Тело рыб покрыто чешуей)

- Назовите их.

 - Кто у вас остался?   Назовите одним словом животных, рядом с которыми  квадратики остались не закрашенными

 (Птицы) 

-Подумайте, о чем или о ком  мы будем говорить на уроке? (О птицах) Слайд 2  

- Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?

-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит  птица.               Слайд 3

-Каких птиц вы знаете?

1) Игра «Кто больше?» (по рядам)

-Как можно отличить птиц от других животных?  

(Они умеют летать)

                                                     Слайд 4

- Рассмотрите рисунок на с.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе?

 (Нет) 

 А какое животное мы отнесем к птицам?

(Курицу)

- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?

                                                     Слайд 5

Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных? (Перья) 

Обобщение:  

-Какие животные называются птицами?

(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

 Физминутка «Ладошка»

                                                     

- Я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас на парте лежит белый конверт.   Возьмите конверт в руки, откройте его; посмотрите, что вы там видите?  (Перья)

                                           Приложение

-Вынимаем перья из конверта, рассматриваем предложенные перья.

- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером)

-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

-Перья бывают разные: маховые находятся на крыльях, рулевые - на хвосте, пуховые.                         Слайд 6                                                                                 

-Что случится, если сейчас подует ветерок? Можно слегка подуть. (Перья полетят, они легкие)

- В руки возьмите большое маховое перо, посмотрите во внутрь стержня. Что вы видите внутри? (Ничего, внутри  пусто)

- Перо внутри полое, поэтому оно легкое.

- А сейчас я обмакну перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками).

- Какой вывод из этого следует? (Наводящие вопросы: Перышко намокло? Какую функцию или работу выполняют перья?) (Перья защищают птицу от воды и сырости).

-Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать) 

- Для чего нужны маленькие перья? (Для тепла)

- Знаете ли вы, раньше, когда не было ручек, чем  люди писали? (гусиными перьями)                                     Слайд 7

-Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Найдите их. Такие перья называются декоративные.

- Отгадайте загадку.

И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС.

- Что вы знаете об этой птице? (Самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг, он  очень быстро бегает: посмотрите, какие у него большие сильные ноги. Питается  травой, гусеницами, ящерицами, мелкими зверьками).

- Страус не летает, но почему его относят к птицам? (Тело покрыто перьями – показать перо).

- А еще какая   птица не летает?

Скажи-ка мне,

Какой чудак

И днем и ночью

Носит фрак? (Пингвин)

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу –рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы – ласты. Которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением.

                                                        Слайд8

- Рассмотрите рисунок на с.36

- Какую птицу вы узнали? (Это голубь)

- Рассмотрите строение птицы. 

- Из каких частей состоит тело птицы?   

- Найдите указанные части тела птицы на странице учебника.

         

 - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. Форма и размер клюва у птиц разные, как вы думаете – почему? (Зависит от пищи: с помощью клюва они  добывают  пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо)         Слайд 9

- Что интересного знаете о голубях?

 

- Какая птица живет в нашем  классе с 1 сентября? (Сова)

C:\Users\ba\Desktop\img8.jpg

-Как вы думаете, что общего у совы и голубя? Что их объединяет? (зимующие)

- Назовите зимующих птиц.

- А как называют птиц, которые улетают осенью на юг? (перелетные)

-Назовите их.

 

- Наше путешествие по царству природы завершается.

- Вспомним, о чем говорили на уроке?

- Каких животных называют птицами?

 (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.)

- Чем они похожи? Чем различаются?

- Какую птицу вы узнали на листе А4? (Голубя)

-А сейчас я буду называть части тела птицы, а вы будете обводить нужным цветом данные части.

- Разукрасьте голубя перьями.

 - Выполнение какого задания вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

                                                     Слайд 10

-Кому понравился урок (было интересно, понятно), нарисуйте в кружочке солнышко, а кому  не понравился (было не интересно, не совсем все понятно) -  нарисуйте тучку.

                                              Приложение

 

- Придумать сказочную историю о понравившейся птице.

- Молодцы! Спасибо за урок!  Слайд 11

  Обучающиеся  отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа (дети раскрашивают)

Проверяют карточку одноклассника, опираясь на картинку слайда.

Дети анализируют и отвечают на вопросы.

Читают хорошо читающие дети.

Называют птиц, отвечают на вопрос.

Рассматривают фото животных и отвечают на вопросы.

Слушают рассказ и рассматривают разных птиц.

Анализируют  

рассуждают делают вывод.

Работа в парах.

На столах лежат перья.

Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.

Обучающиеся находят контурные маховые и рулевые, а также  пуховые перья. Сравнивают.

Просматривают презентацию.

Рассматривают маховое перо, отвечают на вопросы, делают выводы.

Делают выводы

Просматривают презентацию.

Показ декоративных перьев.

Показ картинки страуса (вывешивается на доску), рассказ о страусе детьми

Загадка о пингвине (картинка), вывешивается на доску

Работа с учебником.

Просмотр презентации.

Рассматривают птицу, называют части тела. Один из обучающихся работает у доски.

Просмотр презентации

Сообщение обучающегося:«В далеком прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения.  

Дети встают, выполняют физминутку

 

Дети называют зимующих и перелетных птиц, картинки вывешиваются на доске

Отвечают на вопросы, делают выводы

Обучающиеся выполняют задание на листе А4: по просьбе учителя обводят части тела разноцветными карандашами, по желанию раскрашивают птицу и разукрашивают перьями. Слушают пение птиц.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.  

 

Пр.:

выдвигают предположения, обосновывают их.

П.: общеучебные логические – анализируют объект, выделяют главное.

К.: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р.: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

М.: с помощью учителя формулируют учебную задачу, проверяют по презентации.

Пр.: выдвигают предположения, обосновывают выбор.

П.: обосновывают необходимость выделения существенного признака, по которому  можно отличать птиц от других животных.

Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу.

М.: исследуют перья птиц в парах; называют признаки, сравнивают.

Р.: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

К.: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество

П.: общеучебные  извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические  

дополнение и расширение имеющихся знаний.

П.,М.: извлекают информацию из иллюстрации, показывают и называют части тела птицы (фронтально и индивидуально). Выделяют основной признак, по которому можно отличить птиц от других животных.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

М.: находят части тела птицы, обводят их и под слушание пения птиц разукрашивают птицу перьями.

М.: отвечают на вопросы, оценивают свои успехи с помощью «солнышка» и «тучки».

 

Приложение

                                                                                                                                       Приложение

C:\Users\ba\Desktop\Голубь-картинки-раскраски-15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....