Урок-исследование "Почему корабли не тонут?"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Тема: Почему корабли не тонут?

Предмет: Окружающий мир

Класс:1

Цель: исследовать предметы, погружаемые в воду, с  целью определения их плавучести, действие на них выталкивающей силы

Задачи:

1.формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.

2. развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.

3. воспитывать чувство коллектива, взаимопомощи, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Познавательные: формирование представлений о плавучести, о выталкивающей силе, плотности предметов из разных материалов.

Регулятивные: прогнозироватьисследовать и обобщать сведения о погружении или плавучести  предмета; доказывать свои предположения.

Коммуникативные: организовать  работу в группах (учить договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать), отрабатывать правила групповой работы.

Личностные: -формировать потребность самостоятельно подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем.

Оборудование: карта мира, контейнер с водой, кусочек металла, металлическая чашка, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл почему корабли не тонут?275.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему корабли не тонут?

Предмет: Окружающий мир

Класс:1

Цель: исследовать предметы, погружаемые в воду, с  целью определения их плавучести, действие на них выталкивающей силы

Задачи:

1.формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.

2. развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.

3. воспитывать чувство коллектива, взаимопомощи, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Познавательные: формирование представлений о плавучести, о выталкивающей силе, плотности предметов из разных материалов.

Регулятивные: прогнозироватьисследовать и обобщать сведения о погружении или плавучести  предмета; доказывать свои предположения.

Коммуникативные: организовать  работу в группах (учить договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать), отрабатывать правила групповой работы.

Личностные: -формировать потребность самостоятельно подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем.

Оборудование: карта мира, контейнер с водой, кусочек металла, металлическая чашка, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза

Этапы проведения урока:

I. Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на карту мира.

-Скажите, пожалуйста, что изображено на карте голубым цветом?

-Сколько океанов вам известно?

-Кто из вас может выйти к доске и показать океаны на карте?

-Ребята, что занимает бОльшую площадь  на нашей планете суша или вода?

-Ребята, подскажите, на чем можно путешествовать по воде?

-Из каких материалов строят корабли?

II. Мотивация.

-Мы с вами на прошлом уроке проводили исследование  - выясняли плавучесть предметов, изготовленных из разных материалов.

-Опытным путем вы доказали, что предметы, изготовленные из металла…. (тонут)

-Ребята, так почему же большие корабли, сделанные из металла, перевозящие тяжелые грузы, людей плавают и не тонут?

-Сегодня мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос.

-Итак, тема нашего исследования-«Почему корабли не тонут?»

III. Исследование.

-Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?

-Давайте выдвинем гипотезы, ваши предположения и запишем их на облачках.

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Итак, посмотрите, сколько разных мнений, гипотез у  нас получилось. И как же нам узнать какая из ваших гипотез верная?

-Верно, проверить. Провести небольшое исследование.

-Вы сегодня будете исследователями, наш класс – исследовательская лаборатория и сидите вы сегодня как ученые, по группам.

-У каждой группы на партах лежат Рабочие листы №1 и №2, Внимательно прочитайте задание и, следуя инструкции, выполните опыт, заполните лист №1. Внимательно прочитайте текст в Рабочем листе №2. Сделайте вывод по результатам нашего исследования, расскажите, о том, что узнали классу. Итак, ученые начинайте свою исследовательскую работу.

IV. Работа в группах.

V. Обмен информацией.

-Давайте послушаем выступления наших групп.

-Ребята поделятся с вами знаниями, которые они приобрели, вы слушайте внимательно, можете задавать вопросы после выступления.

-Итак, какие причины узнала первая группа - Почему же корабли не тонут?

-1.Все дело в выталкивающей силе – Архимедовой силе, в честь ученого Архимеда, который впервые догадался о ее существовании. Она действует на корабль.

2.Корабли не тонут, потому что воздух внутри него держит его на плаву, внутри корабля много пустых, заполненных воздухом помещений.

Текст  про Мертвое море

-Какие причины узнала вторая группа.

1. Корабли не тонут, потому что все дело в особой продолговатой форме, чем-то напоминающей тарелку, когда корабль наклоняется в бок он волей – неволей стремиться выпрямиться, как игрушка- Неваляшка.

2.Корабли не тонут, потому что у них есть ватерлиния – отметка, до которой можно загружать судно, она всегда должна находиться над водой!

Текст о секретах строения кораблей

VI. Связывание информации.

-Давайте вернемся к нашей теме, какой вопрос мы исследовали?

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

-Хорошо. Давайте подведем итог, еще раз озвучим причины, по которой корабли не тонут.

-Молодцы. А теперь посмотрите на ваши гипотезы, чье мнение подтвердилось, кто из вас был прав.

VII. Рефлексия.

-Где нам могут пригодиться полученные сегодня знания?

-Что для вас было самым интересным, запоминающимся?

-Наш урок- исследование подошел к концу. Спасибо за работу.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Задание: Проведите опыт в группе.

Ход опыта

  1. Проверьте все необходимое для опыта: контейнер, кусочек металла, металлическая чашка

  1. Возьмите кусочек металла и опустите его в воду. Понаблюдайте. Что произошло?

  1. Возьмите металлическую чашку и опустите её в воду. Понаблюдайте, что произошло. Сделайте выводы на рабочем листке №1.

Заключение

1.        Мы проводили опыт с _____________________предметами.

2.        Кусочек металла __________, потому что не имеет особой______________________________.

3.        Металлическая чашка______________, потому что имеет особую продолговатую ________________.

4.        Прочитайте текст о секретах строения кораблей на рабочем листке №2, приготовьте текст выступления от группы

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Задание: Проведите опыт в группе.

Ход опыта

  1. Проверьте все необходимое для опыта: контейнер с водой, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза.

  1. В одну пластиковую ёмкость наберите воды. Вторую ёмкость оставьте пустой.

  1. Обе ёмкости опустите в воду. Понаблюдайте. Что произошло?

  1. Надавите на пустую ёмкость, пытаясь погрузить её полностью в воду. Что вы чувствуете? Сделайте выводы на рабочем листке №1.

Заключение

  1. Мы проводили опыт с ____________________одна из которых была_с______________, другая___________________.
  2. Мы сделали вывод, что емкость с водой ____________, а  плавает емкость заполненная _______________________.
  3. На ёмкость  действует__________________, которая выталкиваете его наверх. Эту силу называют выталкивающей.

  1. Внутри корабля тоже есть пространство, заполненное ______________. Воздух выталкивает корабль из воды.

  1. Прочитайте текст о мертвом море на  рабочем листке №2, приготовьте текст выступления от группы.

        РАБОЧИЙ ЛИСТ №2

Задание: Прочитай текст. Обсудите в группах полученную  информацию. Приготовьте выступление от группы.

Мертвое море.

Мёртвое море находится на Ближнем Востоке. Климат в районе Мертвого моря - уникальный и очень полезный для здоровья. Здесь построено несколько санаториев, куда приезжают лечиться люди из разных стран мира.

Вода в море не просто солёная - она почти в 10 раз соленее воды в океане! Никакая жизнь в Мёртвом море невозможна.

Купаются в Мёртвом море с особой осторожностью, хотя утонуть в нём нельзя: из-за большого содержания соли вода в море очень тяжёлая и буквально выталкивает на поверхность. Но, если вода попадёт в глаза: это почти то же, что сыпануть в них солью!

Image result for мертвое мореhttps://gigatour.files.wordpress.com/2017/09/7599_big-ertvoe-more-izrail.jpg?w=500&h=342

План ответа группы:

  1. Мы изучали текст о ___________________________________
  2. Мы узнали, что___________________________________________
  3. Самое интересное_________________________________________
  4. Мы пришли к выводу, что корабли не тонут, потому что соленая вода___________________________их на поверхность.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №2

Задание: Прочитай текст. Обсудите в группах полученную  информацию. Приготовьте выступление от группы.

Секреты строения корабля.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662690/Image1834.jpgКорабли строят так, чтобы они в воде не утонули. У них есть грузовая ватерлиния – это отметка, до которой можно загружать судно, она всегда находится над водой. Если она видна над поверхностью воды, то беспокоиться не стоит. Если линия скрылась под водой – вероятность его затопления возрастает.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662690/Image1835.jpgДнище корабля специально делают продолговатой формы,  чем-то напоминающую глубокую тарелку. Когда корабль наклоняется вбок, он волей-неволей стремится опять выпрямиться.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662690/Image1833.jpgКорабли строят так, чтобы они в воде не тонули.

Image result for почему корабли не тонут в водеRelated image

План ответа группы:

1.        Из изучали текст о ___________________________________

2.        Мы узнали, что______________________________________

3.        Самое интересное____________________________________

4.      Мы пришли к выводу, что корабли не тонут, потому что имеют __________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"

Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...

Объёмная и подвижная аппликация. «Воспоминания о море». Корабль и парусник. Техника оригами.

Цель:  1. Развивать умения работать  с бумагой  техникой оригами.    2. Развивать эстетический вкус  учащихся.    3. Познакомить учащихся с одни...

Русский язык Словарная работа (корабль, корзина)

Этимологический анализ слова "корабль" (кора - корыто - корзина) способствует осознанному пониманию значения и орфографии слова....

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Мы - команда одного корабля.

Мероприятие нацелено на введение младшего школьника в социальный мир; обогощает опыт толерантного взаимодействия, способствует воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развива...

Почему корабли не тонут?

Презентаци  исследовательской работы с проведением опыта и выводами для учащихся начальной школы...

Внеклассное мероприятие для мальчиков. Игра "Два корабля"

Кто не любил в детстве играть в "Морских пиратов" или "Разбойников".  На 23 февраля предложите поиграть мальчишкам в одну из таких игр. Воспользуйтесь моим сценарием, не пожалеете! У нас это по...