Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

 Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.

Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Muravishkin_korabl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. Развитие речи. 4 класс.

Тема урока. Письменное изложение «Муравьишкин корабль».

Цель урока. Активизировать и стимулировать у учащихся интерес  к занятиям через формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Задачи урока. Продолжить работу над письменным пересказом текста : учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. При помощи системы вопросов обращать внимание учащихся на особенности построения и смысла каждой части.                                                                                                                              Уметь работать по алгоритму.                                                                                                         Обращать  внимание учащихся на случай трудных написаний слов и на знаки препинания.

1.Активизация познавательной деятельности.

Будем вместе все читать,                                                                                                                               План мы будем составлять,                                                                                                                                И, конечно, изложение                                                                                                                                       Все напишем без сомнения.

2.Актуализация познавательной деятельности. Работа по теме плана.

На доске - «Муравьишкин корабль».

Учитель задают вопрос о том, знают ли учащиеся, чем они будут заниматься на уроке, и знакома ли им эта работа.

Учащиеся отвечают, что если на уроке русского языка появилось название какого-то произведения , то это урок развития речи.  

Учитель подтверждает, что это будет письменная передача текста- изложение.

Составляется план действий:

  1. Будем внимательно читать текст, обратим внимание на название.
  2. Определим основную мысль текста.
  3. Составим план.
  4. Оценим план по алгоритму.
  5. Перескажем с опорой на план
  6. Обратим внимание на написание трудных слов и знаки препинания.

Учитель предлагает приготовить «сигналы»  ! и ?      

3. Работа по теме урока.

1) Работа с учебником.

№36. Прочитай текст.

 Муравьишкин корабль.

Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку.

Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края.

И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует.

Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой.

(По Г. Циферову )

Задание в учебнике.

Прочитай ещё раз начало текста.                                                                                      -Так начинаются многие сказки, - сказал Миша.                                                            Какая чудесная находка появилась у муравьишки?                                               Что придумал сделать из скорлупки лягушонок?                                                        А что было необходимо для того, чтобы корабль поплыл?                                      Как встретили муравьишкин корабль на острове, куда он приплыл?              Процитируй ту часть текста, где об этом говорится.                                  Устно перескажи последнюю часть текста, где об этом говориться.                2) Составление плана.

1.Ученики составляют свой план в специальных тетрадях.                                     2.Учитель составляет план на доске.

Идёт обсуждение плана учителя и планов учеников.

Окончательный вариант плана, полученный в результате совместного обсуждения (на доске).

1.Чудесная находка.

2.Изобретательный лягушонок.

3.Торжественная встреча.

4.Настоящий корабль.

3) Работа по алгоритму.

Алгоритм оценки плана текста

Да

Частично

Нет

1.Проверь, отражает ли твой заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема- это то, о чём говорится в тексте, а основная мысль- это то, о чём говорится)

2. Проверь, все ли  главные смысловые части текста нашли отражение в плане

3.Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста

4. Проверь, правильно ли графически оформлен план

5.Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст

6. Было ли тебе трудно выполнять работу?

7.Всё ли у тебя получилось хорошо?

 

4) Театрализация текста.

Учитель перечитывает текст, а учащиеся изображают происходящие действия.

5) Повторное чтение текста.

Работа по обеспечению грамотного написания текста.

6)Пересказ текста своими словами.

7)Запись изложения.

4. Рефлексия.

Впечатления от урока.

Чего было больше при работе ! или ? . Ученики сигналят карточками. Больше восклицательных знаков.

! – понравилось оценивать самих себя.

!- захотелось поплыть на кораблике муравьишки.

Учитель благодарит за сотрудничество и активную работу учащихся.

5. Итог урока.

 

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Методическая разработка урока русского языка и развития речи в коррекционном классе

Тема урока: "Закрепление изученных букв. В. Берестов "Как найти дорожку"Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми, обучающихся  по программе 7, 8 вида. Урок ...

Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...

Урок русского языка и развития речи в 3 классе коррекционной школе VIII вида. Тема: «Безударные гласные в слове»

Цель урока: познакомить с понятием безударная гласная в слове, расширять словарный запас учащихся, учить правильно ставить в словах ударение.Тип урока: урок изучения нового материала.Формы организации...

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(УМК XXI века) тема: " Текст.Заглавие текста".

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(программа XXI века) по теме: "Текст.Заглавие текста"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...