рабочая программа по Окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Головнёва Любовь Александровна

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._okr.mir_.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

на ступени начального общего образования

для 3 «Б,В» класса

на 2017-2018 учебный год

(УМК «Школа России»)

Составлена учителями начальных классов

Головнёвой Любовью Александровной

Филичкиной Ольгой Александровной

г. Долинск

2017

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Долинск на 2017-2018 уч. год, утвержденного приказом от 30.08.2017 г. № 277-ОД,  авторской  программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».

          Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком  личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.

     Основными задачами реализации содержания программы являются:

     1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

     2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём;

     3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

     4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено по 2 ч в неделю. Всего 68 ч (34 учебные недели) в год.

Учебник для 3 класса: Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

-интерес к познанию окружающего мира;

-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

-осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

-понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков историко-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация па

содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес, к новому учебному материалу и способам решения повой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и

самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности;

 -принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

-понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-

познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

- учебно –познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- реализации основ гражданской идентичности в поступках;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

 - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном, словесно-образном и словесно -логическом уровнях;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых

природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:        

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных

изданиях, рекомендуемых учителем;

 — осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

 - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

 - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать  изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных

признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

 -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов но самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

-обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

 - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медио ресурсов;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с по мощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

-находить разнообразные способы решения учебной задачи;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным, основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-ориентироваться па позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другое мнение и позицию;

-умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

-контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

 - использовать речь для планирования своей деятельности.

2.    Содержание  учебного предмета

Содержание тем, количество часов разделов по учебному предмету «Окружающий мир» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской  программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

Как устроен мир (7 ч)

 Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природы. Взаимодействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа  (19 ч)

 Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства.  Значение воздуха для  живых организмов. Источники загрязнения воздуха.  Охрана воздуха. Вода;  её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.  Значение  воды для живых организмов. Охрана  воды. Экономия воды в быту. Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Разрушение и охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений.. Роль растений в природе и жизни  человека. Охрана растений.  Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Грибы, их  разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье  (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система.  Органы чувств, их значение  и  гигиена.  Кожа, её значение и гигиена   Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживания. Опорно – двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физкультуры для  развития  скелета  и укрепления мышц. Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание  воздухом, водой,  солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.  Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики -  враги здоровья.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа Правила безопасного поведения пешехода на улице. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного  движения.  Основные группы дорожных знаков. Опасные места, Правила поведения  в опасных местах.  Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.  Правила безопасности  при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха, воды, продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Что такое товары и услуги.  Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Полезные ископаемые, их значение, способы добычи, охрана.

Растениеводство и  животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Экологические прогнозы, их сущность и значение.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их основные достопримечательности. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

3. Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка программы

           Раздел I. Как устроен мир

7

1 четверть

1

Природа

1

01.09

2

Человек

1

04.09

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

08.09

4

Общество

1

11.09

5

Что такое экология

1

15.09

6

Природа в опасности!

1

18.09

7

Обобщение по разделу «Как устроен мир». Проверочный тест по теме «Природа. Человек. Общество»

1

22.09

Раздел II. Эта удивительная природа

19

8

Тела, вещества, частицы

1

25.09

9

Разнообразие веществ. Практическая работа

1

29.09

10

Воздух и его охрана

1

02.10

11

Вода. Практическая работа

1

06.10

12

Превращения и круговорот воды

1

09.10

13

Берегите воду!

1

13.10

14

Что такое почва. Практическая работа

1

16.10

15

Разнообразие растений

1

20.10

16

Солнце, растения и мы с вами

1

23.10

17

Размножение и развитие растений.  Практическая работа

1

27.10

18

Охрана растений

1

30.10

2 четверть 19

Разнообразие животных

1

10.11

20

Кто что ест

1

13.11

21

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

17.11

22

Размножение и развитие животных.

1

20.11

23

Охрана животных

1

24.11

24

В царстве грибов.

1

27.11

25

Великий круговорот жизни

1

01.12

26

Обобщение и проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»

1

04.12

Раздел III. Мы и наше здоровье

10

27

Организм человека. Практическая работа

1

08.12

28

Органы чувств.

1

11.12

29

Надежная защита организма. Практическая работа

1

15.12

30

Опора тела и движение

1

18.12

31

Наше питание. Практическая работа

1

22.11

32

Проект «Школа кулинаров»

1

25.12

3 четверть 33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа

1

12.01

34

Умей предупреждать болезни.

1

15.01

35

Здоровый образ жизни

1

19.01

36

Обобщение и проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье» Презентация проектов.

1

22.01

Раздел IV. Наша безопасность

8

37

Огонь, вода и газ

1

26.01

38

Чтобы путь был счастливым

1

29.01

39

Дорожные знаки

1

02.02

40

Проект «Кто нас защищает»

1

05.02

41

Опасные места

1

09.02

42

Природа и наша безопасность.

1

12.02

43

Экологическая безопасность. Практическая работа

1

16.02

44

Обобщение и проверочная работа по разделу «Наша безопасность»

1

19.02

Раздел V. Чему учит экономика

12

45

Для чего нужна экономика

1

26.02

46

Природные богатства и труд людей — основа экономики

1

02.03

47

Полезные ископаемые. Практическая работа

1

05.03

48

Растениеводство. Практическая работа

1

09.03

49

Животноводство.

1

12.03

50

Какая бывает промышленность

1

16.03

51

Проект «Экономика родного края»

1

19.03

52

Что такое деньги. Практическая работа

1

23.03

4 четверть

53

Государственный бюджет

1

02.04

54

Семейный бюджет

1

06.04

55

Экономика и экология

1

09.04

56

Обобщение  и проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»

1

13.04

Раздел VI. Путешествие по городам и странам

15

57-59

Золотое кольцо России

3

16.04

20.04

23.04

60

Проект «Музей путешествий»

1

27.04

61

Наши ближайшие соседи

1

30.04

62

На севере Европы

1

04.05

63

Что такое Бенилюкс.

1

07.05

64

В центре Европы

1

11.05

65

По Франции и Великобритании

1

14.05

66

На юге Европы

1

18.05

67

По знаменитым местам мира

1

21.05

68

Обобщение и проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам». Презентация проектов

1

25.05

Приложение 1

СВОДНАЯ ТАБЛИЦАУЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Класс: 3 «б, в»

Учитель: Головнёва Любовь Александровна, Филичкина Ольга Александровна

Количество часов и п/р на 2017– 2018 учебный год

Всего часов

68

Часов в неделю

2

Проверочных работ (тестов)

6

Практических работ

12

Проектов

5

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов по программе

1 четверть

18

2 четверть

14

3 четверть

20

4 четверть

16

Год

68

Распределение часов по разделам предмета

Наименование разделов

Всего часов

1.

Как устроен мир

7

2.

Эта удивительная природа

19

3.

Мы и наше здоровье

10

4.

Наша безопасность

8

5.

Чему учит экономика

12

6.

Путешествие по городам и странам

12

Итого:

68

Приложение 2

ГРАФИК ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Наименование раздела

Форма проведения

Дата проведения

Корректировка, причина

1

Богатства, отданные людям

Проект

08.09

2

Природа. Человек. Общество

Проверочный тест

22.09

3

Разнообразие веществ

Практическая работа

21.09

4

Вода

Практическая работа

29.09

5

Что такое почва

Практическая работа

5.10

6

Размножение и развитие растений

Практическая работа

12.10

7

Разнообразие природы родного края

Проект

19.10

8

Эта удивительная природа

Проверочный тест

17.11

9

Организм человека.

Практическая работа

24.11

10

Надежная защита организма.

Практическая работа

15.12

11

Наше питание

Практическая работа

22.12

12

Школа кулинаров

Проект

25.12

13

Дыхание и кровообращение

Практическая работа

12.01

14

Мы и наше здоровье

Проверочный тест

22.01

15

Экологическая безопасность

Практическая работа

16.02

16

Наша безопасность

Проверочный тест

19.02

17

Полезные ископаемые

Практическая работа

05.03

18

Растениеводство

Практическая работа

09.03

19

Экономика родного края

Проект

19.03

20

Что такое деньги.

Практическая работа

23.03

21

Чему учит экономика

Проверочный тест

13.04

22

Музей путешествий

Проект

27.04

23

Путешествие по городам и странам

Проверочный тест

25.05

Формы контроля уровня достижений планируемых результатов.

Основные формы работы:

  1. Индивидуальная работа
  2. Групповая работа
  3. Работа в парах
  4. Коллективная работа

Зафиксировать личностные достижения обучающихся позволяют следующие формы:

  • Предметные олимпиады
  • Научно-практические конференции
  • Защита творческой работы (реферата, проекта)

Оценочный фонд размещен на школьном сервере в сетевом окружении «Начальная школа» в папке «Банк оценочных работ»: УМК «Школа России»: 3 класс: Окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...