Творческий отчет на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"
материал по окружающему миру (4 класс)

Виды работ на уроках окружающего мира по формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_na_temu.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет на тему:

«Формирование универсальных учебных действий на

уроках окружающего мира»

Работу подготовила: Ефременкова Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Растегаевская основная школа»,

2017 год

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи.

                                                                          И. Г. Песталоцци

   

Ребёнок приходит в школу, в первый класс. Ему открывается мир новых открытий, мир, в который он погружается и полностью доверяет нам, учителям начальной школы. Начальная школа играет самую главную роль в обучении и воспитании детей. Меняется поколение, жизнь людей в целом. Школа не стоит на месте, большие изменения происходят в обучении и воспитании наших детей. Каждый день, готовясь к урокам, стараюсь организовать свой урок таким образом, чтобы урок обязательно включал в себя универсальные учебные действия. 

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения для начальной школы. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Каждый учитель знает, что такое УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Цель: выявить и доказать эффективность использования  приёмов  формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.

Гипотеза основана на предположении о том, что для формирования  универсальных учебных действий у учащихся нужно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебные задания. Формирование  универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам окружающего мира. Применение данной методической системы позволит сформировать у учащихся умение учиться.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
  2. Проанализировать УМК «Школа России»  с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
  3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
  4. Разработать уроки, систему заданий, учебных ситуаций, способствующих формированию УУД.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
  2. Повышение уровня профессионализма учителя.

     3.  Повышение качества преподавания окружающего мира.        

Направления работы:

Профессиональное

  1. Изучение  новых образовательных стандартов новых программ и учебника «Окружающий мир», выявление их особенностей, обратить внимание на программу формирования УУД.
  2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики  и методики.
  3. Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.

Методическое

  1. Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
  2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
  3. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности,  привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  4. Периодическое  проведение самоанализа  профессиональной деятельности.
  5. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание  папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование личностных и метапредметных результатов учащихся при изучении окружающего мира проходит в двух направлениях:

  1. знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, что способствует осознанию целостности окружающего мира, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитию умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  2. формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика, у которого будет проявляться уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, будет воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия и победы, который освоит основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. В этой ситуации помощь учителю может оказать кроме уже известных средств и применяемых на уроке использование ИКТ. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет нам демонстрировать фотографии (животных, растений, памятников, городов и т. д.), иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

«Окружающий мир» в начальной школе — очень интересный, но сложный предмет. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят информационно - коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Как же можно формировать универсальные учебные действия на уроках окружающего мира?

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию правил здорового образа жизни, пониманию необходимости такого образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия, учитель должен осознавать, что односторонняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка.

Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.

Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл? Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.

Так, в 1 классе программа в соответствии с государственным стандартом в одном из разделов включает ознакомление младших школьников с элементами и явлениями живой природы. Если знакомить детей просто с процессами, которые происходят в растительном и животном мире, то эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Необходимо проанализировать с учениками ответ на вопрос: «Почему так происходит?». Например, мы изучали тему «Птицы осенью». Задаю вопрос «Почему многие птицы улетают на юг?». Большинство учащихся объясняют это тем, что становится холодно. Тогда задаю еще один вопрос «Почему одни птицы улетают с наступлением первых заморозков, а последними – водоплавающие птицы?». Дети объясняют это тем, что у разных птиц разное количество или длина перьев, поэтому и холодно становится одним раньше, другим позже. Объясняю, что этот ответ неверный. Здесь на помощь приходит компьютер. Показываю слайды, на которых ребята видят, что одни птицы питаются семенами, другие - насекомыми, водоплавающие могут себя прокормить до замерзания водоема. После этого дети уже самостоятельно приходят к выводу, что зимой этим птицам нечего будет есть и мы ничем им помочь не сможем, поэтому они улетают на юг. Кроме того, ребята уже самостоятельно делают вывод о том, что зимой надо помогать оседлым (зимующим) птицам, рассказывают какие кормушки они с родителями изготавливали или какие еще сделают. На этом же уроке ребята приходят еще к одному важному выводу: «Родина у всех одна». Задаю вопрос: «У каждого из нас есть малая родина, а где родина перелетных птиц?». В беседе подвожу к выводу: родина для птиц – то место, где они строят свои гнезда и выводят птенцов. Так на данном уроке формируются личностные УУД : нравственно – этическая ориентация - любовь к животным, чувство ответственности; самоопределение - патриотические чувства, осознание своей этнической принадлежности.

Кроме того для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:

  •  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

После определения цели урока под руководством учителя ребята могут спланировать свою деятельность на уроке или составить план работы на определенном его этапе. Например, изучаем хвойные деревья. Каждая группа должна изучить свой вид хвойного дерева. Выясняем, что для этого надо: рассмотреть внешний вид (форму кроны, форму и размер иголок, шишек, направление роста ветвей); ощутить на ощупь хвою и шишки; прочитать текст о данном дереве; сделать выводы; сообщить другим полученную информацию. Здесь проявляются регулятивные УУД: планирование. Перед работой по плану выполняется прогнозирование результата. После выступления групп осуществляются другие виды регулятивных УУД: контроль, коррекция и оценка.

Также для формирования регулятивных УУД, я часто подбираю задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в учебнике.

Познавательные УУД включают общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Так, например, для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, говорим о комнатных растениях. В учебнике «Окружающий мир», 1 класс, нет описания того, как вырастить растения. Но в нем есть рисунки, позволяющие догадаться, что комнатные растения могут размножаться черенками, листьями, семенами, луковицами. Узнав это, рассматриваем цветы в классе и пытаемся выяснить как размножаются данные цветы. Получив определенные знания, с помощью следующего рисунка выясняем как вырастить растение из черенка, как ухаживать за растениями, делаем выводы.

Таким образом, на данном этапе школьник выполняет такие познавательные УУД: общеучебные – осознанно строит сообщение в устной форме (как размножается растение), действия постановки и решения проблем (как вырастить растение), и логические действия (сравнивает разные виды растений и приходит к выводу, что всем комнатным растениям нужен свет, тепло, воздух и вода, но в разных количествах).

Задания, которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на уроках окружающего мира, так как рассматриваются объекты живой и неживой природы. Например, учащимся предлагаются такие задания: сравни деревья в сентябре и октябре: раздели животных на группы, найди общие признаки у данных видов и т.д.

При изучении тем, посвященным правилам дорожного движения, картам, планам местности, выполнения творческих заданий много используется знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Например, придумай свой знак охраны данного объекта; запиши план - описание условными знаками, выполни действия согласно знакам в таблице и др. На уроке учащиеся могут самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

  • возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
  • на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  •  возрастает сплочённость класса;
  •  ученик более точно оценивает свои возможности;
  •  дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
  • формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары создаются несколькими способами:

  • выбор делают сами ученики, основываясь на общих интересах или дружбе;
  • случайный выбор;
  • решение принимает сам учитель.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа в парах. Без парной работы вообще нельзя обойтись так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.

Пары стараюсь сформировать так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и ученики учились работать вместе. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать. Каждый из ребят, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. Мы помогаем друг другу в работе. Мы учимся не смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку".

В выборе задания для работы в парах руководствуюсь значками учебника, которые указывают на такого рода занятия. При выборе задания для группы учитываю возможность разделить задание на части для сокращения времени выполнения, если в группе ученики разного уровня (например, описать внешний вид животного, условия жизни, выявить признаки приспособления к данным условиям) или подбираю задания разного уровня для каждой группы, в зависимости от степени сложности.

В учебниках и рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками.

Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через экскурсии, наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

В урок можно включать сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Или, например, при изучении темы «Животное – живое существо», учащиеся выступают в роли зоологов, которые путешествуют по родному краю и изучают жизнь животных.

Итак, формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.

В процессе рефлексии помогают в построении дальнейших уроков вопросы:

- Что нового для себя узнали?

- Чему были удивлены?

- Какой вопрос хотели бы обсудить на следующем уроке?

- Из каких источников дома можете добыть дополнительную информацию? и т.д.

Хотелось бы также отметить, что формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Таким образом, предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Я пришла к выводу, что в УМК «Школа России» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство формирования УУД.

1. Учащиеся учатся и могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

2. Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 

3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 

4. Дети учатся  использовать знаково-символические средства.

5.  Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Создаётся методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...