Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (4 класс)

Кузнецова Галина Михайловна

           Услышав, однажды призыв «Покормите птиц зимой!», нам стало интересно: - Почему именно зимой надо кормить птиц? Как и чем их надо кормить? Кто и когда изобрел кормушку? И мы начали искать ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Покормите птиц зимой"284 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

социальный проект

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Выполнили проект:

учащиеся 4-а класса,

классный руководитель,

родители.

Координатор проекта:

учитель начальных классов:

Кузнецова Галина Михайловна

Разработчики проекта:

ученики 4 класса

Сроки реализации:

ноябрь 2016г.- февраль 2017г.

Обшаровка 2017г.

Содержание проекта

  1. Мы выбираем проблему

     1.1.Общественное голосование

 

     1.2.Проблема, цель, задачи

     1.3.Актуальность проблемы

     1.4.Организация инициативной группы, распределение обязанностей.

  1. Мы исследуем проблему

Сбор и анализ информации

     2.1Социологический опрос и результаты

     2.2.Правовая основа проекта

     2.3.Изучение материалов СМИ

  1.  Мы планируем

     3.1.Разработка плана реализации проекта

     3.2.Бюджет проекта

     3.3.Социально-партнёрские отношения

  1. Мы действуем

  1. Ожидаемые результаты

  1. Итог работы. Планы на будущее.

        

  1. Приложение

1.МЫ ВЫБИРАЕМ ПРОБЛЕМУ

           Услышав, однажды призыв «Покормите птиц зимой!», нам стало интересно: - Почему именно зимой надо кормить птиц? Как и чем их надо кормить? Кто и когда изобрел кормушку? И мы начали искать ответы на эти вопросы.

           Наши предки имели замечательную традицию - вывешивать около своего дома, с наступлением холодов, кормушку, чтобы помочь зимующим птицам.

Трудно сказать, когда появилась первая кормушка, но есть интересная история - легенда, о том, почему люди сделали традицией вывешивать кормушки:

Давным-давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и селах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом.                                                                        Но случилось однажды у него большое несчастье… Стояла в то время большая засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар и погорели все деревянные постройки. А у Сашка  на земле сгорела почти вся пшеница, но не много ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была морозной, лютой; такой, какой еще никогда не бывало.                                Надел Сашко тулуп и вышел во двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом все снегом занесено, а на белых от снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.                                                        Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он  соорудил для них деревянные приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замерзнет она. С этого дня стал Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь все свое зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю».Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во двор - глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и воробьи, и синицы, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю, улетает куда - то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители, удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому- нибудь огород засаживали. И пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всем мире как Сашко сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем самым урожай.                        И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями, чаепитием на морозе, конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней. Только от нас зависит, сохраним мы ее или нет.                                                                                                

В ходе работы над проектом мы детально проанализировали широкий спектр вопросов:

  • Охрана птиц занесённых в Красную книгу;
  • Сбор информации о зимующих птицах нашего края;
  • Как помочь птицам выжить в зимних условиях;
  • Заготовка корма для птиц.

            Затем рассматривали детально каждую проблему, обсуждали её. При этом конечно, исходили из таких критериев как:

  • посильность задачи для выполнения;
  • реальность её решения;
  • материальные затраты при её выполнении.                                                                

1.1.Общественное голосование

Обсудив все варианты, мы пришли к выводу, что работа над проектом «Покормите птиц зимой» является наиболее важной.

Итоги голосования

Сбор информации о зимующих птицах – 17%

Создание книги о зимующих птицах – 15%

Добрые дела начинаются с тебя – 11%

Забота о животных -  12%

Покормите птиц зимой – 40%

1.2.Проблема:

Отсутствие знаний у учеников о зимующих птицах нашего края.

Цель:

Изучение образа жизни и поведения зимующих птиц нашей местности и

оказание им помощи.

Задачи:

Собрать материал о зимующих птицах нашей местности;

Вовлечь в сбор материала учащихся школы, родителей;

Изготовить кормушки для птиц;

Рассчитать финансовые затраты.

1.3.Актуальность проблемы

              Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зелёные насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи, нам просто необходимо помочь нашим пернатым соседям не погибнуть от голода зимой.

         Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашей Самарской области? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.      

        Таким образом,  регулярная  длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц и не дает погибнуть от холода и голода зимой, что и определило цель нашего исследования.

          Вывод: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц нашей местности, изготовление кормушек и подкормка птиц необходимы для того, чтобы сохранить им жизнь, чтобы они радовали нас своим присутствием.

1.4.Организация инициативной группы,

распределение обязанностей

Творческая группа, осуществляющая разработку и реализацию проекта, состоит из восемнадцати учащихся 4-а класса каждый из которых отвечает за определённое направление деятельности:

1.Сбор сведений о зимующих птицах нашего края

2.Изготовление листовок и их распространение;

3.Написание статьи в газету;

4.Изготовление кормушек и их развешивание;

5.Расчёт финансовых затрат.

        Вывод: В процессе деятельности каждый руководитель создал свою группу из обучающихся других классов, родителей. желающих помочь в сборе информации, изготовлении листовок, кормушек. В реализации проекта принимают участие обучающиеся 4-ых классов, педагоги, родители, жители села.

2.МЫ ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМУ

сбор и анализ информации

2.1.Социологический опрос и результаты

Для того чтобы убедиться в правильности выбора проблемы, мы разработали вопросы и провели социологический опрос среди учеников начальных классов, родителей, жителей села. Нами было опрошено 115 человек. В результате опроса были получены следующие данные:

         Вывод: Результаты, полученные в ходе социологического опроса, показали, что поставленная нами проблема актуальна.

2.2.Правовая основа проекта

          Мы изучили правовые акты и законы.

Анализ законодательных актов и нормативно-правовых источников:

-Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)

Статья 13

1. Ребёнок имеет право выражать своё мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка.

2.Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц, или

б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья и нравственности населения.

Статья 29

1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

 2.Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ с изменениями от 20 июля 2001 года.

Статья 14.1.

2. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием  детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

-Декларация прав ребёнка (провозглашённая резолюцией1386(XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).

 Принцип 8

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9        

Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Вывод: Проанализировав законодательные акты и нормативно-правовые источники, мы пришли к выводу:  наши действия по реализации проекта «Покормите птиц зимой» опираются на нормативно-правовые акты федерального самоуправления и не противоречат им.

2.3. Изучение материалов СМИ

В ходе работы над проектом были изучены материалы:

  • Материалы газеты «1000 советов».
  • В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
  • Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
  • Материалы журналов : «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
  • Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.

 Интернет ресурсы:

  • ru.wikipedia.ord

Вывод: Мы убедились, что проблема широко рассматривается в печатных источниках. Она является актуальной для общества. Мы приняли решение начать работу по данному проекту. 

3.МЫ ПЛАНИРУЕМ

3.1. Разработка плана реализации проекта

Наименование мероприятия

Краткое описание мероприятия

Ответственные

1

Сбор сведений о зимующих птицах нашего края

Изучение печатных источников, интернет ресурсов по данному вопросу

1-ая группа

2

Изготовление листовок-агиток и их распространение

Изготовление листовок, обращение за помощью в оформлении к учителю ИЗО, развешивание листовок на магазинах, банке, клубе, почте.

2-ая группа

3

Написание статьи в газету

Написание статьи в газету «Приволжский вестник» с призывом «Покормите птиц зимой»

3-я группа

4

Изготовление кормушек и их развешивание

Изучение интернет ресурсов по данному вопросу. Изготовление кормушек совместно с родителями. Развешивание кормушек в школьном дворе.

4-я группа

5

Расчёт финансовых затрат

Просчитать финансовые затраты, изучить цены необходимых материалов путём консультации с бухгалтером школы, посещение магазинов, изучение информации в интернете.

5-я группа

6

Участие в районном конкурсе проектов

Подготовить портфолио, презентацию, защиту проекта.

6-я группа

3.2.Бюджет проекта

Расчёты:

1.Определим стоимость бумаги формата А4.

250руб. : 500 белых листов=0,5 руб.

23 листа* 0,5=11руб.50коп (оформление портфолио проекта)

20 листов*0,5=10руб. (изготовление листовок)

2.Определим стоимость цветной печати на простом листе формата А4.

1 лист – 20 руб. 12*20=240руб. (оформление портфолио проекта)

3.Определим стоимость чёрной печати на простом листе формата А4.

1 лист – 5 руб. 23*5=115руб. (оформление портфолио проекта)

4.Определим стоимость папки с файлами.

   75руб.

5..Определим стоимость заготовки корма для птиц.

1кг проса – 7руб.,  5кг*7=35руб.

1кг пшеницы – 8руб., 5кг*8=40руб.

1кг семечек – 10руб., 5кг*10=100руб.

 

Вывод: Смета расходов показала, что на выполнение нашего проекта потребуется 626 рублей 50 копеек.

(Администрация школы выделила нам средства на бумагу и организовала печать всех материалов. Фермерское хозяйство Убогова В.А. выделило корма для птиц).

3.3 Социально – партнёрские отношения

 

4.МЫ ДЕЙСТВУЕМ

Ответственные

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Что было сделано

Результат

1гр.

Сбор сведений о зимующих птицах нашего края

В течение ноября

Проработали материал журналов «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник». Изучили интернет ресурсы.

Собрали сведения о 25 видах зимующих птиц нашего края

2гр.

Изготовление листовок-агиток и их распространение

В течение декабря

 Проработали материал для листовок. Нашли в интернете стихи о зимующих птицах.

Изготовили 20 листовок и развесили на разных учреждениях.

3гр.

Написание статьи в газету

1-5 декабря

Проработали материал для статьи и подготовили фотографии.

Написали статью в газету «Приволжский вестник». Статья была опубликована 7 декабря 2016г.

4гр.

Изготовление кормушек и их развешивание

В течение декабря

Изучили интернет ресурсы по данному вопросу. Привлекли к этой работе родителей.

Изготовили 11 кормушек и развесили их в школьном дворе.

5гр.

Расчёт финансовых затрат

5-9 декабря

Встретились с бухгалтером школы, ООО «Спектр», фермером Убоговым В.А.

Узнали цены на необходимые материалы, на корма для птиц. Просчитали бюджет проекта.

6гр.

Подведение итогов работы

16 января

Встретились и обсудили полученные результаты.

Приняли решение внести изменение в результаты

проекта.

Оформление портфолио

23.01-31.01

Встретились, отобрали и распределили материал, придумали стиль, напечатали.

Оформили портфолио.

5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

       Данный проект мы планируем реализовать к 11 января 2017 года. В результате  должны быть изготовлены листовки с призывом «Покормите птиц зимой», кормушки, заготовлен корм для птиц, организована регулярная подкормка птиц в самый сложный период: январь, февраль, март.

 

6.ИТОГИ РАБОТЫ

       В результате работы над проектом  на данный момент уже изготовлено 20 листовок, 11 кормушек, написана и опубликована статья в газету «Приволжский вестник», заготовлено 15 кг корма для птиц.

Выводы:

Во время работы над проектом

  • мы поняли о роли человека в жизни зимующих птиц;
  • узнали о том, кто и когда изобрёл первую кормушку и какую традицию имели наши предки.
  • также мы узнали, что наряду с морозами, для птиц опасны и оттепели.

Нас огорчило, что многие люди равнодушны к жизни зимующих птиц.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

               В течение работы над  проектом мы решили:

  • Продолжить подкормку птиц до появления первой зелени.
  • Осенью начать заготавливать корм для будущей подкормки (зима 2017-2018г.)
  • Продолжать заботиться о птицах в следующие сезоны.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет нам сделать выводы: В нашем районе рядом с жильём человека зимуют воробьи, синицы, снегири, голуби, вороны, сороки, галки. На зиму в нашей местности остаются только те птицы, которые приспособлены к холодам и могут добывать себе пищу зимой. Число птиц в кормушках больше в сильный мороз, чем в тёплую погоду. Если птиц обеспечить постоянным прикормом, то численность птиц не будет сокращаться, многие и другие птицы останутся на зимовку у нас.

Учащиеся 4а класса ГБОУСОШ №2 получили прочные знания по теме, научились изготавливать кормушки, привлекли внимание населения к проблеме. Наша гипотеза нашла подтверждение в ходе наблюдений и исследования.

Создание этого проекта стало совместным трудом детей и взрослых. Очень хочется надеяться, что многие люди услышат нас и  присоединятся к нашей акции «Покормите птиц зимой»

Вопросы социологического опроса:

Вы подкармливаете птиц в зимнее время года?

Весит ли у Вас кормушка около дома?

Нужно ли подкармливать птиц в зимнее время года?

 

Важна ли эта проблема для тебя?

А Вы сделаете кормушку для птиц?

                               

        

        

         

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...