Сценарий урока по окружающему миру 4 класс: Озера — краса Земли.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кузьмина Ирина Владимировна

Урок - исследование озер России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx34.15 КБ
Файл Исследовательский дневник640.14 КБ

Предварительный просмотр:

     Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс  по теме: Озера  - краса Земли.

Тема: Озера — краса Земли.

Цель деятельности учащихся: сформировать представление об озёрах Россииоб  их красоте и особенностях.

Задачи:

Научить:

 - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- представлять результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомить с озерами России;

- раскрывать значение озер  в жизни людей;

- уметь находить по физической карте озера России.

личностные:

развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир,2018 г.,

1 часть; рабочая тетрадь, презентация, карточки, исследовательские дневники.

                     

                                                                       -1-

                               

Сценарий урока

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь, пожалуйста.

Звучит музыка шум воды.

-Прошу немного тишины.

  Позвольте, я начну.

  Сейчас мы слышим шум воды:

  Задумайтесь, к чему?..

- Присаживайтесь, пожалуйста.

- Урок -  окружающий мир.  Настраиваемся на работу.

Дети здороваются.

Дети садятся за парты.

Л:  определение общих для всех участников правил поведения.

Р:  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

установить тематические рамки урока.

II. Актуализация  и проверка знаний.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете не простыми учениками, а исследователями.

- А кто такие исследователи?

- Верно. Исследователь записывает результаты исследований в исследовательский дневник.  У вас на партах тоже есть  исследовательский дневник.  В него вы тоже будете записывать результаты исследований. Подпишите, пожалуйста,  его на 1 – ой странице.

- Рассмотрите его, скажите,  что идет первым пунктом нашего исследования?

- Возьмите, пожалуйста, тест. Подпишите. К доске пойдет …

- Работы сдадут на проверку …

- Остальные ребята берут в руки простой карандаш и проверяют свою работу с помощью экрана.

- Но прежде, вспомните, как оценивается работа из пяти вопросов.

 Слайд на интерактивной доске.

- Поднимите руки, кто выполнил на  «5». «4».

- Спасибо. Опустите руки.

- Исследователи  - это ученые в различных областях науки, которые занимаются изучением чего – либо.

Дети рассматривают дневники. Подписывают.

- Проверить знания. Выполнить тест.

Один ученик будет решать на доске, остальные на листочках.

Несколько учеников сдают тесты на проверку.

Остальные проверяют с помощью экрана, куда выводится работа ученика, выполнявшего работу у доски.

- «5» - все верно

  «4» - 1 ошибка

  «3» - 2 ошибки

П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

- Спасибо.

- Что описывает поэт Федор Сологуб  в своем стихотворении?

- Какие слова подобрал поэт для описания озера?

- Как вы думаете, почему …начал (а) наш урок со стихотворения об озере?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

На доске: Тема урока: Озёра – краса Земли.

- Определите цель урока.

- Запишем цель в исследовательский дневник коротко  (исследовать озёра России).

Ученик:

Спокойно озеро, широко,

Как чаша полная водой,

Зарёй подёрнуто с востока.

Хранит пленительный покой.

- Поэт описывает озеро.

- Чаша, полная водой.

- Разговор на уроке пойдет об озерах.

Дети формулируют тему.

- Познакомиться с озёрами Росии, находить их на карте.

- Исследовать озёра России.

Р: формулировка  учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

согласование темы урока;

выбор учащимися средств  для построения нового знания.

К: овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи и письменной речи.

IV. Решение частных задач на основе анализа текста.

- Ребята, за особую красоту озера называют голубыми глазами Земли.

В России свыше 2 млн. озер. Все они разные: большие и маленькие, глубокие и мелкие…

Слайд

- Настоящим озерным краем можно назвать республику Карелию  (показать на карте территорию Карелии) Мы, конечно, сегодня познакомимся только с некоторыми озерами.

- Посмотрите, пожалуйста,  на карту с. 51 учебник и на большой карте.

- Найдите в условных обозначениях, как обозначаются озера на карте?

- Выберите нужный знак.

- Откройте учебник на с. 66 – 67.

- Прочитайте на с. 67,  какие озёра мы сегодня с вами исследуем.

- А теперь прочитаем  на с. 66  2 – ой абзац.

- Какую роль играли озера в жизни людей, а также для нашего Отечества в целом?

- А теперь, обратите внимание на слайд (диск). Послушайте о самом большом озере нашей страны.

- Вернемся к карте на  с. 51 и нашей большой карте.

- Покажите, пожалуйста, на карте Каспийское озеро и приклейте стикер.  Я очень долго его искала, но так и не нашла.

- Так ты же показал (а) Каспийское море! А я просила озеро.

- А еще, ребята,  море является частью мирового океана и имеет к нему выход. Выход не всегда заметен, т.к. может быть через…,  не удивляйтесь такому необычному повторению,  подводные воды и даже через другие моря. И,  поскольку Каспийское море бессточное, значит, это озеро.

- О какой еще одной особенности этого озера вы узнали?

- Верно, это тоже является редкостью, но есть еще соленые озера, например озеро Баскунчак (Астраханская область – к северу от Каспийского моря) (карта).

- А теперь занесем информацию в исследовательский дневник на с. 2.

- Самое глубокое озеро России (да и всего мира) вам уже известно. Это - ?

- Покажите его на карте (стикер)

- А теперь давайте послушаем информацию об озере Байкал, а затем занесем в дневник.

Сообщение ученика(цы)

Слайды об озере.

- А теперь занесем наши исследования в дневник.

Ребята смотрят на карту.

Дети выбирают условное обозначение на табличках, расположенных на доске.

Открывают учебники на с. 66-67.

- Каспийскре море, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озра, озеро Селигер, Телецкое озеро.

Один ребенок читает вслух.

1) На берегах озер издавна селились люди.

2) В уединенных местах на берегах возникали храмы и монастыри.

3) По озерам прокладывались пути – дороги.

4) Добывали рыбу.

5) Озера – красота Земли.

Дети слушают и рассматривают слайд на диске.

Ученик показывает Каспийское море.

- Каспийское море из-за его огромных размеров называют морем.

- Оно соленое.

Смотрят на карте

Дети вносят информацию в исследовательский дневник, пользуясь текстом на слайде.

- Озеро Байкал.

Показывают на карте.

Сообщение ученика (см. приложение).

Дети вносят информацию в исследовательский дневник.

П: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме, работают в группе;

Р: осмысляют учебный материал.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

Р: уметь организовать свою деятельность.

К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

V. Физкультминутка.

- А теперь мы с вами вспомним,  чем наполнено  озеро? Вспомните стихотворение, прочитанное вначале урока: …как чаша, полная водой…

- Вот и мы сейчас, чтобы озера не пересыхали, наполним их капельками воды.

- Озеро состоит из воды.

Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье.

VI. Решение частных задач на основе анализа текста (продолжение)

- Продолжаем наше исследование. Откройте учебник на с. 68.

- О каких озерах мы сейчас будем читать?

- Прочитайте 1 и 2 предложения и найдите полные географические названия озёр.

- Покажите данные озера на карте.

- Далее мы будем читать по цепочке.

- А теперь в нашем исследовательском дневнике заполним таблицу.

- с. 67 прочитайте самостоятельно 4 – ый абзац и заполните исследовательский дневник.

- Проверим ваши записи.

- Верно. Озеро Селигер. Другое название озера  - Осташковское, по названию стоящего на берегу озера города Осташково.

- Покажу его на большой карте. Мы можем определить только приблизительное местонахождение озера, т.к. оно не подписано. Приклею стикер.

- Прочитайте на карточке информацию об озере и заполните дневник.

- Покажем озеро на карте и приклеим стикер.  

- Ребята, не всем хорошо видно, где на карте располагаются озера, поэтому мы приклеили стикер для того, чтобы вы смогли рассмотреть карту в перемену.

- Ребята, а вы слышали, что наш Южский край называют Южская Карелия? (демонстрация книги «Южская Карелия»)

- А почему?

- Верно, в Ивановской области около 220 озер, из них в Южском районе – 88.

- Посмотрите на фото, отгадайте, что это за озеро?

Слайд.

- Верно, это озеро Западное – одно из красивейших и любимых мест отдыха в нашем районе. Посмотрите на карте местонахождение озера.

Слайд

В озере обитают бобры, ондатры, выхухоли, щуки, плотва, окуни. А также произрастает реликтовое (древнее) растение – озерный полушник.

- Заполните дневник.

- Давайте предадимся воспоминаниям о том, как мы совершили поездку на озеро Западное.

- Чем мы занимались на озере?

- Какое очень значимое дело для природы вы сделали?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить красоту наших озер?

- В исследовательском дневнике заполните последнюю страничку: Что наносит ущерб озёрам России?

- Прочитайте вывод в учебнике на с. 69. Заполните вывод в дневнике.

- Об озере Ладога и Онега.

- Ладожское и Онежское озеро.

Дети показывают озера на карте.

Чтение по цепочке.

Заполняем коллективно.

Ребята читают текст и выбирают информацию, заполняя таблицу.

Дети показывают озера на карте.

- В южском районе очень много озер, как и в республике Карелия.

Дети заполняют дневник.

- Играли, отдыхали, наводили порядок.

Убирали мусор на озере.

Ответы детей.

Дети заполняют дневник.

П: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме, работают в группе;

Р: осмысляют учебный материал.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

Р: уметь организовать свою деятельность.

К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

VII. Рефлексия.

- Соотнесите карточки - названия озера с их характеристикой.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что было трудно?

- Давайте наполним наше озеро водой. Для этого вам нужно выбрать капельку:

- мне было интересно на уроке, я узнал (а) много нового;

- мне было не очень интересно на уроке, было  то, что я не понял (а);

- мне было не интересно на уроке, я ничего не понял (а).

- Наше исследование подходит к концу, но оно не закончилось. Озёр много, вы можете продолжить исследование любого озера самостоятельно.

- Запишем домашнее задание.

Уч. с. 66-59, 138-139 вопр., РТ с. 38-39

- Оценки за урок: …

- Спасибо.

Дети выходят к доске и соотносят карточки.

Дети, выбрав капельку, приклеивают  ее к макету озера на доске.

П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

Р.: Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

        Приложение

Тест по теме: Наши реки.

- Поставь знак  V

1. Устье – это…

               начало реки            

               приток реки    

               место, где река впадает в другую реку, озеро или море

2. Исток реки – это …

               начало реки            

               приток реки    

               место, где река впадает в другую реку, озеро или море

3. Самая крупная река в Европейской части России?

      Дон                   Волга               Лена

4. Главная река Дальнего Востока – это …

     Амур                      Обь                     Лена

5. Река, впадающая в реку Клязьму в Южском районе – это …

      Амур                        Волга                        Теза

Сообщение

          Байкал с давних пор уважают и почитают. Озеро изумляет его неповторимой красотой. Байкал – самое  глубокое озеро мира. Его наибольшая глубина 1642 м. В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты.

 В  Байкал впадает более трёхсот рек и речушек, а вытекает всего одна – Ангара. У самого начала Ангары расположился посёлок Листвянка, который получил название из – за растущих здесь лиственниц.

  В Байкале водится рыба: байкальский осётр, хариус, байкальский омуль, голомянка и другие выды.

  Своей чистотой озеро обязано во многом малюсенькому рачку , названного эпишурой. Он чистит воду и является пищей для омуля.

  В Байкале обитает знаменитая байкальская нерпа.

  Самый маленький олень на Земле – кабарга тоже встречается на Байкале.

Характеристика

Ладожское озро

Онежское озеро

1. Размеры озера

Самое крупное в Европе

Второе по величине

2. Как называется в народе?

 Ладога - матушка

Онего - батюшка

3. Реки, которые вытекают из озера.

р. Нева

р. Свирь

4. Достопримечатель-ности озера.

1) Валаамский монастырь

2) крепость Орешек

3) Староладожская крепость

Деревянный комплекс Кижи

Карточка

Телецкое озеро.

  Высоко в горах Алтая есть озеро Телецкое, которое относится к крупнейшим горным озёрам России. Местные жители называют его «золотым». Чистейшая вода, обрывистые берега, глубокие ущелья – всё это привлекает туристов.

- Озеро Телецкое  - это огромные запасы пресной воды.



Предварительный просмотр:

                        План моего исследования.

1. Я провеяю знания. Мне необходимо выполнить тест.

2.  Определяю цель моего исследования.

 Цель:   ___________________________________

__________________________________________

3. Исследую озёра России.

 4. Обозначу, что наносит ущерб озёрам России.

Ход исследования.

https://www.nv-online.info/wp-content/uploads/2018/08/Karta-3-768x614.jpgГолубое Каспийское море

I. Озеро  ___________________________________.

   1. Размеры озера.

Самое _________________________ озеро на

планете.

  2. Пресное или солёное (нужное подчеркни).

  3. Великая русская река, впадающая в Каспийское  

озеро - это ________________________.

                                - 2 –

https://u2land.ru/_nw/71/89879018.jpghttp://www.1000gps.ru/uploads/posts/2009-12/1259917511_op7.jpg

II. Озеро ___________________________________.

   1. Размеры озера.

 Самое ____________________________ озеро

планеты (глубина 1642 м).

    2.  Пресное или солёное (нужное подчеркни).

    3. В Байкал впадает более  _____ рек и  речушек,

а вытекает всего одна – река ____________.

    4. Своей чистотой озеро обязано во многом

маленькому рачку под названием   _____________.

https://imgprx.livejournal.net/413f0c790680cc699a84db08419e4df74884ba6a/9uvWXeKncRG0Vxjn_6uIPyDRrv7LVXRDgpKIZgvjOnVWu0wRKuThe0CD5AygPzCEK6qGihQ-HtCRmphJPcIkHETR5mqWihjozo_o5hkHIVI

III. Озёра Ладога и Онего.

Характеристика

Ладожское озро

Онежское озеро

1. Размеры озера

2. Как называется в народе?

3. Реки, которые вытекают из озера.

4. Достопримечатель-ности озера.

                                         

                                               - 3-

https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/ozero_seliger_3.jpghttp://tours-tv.com/uploads/maps/map-Lake-Seliger-karta.jpg

IV. Озеро Селигер. с. 67  - 4 абзац.

Озеро Селигер находится на _________________

__________________________________________.

Оно считается одним из ______________________

озёр Восточно – Европейской равнины.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D1%81_%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpghttps://tor-info.ru/uploads/fotos/02/02nature/telezkoe/9.jpg

V. Озеро  Телецкое.

Я выберу информацию с карточки.

   1. Размеры озера.

 Озеро Телецкое относится к одному из

_______________________ горных  озёр  России.

  2. Пресное или солёное (нужное подчеркни).

  3. Местные жители называют его _____________.

  4. Располагается озеро в _____________________.

                                     - 4 -

VI. Южская Карелия.https://static-maps.yandex.ru/1.x/?lang=ru_UA&ll=42.130106%2C56.511838&l=map&size=520%2C440&spn=0.007097%2C0.003904

https://cdn2.imgbb.ru/user/100/1008549/201506/808349a07c3b8fab4060f5d07aab46f0.jpg

 

 На фото озеро _____________________, которое

находится в Южском районе.

 В озере обитают: _________________________

_________________________________________

________________________________________ .

А также произрастает реликтовое (древнее)

растение __________________________.

                                   - 5 -

Что наносит ущерб озёрам России?

- Выбери ответ.

а)  Загрязнение от промышленных стоков.

б)  Уборка мусора на площадке озера.

в)  Мойка транспортных средств.

г)  Бережное отношение к природе.

д)  Загрязнение туристами.

Вывод: Все озёра - _____________________

______________________________________.

                                 

                                  - 6 -

Исследовательский            дневник

«Озёра – краса Земли»

ученика (цы) 4 «А» класса МБОУСОШ №3

____________________________________

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1773789/8f08e34a-88f1-4cb2-b26f-5ca61eb5c8b7/s1200?webp=false

                                    г. Южа

                                     2019 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Листвы прощальная краса" (1 класс УМК "Гармония")

Урок проводится с целью систематизировать значения учащихся об осенних месяцах; знать причину изменения окраски и опадения листьев осенью; уметь различать лиственные и хвойные деревья....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Экосистема озера» 3класс

Урок открытия новых знаний с использованием технологии РКМЧП. Составление маркировочной таблицы «ЗХУ», использование приёма «Чтение с пометками» , составление синкве...

Презентация к уроку окружающего мира, УМК "Перспектива" 4 класс "Озера - краса Земли"

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Перспектива" "Озера - краса Земли". Презентация разработана с учетом НРЭО. В материал включены озера Чебаркульского городского окр...

Конспект урока по окружающему миру "Заглянем в кладовые земли" (2 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с горными породами и минералами.Планируемые результаты:Предметные: знать:  что такое горные породы и минералы.уметь: различать составные части грани...