Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Интегрированный урок, презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocherk-_urok.doc61.5 КБ
Файл ocherk_i.s.sokolova-mikitova_rodina_.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Интегрированный урок по литературному чтению

и окружающему миру

Тема: Очерк. Очерки о Родине.

И.С. Соколов-Микитов «Родина».

М.А. Шолохова«Любимая мать-отчизна»

Цель: познакомить обучающихся с новым жанром литературы: научно-художественным очерком

Задачи:

образовательные:

  1. сформировать у обучающихся представление о новом жанре: научно-художественном очерке;
  2. учить определять тему очерка, выделять факты и информацию

развивающие:

  1. развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  2. развивать читательские умения работы с текстом;
  3. развивать коммуникативные навыки;

воспитательные:

  1. воспитывать у детей чувство патриотизма;
  2.  воспитывать устойчивый интерес к предметам литературное чтение и окружающий мир.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте настроимся  на работу и  улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки , и , думаю что наш сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом! Слайд1

  1. Постановка учебной задачи

Слайд 2 Сегодня  мы проводим очередное заседание научно-литературного сообщества «Хочу все знать».  Наше сообщество сегодня проведет литературно- научное расследование нового жанра.

-Какие жанры литературных произведений вы знаете?

- Знаете ли вы что такое очерк?

-Какую информацию вы хотите получить по этому вопросу?

Слайд 3

Что такое очерк?

Кто пишет очерки?

Как называют автора очерка?

О чем пишутся очерки?

Чем отличается очерк от рассказа?

С какой целью пишутся очерки?

В нашем литературно- научном расследовании примут участие группы «специалистов»: географы и литературоведы. Каждая группа будет вести своё расследование по индивидуальному маршруту.

  1. Чтение вступительной статьи
  2. Анализ статьи: возможно теперь ответить на наши вопросы?

(ответы найти и зачитать)

  1. Составление карты рассуждений слайд4

РАССКАЗ

ОЧЕРК

есть вымысел

нет вымысла

художественные средства

точная информация

точность фактов необязательна

достоверные реальные факты

IV. Работа с очерком И.С. Соколова-Микитова «Родина»

-Мы будем работать над новым произведением  

-Прочтите название

-Определите тему

- Назовите автора

Слово литературоведам . Рубрика «Это вы уже знаете»

-Найдите сообщение о нем

-Вспомните его рассказы о природе, о Родине

- Что такое Родина для вас?

Ознакомительное чтение

Выборочное чтение

-Найдите в тексте и подчеркните: что для автора значит слово «Родина»? слайд

(… Родина! Это слово полное глубокого смысла)

Беседа-рассуждение

Какой глубокий смысл раскрывается в понятии этого слова?

(Обширна и многообразна, родившая нас страна.) слайд

Как представляет свою Родину автор?

Какие факты сообщает? Прочитайте

Лексическая работа

Какие художественные (выразительные средства) использует автор?

Слово литературоведам.

-дайте определение термину «Эпитет»

-найдите в тексте словосочетания существительное + прилагательное

                       Яркое солнце

                Снежные вершины

                Знойные степи

                Синие дали

                Высокие горы

                Блистающие вечные ледники

                Необъятные поля

- объясните смысл слов «необъятные поля», «знойные степи», « величественная страна».

-найдите значение данных слов в толковом словаре.

ВЫВОД литературоведов:: писатель использует художественно - выразительные средства как в рассказах. Значит это произведение может считаться рассказом

Слово географам: работа по физической карте России

Взгляните на карту. Наша страна занимает огромную территорию и является самой крупной страной в мире. На севере Россию омывает воды Северно-Ледовитого океана, на востоке плещется Тихий океан. На юге граница идет по крупным рекам, высоким горам, Каспийскому и Черному морям. На западе большая часть проходит оп суше. На территории России много полноводных рек. Волга- самая протяженная река в Европе. Много красивых озер, густых лесов, плодородных полей и скалистых гор.

ВЫВОД: в данном тексте используется конкретная  информация. Значит это научный текст.

Каждая группа обосновала свой ответ. Но мнения разделились. Кто же прав?

К какому жанру отнесем этот текст?

III. Работа над новым материалом.

Работа со схемой.

Группа литературоведов

 -Дополнить схему в рабочих тетрадях эпитетами  из текста.

 Группа географов

-Дополните схему в учебнике данными из текста

Объедините информацию ваших схем в одну. Прочитайте полную информацию.

Моделирование общей схемы. (по этапам)

Работа над характеристикой жанра

-Смотрим карту рассуждений

Можно сказать, что это произведение рассказ? Подтвердите свой ответ

(рассказ -художественные средства)

Можно ли назвать это произведение очерком?

( очерк – точная реальная информация)

Посторенние логической цепочки рассуждений

- рассказ- научно-художественный рассказ- рассказ точный ,наличие реальных знаний)

ВЫВОД: По жанру это произведение научно-художественный очерк.

Физминутка.

Составление модели обложки.

Вводим в модель условное обозначение нового жанра. Очерк –

  1. Работа в парах.
  2. Индивидуальная работа

Автор-очеркист И.С. Соколов-Микитов

Жанр- очерк

Тема- О Родине

Цвет        - красный

Название – Родина

Слушание очерка М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»

Работа в рабочей тетради.

«Проталинки».

-Какие слова подбирает писатель, чтобы описать свою Родину? Вставьте пропущенные слова

«Поиск»

-Что для М.А.Шолохова значат слова «Мать - отчизна»?

Допишите предложение:

«Мать – отчизна ……»

Подбери синонимы к словам «Мать – отчизна»

(Родина –«Родина- мать»-Отчизна-Отечество)

Минутка релаксации *Виртуальное путешествие «Моя Родина»

Задание:

-К каждому слайду найдите и зачитайте предложение или словосочетание из текстов.

Проба пера. Работа в тетради

-Что для вас значит слово Родина?

Работа по выбору

  1. нарисуйте
  2. напишите
  3. нарисуйте и напишите
  4. * составьте таблицу

Проверка.

IV. Итог урока.

- В начале урока вы открыли рубрику «Хочу знать?»

- Можете ли вы теперь дать ответ на вопросы?

- С какой целью авторы пишут очерки?

 V. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание научно-литературного клуба «Хочу все знать» Автор: Курбатова Елена Васильевна, учитель начальных классов МОУ СШ № 118 г. Волгограда Очерк Соколова – Микитова «О Родине»

Слайд 2

Жанры литературных произведений Вид жанра Условное обозначение Рассказ Стихотворение Басня Сказка Очерк

Слайд 3

Рубрика «Хочу все знать» Что такое очерк? Кто пишет очерк? Как называют автора очерка? О чем пишутся очерки? С какой целью пишутся очерки? Чем отличается очерк от рассказа?

Слайд 4

Карта рассуждения РАССКАЗ ОЧЕРК Есть вымысел Нет вымысла Художественные средства Точная информация Точность фактов необязательна Достоверные реальные факты

Слайд 5

1892 – 1975 гг. Иван Сергеевич Соколов-Микитов — известный русский писатель, натуралист и путешественник. В книжном издательстве выходили его книги «Первая охота», « Листопадничек », «Рассказы о Родине», литературно-художественный альманах «Родной край» Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Слайд 6

Моделирование схем

Слайд 7

Снежные вершины Яркое солнце Теплый ветер Величественная страна Чудесные песни Многолюдные и многочисленные города Родина – это… Синие дали Группа литературоведов

Слайд 8

Родина – это… Степи Тайга Леса Горы Поля Реки Группа географов

Слайд 9

РОДИНА Слово глубокого смысла Обширна и многообразна Поля Реки Горы Леса и степи Многолюдные города Чудесные песни ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ СТРАНА

Слайд 10

Вид жанра Достоверная информация. Реальные факты Художественные выразительные средства Научно-художественный Очерк

Слайд 11

Россия – Родина моя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение.                ...