Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»
рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью составлена на основе требований к личностным и предметным возможным результатам освоения АООП и программы формирования базовых учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_mir_prirody_i_cheloveka_1-4klass_2019-2020.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «Мир природы и человека»

1 -4 классы

Автор-составитель: Медведева Светлана Васильевна, учитель начальных классов

 

г. Междуреченск

        Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1-4 классов составлена на основе требований к личностным и предметным возможным результатам освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий с учётом:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М. Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г.

Цели:

  • формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе;
  • формирование  умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Общая характеристика учебного предмета

        Учебный предмет «Мир природы и человека» ориентирован на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Структура программы представлена следующими разделами:

  1. Сезонные изменения.
  2. Неживая природа.
  3. Живая природа (в том числе человек).
  4. Безопасное поведение.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Коррекционная направленность обеспечивается использованием специальных приемов обучения для коррекции отдельных мыслительных операций (умение группировать, действовать по инструкции, по образцу), сенсомоторного развития (коррекция мелкой моторики рук), для коррекции отдельных сторон психической деятельности.

Предмет «Мир природы и человека» является начальным этапом формирования естествоведческих представлений, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умения наблюдать, анализировать и взаимодействовать с окружающим миром и дает возможность постепенно учиться раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Распределение учебного материала осуществляется линейно. Основные виды и формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, практическая работа, демонстрация учебных кинофильмов. Ведущие методы обучения: наблюдение, упражнения, беседа, рассказ.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объём учебного времени в 1-4 классе составляет 168 часов. В 1 классе 66 в год, 2 часа в неделю с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса; во 2, 3, 4 классах – по 34 часа в год (1 час в неделю).

Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» в 1-4 классе

Личностные результаты:

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

1 класс

Минимальный уровень:

  • называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
  • показывать органы чувств человека.
  • соотносить изученные объекты с определенными группами (видо-родовые понятия);
  • называть сходные объекты, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.

Достаточный уровень:

  • иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;  
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
  • соотносить изученные объекты с определенными группами с учетом различных оснований для классификации;
  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

2 класс

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3–4 комнатных растения, их части;
  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их образ жизни;
  • различать признаки времен года;
  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни под контролем взрослых;
  • знать требований к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
  • соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • характеризовать своё отношение к изученным объектам;
  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;
  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
  • знать правила гигиены органов чувств;
  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного
  • оценивать свою работу и работы одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.

3 класс

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия 4-5 деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
  • кормить зимующих птиц;
  • соблюдать правила питания;
  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
  • определять по сезонным изменениям время года;
  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
  • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
  • определять по сезонным изменениям время года;
  • определять направление ветра.
  • использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
  • адекватное взаимодействовать с объектами окружающего мира;

4 класс

 Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • определять время года, описывать его основные признаки;  
  • адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.  
  • выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
  • выполнять доступные природоохранительные действия;
  • использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание учебного предмета

1 класс

  1. Сезонные изменения.

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.

Времена года: Осень. Зима.  Весна. Лето.

Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года: температура воздуха (тепло – холодно); осадки (снег – дождь); ветер (холодный – теплый; солнце (яркое – тусклое) облака.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку.

Игры детей в разные сезоны года.

  1. Неживая природа.

Солнце, облака, луна, звезды. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света.

  1. Живая природа (в том числе человек).

Растения 

Растения культурные.

Овощи. Огурец, кабачок, помидор.

Фрукты. Яблоко, груша, слива.

Растения комнатные.

Кактус.

Растения дикорастущие.

Деревья. Берёза, клен, дуб, яблоня, груша.

 Кустарники. Черника, малина, шиповник, калина, смородина, крыжовник

Травянистые растения. Мать-и-мачеха, одуванчик, клевер, ромашка, василек, роза, астра, земляника,

Внешнее строение. Различие и сходство растений (корень, стебель, лист, цветок) Разнообразие цветов. Знакомство с разными видами семян. Полив. Выращивание растения из семени. Первичное знакомство с понятиями: «овощи» и «фрукты» Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Знакомство с условиями жизни растений в разных климатических поясах.

Животные

Животные домашние. Звери. Кошка, собака, корова,

 Птицы. Курица,

Животные дикие. 

Звери. Олень, тюлень, песец, мышь, белка, заяц, медведь, лиса, слон, лев, верблюд, жираф, носорог.

Птицы. Сова, ворона, воробей, грач, скворец, ласточка, попугай

Насекомые. Пчела, муха, жук, бабочка.

Внешнее строение. Различие и сходство животных. Забота о своем потомстве. Признаки диких и домашних животных. Связь внешнего облика, размера, окраски, образа жизни животного и его среды обитания. Приспособление животных к временам года.

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

 Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, Покровы тела: кожа, ногти, волосы. уши. Формирование элементарных понятий о функционировании органов человека. Знакомство с основными гигиеническими навыками.

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Вещи мальчиков и девочек.  

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение.

Наша Родина - Россия. Наш город.

  1. Безопасное поведение

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.  

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).

2 класс

  1. Сезонные изменения.

Временные изменения. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.

Времена года: Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.

Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна.

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (жара, мороз); осадки (иней); ветер (сила); солнце (большое – маленькое) облака (тучи), состояние водоемов (ручьи, лужи, теплая - холодная вода).

Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Подкормка птиц.  Сад и огород в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)  

  1. Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.  

  1. Живая природа (в том числе человек).

Растения

Растения культурные.

Овощи. Свекла, капуста, морковь, картофель, лук, редис, тыква.

Фрукты. Апельсин, банан.

Растения комнатные. Традесканция, герань, алоэ, фиалка, кактус. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.

Растения дикорастущие.

Деревья. Тополь, сосна, ель,

Кустарники. Сирень, черёмуха,

Травянистые растения. Ландыши, кукуруза, пшеница, рожь, горох, клубника

Выявление значения для растений света, воды и тепла. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты». Практические занятия для определения условий, необходимых для жизни растений. Использование человеком овощей и фруктов. Значение растений для человека.

Животные

Животные домашние.

Звери. Кошка, собака.  

Животные дикие.

Звери. Рысь, волк, лев, слон, тигр, ёж.

Рыбы. Щука, окунь.

Птицы. Синица, ласточка, грач, ворона, дятел.

Повадки, образ жизни животного как средство приспособления к среде обитания. Понятия «дикие» и «домашние» животные. Понятие «рыба». Строение тела рыб, их среда обитания. Значение рыб и домашних животных для человека.

Человек

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).  Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Зоопарк или краеведческий музей. Правила поведения.

Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны.  

  1. Безопасное поведение.

Профилактика пищевых отравлений.  

Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.  

Движения по улице группой. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

3 класс

  1. Сезонные изменения.

Временные изменения. Неделя и месяц.  

Времена года: Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Преемственность сезонных изменений.

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (замеры температуры); осадки (град); ветер (направление и сила, на основе наблюдений); солнце (греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (покрылись льдом).

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.

Сад и лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.

  1. Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.  

  1. Живая природа (в том числе человек).

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения дикорастущие. Понятие о группах растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.  Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных деревьях, ягодах, грибах.Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Свинья, корова, кролик.  Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор.

Животные дикие. (птицы, рыбы, насекомые)

Звери: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к смене времен года

Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.  Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Человек

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Дыхание человека. Сердце, кровь.

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.

Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.

Городской пассажирский транспорт.   Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Россия – многонациональная страна. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.  

  1. Безопасное поведение

Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.  

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

4 класс

  1. Сезонные изменения.

Временные изменения. Время суток на циферблате часов.  

Времена года. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе.

Растения и животные в разное время года

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Обобщение полученных знаний. 

  1. Неживая природа.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.  

  1. Живая природа (в том числе человек).

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры. Рожь, пшеница, овес и др. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.  Первичные представление о способах размножения. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Лекарственные растения: календула, зверобой.

Животные

Животные домашние. Лошадь, овца, корова, свинья. Курица, гусь, утка. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Утка, гусь, лебедь. Змеи. Лягушка. Пчелы. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Голова и мозг человека

Зоопарк. Заповедник. Лесничество.  Почта. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения.

Транспорт междугородний.  Вокзалы и аэропорты.  Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

  1. Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.  

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.  Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование

1 класс

п|п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Сезонные изменения.

14

Наблюдают за изменением природы (погода, изменения в жизни растений, человека).

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Определяют время года и его признаки по изображению.

Называют месяцы соответствующего времени года.

Классифицируют и выбирают предметы по картинкам в соответствии со временем года (одежда, предметы для игры)

Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы друг другу с направляющей помощью педагога.

2

Неживая природа.

 

8

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов (Земля, Солнце).

Складывают разрезные картинки из 2-х частей.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Определяют по рисункам части суток

Составляют режим дня.

Называют дни недели.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы друг другу с направляющей помощью педагога.

3

Живая природа (в том числе человек).

40

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов.

Группируют объекты по существенному признаку

Выделяют части растений.

Классифицируют растения (кустарник, дерево, цветок)

Ухаживают за растениями.

Узнают части тела животного. 

Классифицируют животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке.

Узнают части тела человека. 

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы друг другу с направляющей помощью педагога.

4

Безопасное поведение

4

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов.

Группируют объекты по существенному признаку

Классифицируют и выбирают одежду соответственно времени года.

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя о безопасном поведении в городе и на природе.

Просматривают видеофильмы по темам: «Первая помощь при порезах, ожогах кожи», «Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека»

2 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Сезонные изменения.

10

Наблюдают за изменением природы (погода, изменения в жизни растений, человека).

Собирают и сушат осенние листья.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Определяют время года и его признаки по изображению.

Называют месяцы каждого времени года.

Классифицируют и выбирают предметы по картинкам в соответствии со временем года (одежда, предметы для игры)

Отвечают на вопросы учителя. Составляют рассказы с направляющей помощью педагога.

2

Неживая природа.

 

4

Выделяют изучаемый объект из группы объектов (Вода).

Измеряют термометрами температуру воды, воздуха)

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы друг другу.

3

Живая природа (в том числе человек).

16

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов.

Группируют объекты по существенному признаку

Выделяют части растений.

Классифицируют растения сада и огорода.

Ухаживают за комнатными растениями. (кактус, традесканция)

Классифицируют диких и домашних животных. (кошка и рысь, собака и волк)

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют описательные рассказы с направляющей помощью педагога.

4

Безопасное поведение

4

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя о безопасном поведении в городе и на природе.

Отрабатывают навыки вызова врача по телефону.

Составляют правила обращения с горячей водой

Просматривают видеофильмы по темам: «Профилактика отравлений»

3 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Сезонные изменения.

8

Наблюдают за изменением природы (погода, изменения в жизни растений, человека).

Зарисовывают, раскрашивают изучаемые объекты.

Называют месяцы по календарю.

Классифицируют и выбирают предметы по иллюстрациям и схемам в соответствии со временем года.

Читают тексты. Отвечают на вопросы по тексту.

Составляют рассказы с направляющей помощью педагога.

2

Неживая природа.

 

4

Выделяют изучаемый объект из группы объектов (Солнце, воздух, ветер).

Измеряют термометрами температуру воды, воздуха)

Зарисовывают, раскрашивают изучаемые объекты.

Отгадывают загадки.

Читают тексты. Отвечают на вопросы по тексту.

Составляют рассказы с направляющей помощью педагога.

3

Живая природа (в том числе человек).

18

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов.

Группируют объекты по существенному признаку

Выделяют части растений.

Классифицируют растения хвойные и лиственные деревья.

Запоминают названия грибов и ягод.

Классифицируют диких и домашних животных. (кабан-свинья, заяц-кролик)

Классифицируют перелетных и зимующих птиц (ласточка, дрозд, галка, дятел).    

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют описательные рассказы по схемам, по плану.

4

Безопасное поведение

4

Разучивают правила гигиены.

Зарисовывают и раскрашивают изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя о безопасном поведении в городе и на природе.

Записывают правила поведения в тетрадь.

4 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Сезонные изменения.

9

Наблюдают за изменением природы (погода, изменения в жизни растений, человека).

Зарисовывают, раскрашивают находят в тексте изучаемые объекты.

Называют месяцы по календарю.

Определяют по признакам времена года.

Читают тексты. Отвечают на вопросы по тексту.

Составляют рассказы по схемам, по плану.

2

Неживая природа.

 

4

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов (Почва, песок, глина, камни)

Зарисовывают, раскрашивают изучаемые объекты природы.

Отгадывают загадки.

Читают тексты. Отвечают на вопросы по тексту.

Составляют рассказы по схемам, по плану.

3

Живая природа (в том числе человек).

17

Выделяют изучаемый объект из группы однородных объектов.

Группируют объекты по существенному признаку

Выделяют части полевых растений.

Классифицируют культурные и дикорастущие растения.

Классифицируют диких и домашних птиц. (утка, гусь)

Классифицируют вредных и полезных насекомых.    

Разучивают правила гигиены.

Раскрашивают, обводят по контуру изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют описательные рассказы по схемам, по плану.

4

Безопасное поведение

4

Зарисовывают и раскрашивают изучаемые объекты.

Отвечают на вопросы учителя о безопасном поведении в городе и на природе.

Записывают правила поведения в тетрадь.

Разыгрывают ситуации по правилам поведения.

Составляют описательные рассказы о безопасном поведении.

. Учебно-методическое материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М.Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г.

Учебники

Матвеева Н. Б. и др.  Мир природы и человека. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. 1 класс. - М,: Просвещение, 2017 г.

Матвеева Н. Б. и др. Мир природы и человека. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.. 2 класс. ФГОС ОВЗ- М,: Просвещение, 2017 г.

Матвеева Н. Б., Попова М.А .Мир природы и человека. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.. 3 класс. ФГОС ОВЗ- М,: Просвещение, 2017 г.

Матвеева Н. Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.. 4 класс. ФГОС ОВЗ- М,: Просвещение, 2017

Рабочие тетради

Матвеева Н. Б., Попова М.А Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. - М,: Просвещение, 2018г.

Матвеева Н. Б., Попова М.А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. - М,: Просвещение, 2019г

Матвеева Н. Б., Попова М.А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. - М,: Просвещение, 2019г

Матвеева Н. Б., Попова М.А.  Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы.- М,: Просвещение, 2019г

Дидактические материалы

Муляжи фруктов, муляжи овощей. Разрезные картинки. Дидактические игры; «Кто где живет» и др.

Дополнительная литература для учащихся

Методические пособия для учителя

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя - М,: Просвещение, 2016 г.

Печатные пособия

Плакаты, таблицы, предметные картинки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб.  Различные календари; изображения сезонных изменений в природе и др.

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Компьютер, интерактивная доска

Интернет-ресурсы

Технические средства

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС...

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...