Конспект урока окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов. 4класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гомелевская Валентина Владиславовна

Урок окружающий мир. 4 класс.

Технология: критического мышления, интегрированного обучения.

Учитель: Гомелевская В.В.

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Описание: УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир», автор Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая цель: познакомить учащихся с развитием науки в России в середине VIII века, охарактеризовать жизнедеятельность М.В. Ломоносова, прививать интерес к  предмету «Окружающий мир»

Задачи урока. Образовательные: способствовать формированию представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитии России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, дополнительной литературы. Развивающие: вызвать мотивацию к приобретению самостоятельных новых знаний, развивать внимание, аналитическое мышление, креативность, умение выделять в тексте главное, прогнозировать, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать свое суждение. Воспитывающие: способствовать формирование познавательного интереса к предмету, к истории своего Отечества, любви и гордости к Родине, культуры общения.

Планируемые результаты. Предметные УУД: выделять основные данные и факты о М.В. Ломоносове, о его роли в истории России.

Метапредметные УУД. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи своей деятельности, планировать ход работы, осуществлять контроль и оценивать свою деятельность, соблюдать правила техники безопасности. Познавательные: самостоятельно строить работу с текстом, анализировать и осмысливать прочитанное, выполнять практическое задание «Мозайка». Коммуникативные: работать в команде, сотрудничать с педагогом и учащимися, высказывать своё мнение, выслушивая мнение других. Личностные: проявлять самостоятельность, настойчивость, учебную и коммуникативную активность, самостоятельно управлять процессом своего развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.

Основная литература: Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для образовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2018 . Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. К УМК А.А. Плешакова ("Школа России"). ФГОС, 2019 г. Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой/авт.-сост. И.В.Арнгольд – Волгоград: Учитель, 2015. Соловьёва Т.А., Роголёва Е.И. Методические этюды по формированию целостной картины окружающего мира, - Псков, 2003

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, выставка книг о М.В.Ломоносове, аудиозапись мужских голосов с акцентами, справочники, энциклопедии, мозайка для аппликации

Интернет-ресурсы: Мультимедиа, РС с выходом в интернет, электронная версия словарей - что-означает.рф/ https://web-landia.ru/53-encyclopedias/3875-chto-oznachaet-rf,

Цитаты о знаниях -  https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-znaniyax

Сценка- https://infourok.ru/scenariy-k-otkritomu-klassnomu-chasu-mv-lomonosov-1783450.html

 

Организационная структура урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Введение в тему урока
  4. Изучение нового материала.
  5. Интеграция с технологией. Самостоятельная работа в парах.
  6. Продолжение работы над темой
  7. Систематизация знаний
  8. Итог урока. Рефлексия
  9. Домашнее задание

 

 

  1. Организационный момент.

Начинаем наш урок!
Пусть урок пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны
и внимательны –
И успех к вам придет
обязательно!

 

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

- Назовите тему предыдущего урока.

- Расскажите о детстве Петра I.

- Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

- Какие перемены произошли в России при Петре I?

- Когда был основан город Санкт-Петербург?

- Почему Санкт-Петербург получил такое название?

- Почему для России был так важен флот?

 

  1. Введение в тему урока

- Победа в Северной войне вывела Россию в число наиболее крупных и могущественных государств. Пётр I  был  провозглашён  Императором, Россия стала называться Империей.

Слайд. 1

Задание. Прочитайте характерные черты, свойственные для великих государств, и найдите ту, которая отсутствовала у России в начале VIII века.

  • Большие территории
  • Сильная армия и военный флот
  • Наличие выхода к морям
  • Развитая отечественная наука

- Действительно, в начале VIII века Россия не имела хорошо развитой отечественной науки.

Сегодняшний урок будет посвящён «первым Шагам» России  на пути создания Отечественной науки.

Прочитайте на схеме перечень основных научных открытий, сделанных в России в первой половине VIII века.

Слайд 2.

 

Теория о том, что вещества состоят из частиц

Открытие у планеты Венеры газовой оболочки

Объяснение причин поднятия материков и горообразования

                                                                    

Теория о том, что вещества состоят из частиц

 

 

? ? ? ? ? ?

Открытие у планеты Венеры газовой оболочки

Теория о том, что вещества состоят из частиц

                      

 

 

Гипотеза о бесконечности Вселенной

Научное описание грамматических понятий русского языка

Открытие новых способов выплавки металлов и сплавов

 

 

 


- Предположите, портреты каких учёных мы должны поместить в центр схемы? (мнения детей)

- Вы ошиблись. Все эти открытия принадлежат только одному человеку- величайшему русскому учёному, чтобы узнать его имя разгадайте кроссворд.

Слайд 3.

Работа над кроссвордом

 

Вопросы к кроссворду:

1. Прозвище Петра I.

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове.

3. Вторая крепость на берегах Невы.

4. Название полка Петра I.

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург.

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге.

7. Название первого музея в России.

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель».

9. Место постройки и ремонта судна.

Учитель помещает на доску портрет М.В. Ломоносова

- Именно с М.В. Ломоносовым мы связываем создание в России отечественной науки, так как Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским академиком. Вслед за Ломоносовым в науку пришла большая группа людей, ставших также выдающимися учёными. Но он был первым, и труден был его путь.

Тема нашего урока звучит так: «Михаил Васильевич Ломоносов».

  1. Изучение нового материала.

- Как вы считаете, ребята, с чего мы должны начать изучать путь М.Ломоносова в науку? (С его детства)

Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры в 1711 году

в деревне Мишанинской, сегодня это село Ломоносово.

Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался,  и в голове крутилась мысль: отчего это так?

1) Инсценировка. «Хорошо ли быть Ломоносовым?»

Учитель. Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Мишанька. -Хорошо.

Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!

Дед Лука. -А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрёна. -Будя ужо, развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Дед Лука. - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Учитель. Как вы думаете, запомнил ли Мишанька слова деда?

 

Слайд 4.

 2)Задание. Опираясь на ключевые словосочетания и фразы, составьте мини-рассказ о детских и юношеских годах крестьянского мальчика из рыбацкой деревушки на севере России:

  • ловля рыбы с отцом
  • обучение грамоте
  • смерть матери
  • чтение книг
  • ругань мачехи
  • недовольство отца
  • «не хочу учиться, хочу жениться»
  • Побег в 19 лет в Москву

(Юный Ломоносов занимался ловлей рыбы с отцом и учился грамоте. После смерти матери, когда он читал книги, мачеха ругалась, а отец был недоволен. Его хотели женить, но Миша сказал: «Не хочу жениться, хочу учиться». И в 19 лет ушёл в Москву.)

3)Задание.

- Как Михайло Ломоносов добрался до Москвы, вы узнаете, закончив следующее предложение, предварительно проанализировав высказывание, данное в скобках.

Слайд 5.

  • В 1730 году, в морозную ночь, тайком оставил он родительский дом и …

(Каждую весну в Москву шли обозы  с мороженой рыбой.)

(В 1730 году, в морозную ночь, тайком оставил он родительский дом и отправился в Москву в обозе с замороженной рыбой)

- Подробно об этом периоде жизни Ломоносова, вы можете узнать из следующих книг.

(Учитель обращается к выставке книг о М.В.Ломоносове)

- Итак, придя с обозом мороженой рыбы в Москву, Михайло Ломоносов девятнадцатилетним юношей поступает в 1 класс Славяно-греко-латинской академии. Академия была одновременно и средним, и высшим учебным заведением.

- Прочитайте и выполните задание на листе для индивидуальной работы.

4) Задание 1. Проанализируйте воспоминания М.Ломоносова, а затем оцените его желание учиться.

«С одной стороны несказанная бедность: имея один алтын (три копейки) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды… С другой стороны, школьники, малые ребята, кричат, перстами указывают: смотри де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться…»

(Ответы детей)

- А как бы вы были вы в такой ситуации, какое бы вы решение приняли? Выбери свой вариант из предложенных

Слайд 6.

  • Вернулся бы к отцу
  • Бросил бы учёбу и пытался найти хоть какую –либо работу в Москве.
  • Стал бы продолжать учёбу.

(мнение детей)

- В таких условиях Михаил Васильевич Ломоносов прожил пять лет. И не только не бросил учёбу, но и за один год прошёл сразу три класса. Поэтому, не случайно, что именно его в числе лучших учеников посылают учиться в Петербургскую академию.

 

1725

5)Петербургская академия была основана в 1725 году ещё по приказу Петра I.Она была создана по новому образцу и значительно отличалась от иностранных. На устройство академии денег не пожалели. Для своего времени она была прекрасно оборудована: в ней была кунсткамера, анатомический театр (морг), химическая лаборатория, типография, телескопы, механические мастерские, библиотека, химическая лаборатория, типография, телескопы, механические мастерские, библиотека, физический кабинет.

 

кунсткамера

анатомический театр (морг)

типография

Химическая лаборатория

(учитель по ходу рассказа прикрепляет на доску карточки):

 

 

 

телескопы

Физический кабинет

библиотека

Механические мастерские

 

 

 

 


- Кроме того, государь Пётр Великий пригласил преподавать иностранных учёных, надеясь, что приехавшие из чужих краёв академики приготовят себе смену из русских учёных.

 (учитель прикрепляет на доску карточку со словами иностранные учёные, а рядом приписывает значок +)

- Это являлось положительным условием для развития отечественной науки.

Тем временем, в недолгий срок получивший в Петербургской академии наук первоначальные знания, Ломоносов был отправлен в Германию для продолжения образования . А после 4-х лет усердных занятий, с блестящей характеристикой 30-летний молодой учёный возвращается  в Петербургскую академию  в качестве профессора.

(Учитель переворачивает карточку 1725-м годом другой стороной, на которой написан 1741 год, рядом с карточкой иностранные учёные меняет значок «+» на «- »)

-По замыслу Петра при создании академии иностранные учёные должны были играть положительную роль, но в 1741 году они стали играть отрицательную роль.

- Какой вопрос у вас возникает? Почему?

Выполнив, задание 2 на листе, вы сможете понять, почему они стали играть отрицательную роль.

6)Задание 2. Предварительно проанализировав высказывание, данное в скобках, закончите следующее предложение.

  • Иностранные учёные были не заинтересованы в развитии русской национальной науки, так как в случае войны русские учёные могли…..

__________________________________________________________________

(Только учёные из «природных» россиян

 

во время военных действий могли использовать свои научные открытия для совершенствования военной техники и медикаментов)

  • Учёные, приглашенные из-за границы, боялись, что если в Петербургской академии появятся русские профессора, то из самих…

__________________________________________________________________

(В Петербургской академии иностранцы получали зарплату во много раз большую, чем у себя на Родине) 

  • Иностранные преподаватели не могли приготовить себе хорошую смену из российских учеников, так как сами были … ______________________________

__________________________________________________________________

(Многие выдающиеся иностранные учёные  уехали на Родину, а их место заняли иностранные невежды.)

- Чем отличаются слова невежда и невежа? Объясните значение слова?

 

7)Слайд 7. Проанализировав следующие фразы, предположите, как у Ломоносова сложились отношения с руководителями академии.

 

(на слайде аудио запись мужских голосов с акцентом):

1 голос: Я важную ошибку сделал, что допустил Ломоносова в профессора.

2 голос: Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость.

(мнения детей)

- Действительно, отношения Ломоносова с руководством были до такой степени сложными, что после одной из ссор, которая закончилась дракой, Ломоносов был посажен под семимесячный домашний арест.

Но иностранцам не удалось избавиться от Михаила Васильевича Ломоносова, потому что, выполняя любую, даже простейшую механическую работу, он делал новые и новые научные открытия. 

- Так, делая переводы иностранных статей по русской истории, Ломоносов был возмущен небылицами, которые распространяли враги о неспособности русого народа к трудовой деятельности. Тогда он написал новую историю Руси, прославляя её героическое прошлое.

8)- Известно, что все людей можно разделить на две группы: люди, которые занимаются точными естественными науками, и люди, которые занимаются литературой и искусством.

- Подумайте, как эту мысль разделить на круге? (круг изображён на листе для индивидуальной работы).

 

 

 

 

 

Слайд 8.

                                                                       Получается схема       

 


 

 

Ломоносов

 

 

 

 

 

 

 

 


- Ломоносов занимался химией, физикой, астрономией, географией, минералогией, а также историей, русским языком, поэзией.

- Объясните, почему один из французских историков был убеждён, что в России два Михаила Ломоносова. Один – поэт, другой – химик. (Мнения детей)

Закончите схему, расположив на ней малый круг с именем Ломоносова.

 

- Но Ломоносов был не только выдающимся поэтом, но и художником.

- В чём особенности художественных работ, сделанных Ломоносовым, вы узнаете, рассмотрев две картины.

 

Слайд 9. (Демонстрация картин «Пётр I»

 

 - Чем они отличаются? (мнения детей)                            

- Действительно, при создании этой картины Ломоносов использовал необычную технику – мозайку*.

 


*Мозайка – рисунок или узор, составленный из укреплённых на слое цемента разноцветных кусочков мрамора, стекла, цветных камешков, плотно примыкающих друг к другу.

 


- При создании своих картин Ломоносову пришлось заниматься химией, чтобы разгадать секрет изготовления цветного стекла. Три года продолжалась напряжённая работа, было поставлено более 4000 опытов, и вскоре в мастерской появились мозаичные картины : «Пётр I» , «Мадонна», «Полтавская битва».

 

(слайд 10)

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

                                  

 

 

  1. Интеграция с технологией. Самостоятельная работа в парах.
  • У вас на столах есть фрагменты мозаичных работ Ломоносова. Попробуйте составить из них картинку. При работе вам потребуется клей.

 

Техника безопасности с клеем.

(Работа учащихся в парах. По окончании работы- мозаика прикрепляется на доску).

 

  1. Продолжение работы над темой урока

 

1) Сравнение Петербургской академии и Московского университета.

 

-Ломоносов явился также создателем Московского университета, нынешнего МГУ.

- Вспомните, при правлении  какой  императрицы это произошло? (При Елизавете Петровне)

Задание 3.

Рассмотрите схемы. Сопоставьте порядки, существовавшие в Петербургской академии и Московском университете. Объясните, зачем России нужен был университет, если была уже Академия наук?

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

  • В основном иностранные преподаватели
  • Низкая стипендия
  • Не важно, как ты учишься, а важно, чей ты сын
  • В основном русские преподаватели.
  • Высокая стипендия
  • Не важно, чей ты сын, а важно, как ты учишься

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(мнения детей)

2) Напутствие учеников М.В. Ломоносовым

 

- Основатель первого российского университета, первый русский академик, поэт Михаил Васильевич Ломоносов обращается к вам, российским ученикам, следующими стихами:

 

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной жизни берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

В гродском шуму и наедине,

В покое сладком и в труде.

- Со времён Ломоносова наш язык изменился, но вы наверняка поняли смысл похвалы наукам.

 

3) золотая медаль имени М.В.Ломоносова

 

- В наши дни выдающимся российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В.Ломоносова.

 

  1. Систематизация знаний.

- Кем был М.В.Ломоносов?

- Какой наказ дал маленькому Мишане дедушка? (Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!)

- Исполнил ли М.В.Ломоносов наказ деда?

- Какую роль сыграл он в развитии науки в России?

- В каких областях знаний он сделал открытия?

- Какое открытие ты сделал на этом уроке?

Коллективное составление «Синквейна» со словом Ломоносов

Слайд 11.

учитель

дети

1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

Великий

Знаменитый

3 глагола

Учился

Работал

Открывал

Фраза

Делал открытия в разных областях науки

Вывод

Учёный

    

 

  1. Итог  урока. Рефлексия

 

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься урок?

 

- Закончить урок хочется словами И. Гончарова: «Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать».


        9. Домашнее задание

 

С. 101–104. Ответить на вопросы «Проверь себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист для индивидуальной работы

 

Задание 1. Проанализируйте воспоминания М.Ломоносова, а затем оцените его желание учиться.

«С одной стороны несказанная бедность: имея один алтын (три копейки) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды… С другой стороны, школьники, малые ребята, кричат, перстами указывают: смотри де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться…»

Задание 2. Предварительно проанализировав высказывание, данное в скобках, закончите следующее предложение.

  • Иностранные учёные были не заинтересованы в развитии русской национальной науки, так как в случае войны русские учёные могли…..

__________________________________________________________________

(Только учёные из «природных» россиян во время военных действий могли использовать свои научные открытия для совершенствования военной техники и медикаментов)

  • Учёные, приглашенные из-за границы, боялись, что если в Петербургской академии появятся русские профессора, то из самих…

__________________________________________________________________

(В Петербургской академии иностранцы получали зарплату во много раз большую, чем у себя на Родине) 

  • Иностранные преподаватели не могли приготовить себе хорошую смену из российских учеников, так как сами были …

_____________________________________________________________

Задание 3.

Рассмотрите схемы. Сопоставьте порядки, существовавшие в Петербургской академии и Московском университете. Объясните, зачем России нужен был университет, если была уже Академия наук?

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

  • В основном иностранные преподаватели
  • Низкая стипендия
  • Не важно, как ты учишься, а важно, чей ты сын
  • В основном русские преподаватели.
  • Высокая стипендия
  • Не важно, чей ты сын, а важно, как ты учишься

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 


Известно, что все людей можно разделить на две группы: люди, которые занимаются точными естественными науками, и люди, которые занимаются литературой и искусством.

Подумайте, как эту мысль разделить на круге?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синквейн

 

  

1 существительное

 

2 прилагательных

 

 

3 глагола

   

Фраза

 

Вывод

 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon lomonosov.pdf2.95 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира, для 3 класса. Тема: «Золотое кольцо России»

Знакомство детей с городами Золотого Кольца России Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями...

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Конспект урока окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем".

Урок построен в форме исследования, что поможет детям, самостоятельно изучив материал его лучше усвоить. Работа в группах даёт детям возможность высказывать своёмнение. доказывать свою правоту, формир...

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...