На конкурс "Педагог года-2020" Конспект урока по окружающему миру "Почему мы любим кошек и собак?" 1 класс Школа России ( с презентацией)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с разнообразием мира домашних животных, их жизнью и повадками, с важнейшими правилами ухода за этими животными (на примере кошки и собаки);

учить распознавать по внешним признакам наиболее известные породы животных;

  • Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, устную речь, расширять кругозор, словарный запас;
  • Воспитывать гуманное отношение к кошкам и собакам, сочувствие к бездомным животным,  приучать к ответственному отношению за того, кого приручили.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_pochemu_mylyubim_koshek_i_sobak.docx37.21 КБ
Файл pamyatka.docx12.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

по теме:

«Почему мы любим кошек и собак?»

УМК «Школа России»

(с презентацией)

Подготовила: Лошкарева А.С.

учитель начальных классов

МБОУ «Бердниковская ОШ»

2020 год

Тема урока: «Почему мы любим кошек и собак?»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с разнообразием мира домашних животных, их жизнью и повадками, с важнейшими правилами ухода за этими животными (на примере кошки и собаки);

учить распознавать по внешним признакам наиболее известные породы животных;

  • Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, устную речь, расширять кругозор, словарный запас;
  • Воспитывать гуманное отношение к кошкам и собакам, сочувствие к бездомным животным,  приучать к ответственному отношению за того, кого приручили.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

Ученик научится:

  1. Описывать своего домашнего питомца по плану;
  2. рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
  • Метапредметные:

Познавательные умения:

Ученик научится:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

  1. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  2. планировать свои действия на отдельных этапах урока;
  3. выделять из темы урока известные знания и умения;
  4. фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
  5. осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя смайлики.

Коммуникативные умения:

Ученик научится:

  1. слушать партнера по общению;
  2. договариваться и приходить к общему решению;
  3. проявлять стремление ладить с собеседником;
  4. готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме.

Личностные:

У ученика будут сформированы:

  1. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  2. представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе, животным;
  3. потребность сотрудничества с учителем в ходе работы;
  4. доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  5. первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс А.А Плешаков; презентация к уроку, картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика,  картинками с изображением различных пород кошек и собак, кроссворд, конверты с картинками предметов ухода за животными, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Посмотрели все налево,

Посмотрели все направо,

Тихо сели, спинки прямо.

-Ребята, а сейчас прикройте свои глазки и мысленно скажите себе: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, сообразителен и уверен в себе».

- Я желаю Вам успеха.

- Сегодня к Вам я пришла не одна. Со мной  как всегда на урок окружающего мира пришли наши друзья Мудрая Черепаха и Веселый Муравьишка вопросик.

(На доску вывешиваю картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика).

II Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто – то.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

(Ответы детей)

- Молодцы! Правильно ребята, это радуга.  А какая фраза помогает вспомнить нам все цвета радуги по порядку? (Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан) (произносим все вместе).

III Самоопределение к деятельности

Сегодня Мудрая Черепаха  принесла для вас загадки.  Эти загадки помогут нам узнать, о ком сегодня будем говорить на уроке. Отгадки будем вписывать в кроссворд.

  1. Посмотрите, посмотрите:
    Это кто уснул в корыте?
    Грязным стал он, как чертёнок -
    Непоседа ...    (поросёнок)
  2. Голодна - мычит,
    Сыта – жует,
    Малым ребяткам
    Молочка дает. 
    (Корова.)    
  3. Носит он крутые рожки.
    У него копытца-ножки.
    Тёплый шерстяной кафтан.
    "Бе-е" нам скажет кто?  (баран)
  4. Цок-да-цок, цок-да-цок,

Кто же звук тот издает?

Вы ведь знаете отгадку?

Да ведь это же… (Лошадка)

  1. У кого бородка есть?

Кто капусту может съесть?

Всех рогами, если зол

Может забодать ... (Козёл)

  1. Надутый, баловень двора, 
    Он выступает важно. 
    О красоте его пера 
    Петух мечтает каждый. 
    (Индюк.)

- Про кого были все загадки? (Про домашних животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое выделенное слово у нас получилось? (Собаки.) (СЛАЙД 2)

- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)

- А кто может сказать, о чём пойдёт речь на уроке?  (про кошек и собак)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о наших четвероногих друзьях и любимцах. (Открываю картинки с изображением кошки и собаки).

Итак, тема нашего урока  «Почему мы любим кошек и собак?» (СЛАЙД 3)

IV Постановка учебной задачи

Прочитайте, какие задачи мы поставим перед собой. (СЛАЙД 4)

  • Обсудим наше отношение к домашним питомцам.
  • Научимся ухаживать за кошкой и собакой.

Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Нам предстоит интересная исследовательская работа. Для себя вы откроете новые знания, которые пригодятся вам в будущем. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак под девизом -         (СЛАЙД 5 )                  

«С детства мы должны стремиться что-то новое узнать.

Все исследовать, конечно, чтобы в жизни применять».

 V Работа по теме урока

- У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей).

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 42 и расскажите о них по плану.

Подумайте, почему же мы любим кошек и собак? (Ответы детей).

Отгадайте загадку Муравьишки Вопросика.

Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.   (Кошка)

- Что вы знаете о кошках? (Ответы детей).

 Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов. Все они похожи друг на друга. Люди вывели различные породы кошек. (СЛАЙД 6)

Познакомимся с наиболее распространенными породами.

  • Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.  (СЛАЙД 7)
  • Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.  ( СЛАЙД 8)
  • Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – одно  удовольствие. ( СЛАЙД 9)
  • Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза. (СЛАЙД 9)
  • Характер британцев подходит для большинства семей. Это дружелюбные, преданные кошки. Они спокойны и самостоятельны. (СЛАЙД 10)

Все домашние кошки, в общем, похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Все кошки — замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает — и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу — не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти — отбивается мягкими, «бархатными» лапками, но если ее разозлить — не обижайтесь, сами виноваты!

Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где-нибудь.

 А что еще могут кошки?  (СЛАЙД 11 )

  • По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
  • Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
  • Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
  • Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

— Рассмотрите рисунки на с. 42 учебника. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой. (Ответы детей.) (СЛАЙД 12)

В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.

- Какие породы кошек вы запомни?  А кошку какой породы хотелось ба вам завести дома? Почему?

Физкультминутка (СЛАЙД 13)

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание и опускание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседания)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши)

VI Продолжение работы по теме урока

- Вернемся к нашему кроссворду и прочитаем выделенное слово.                  (СЛАЙД 14)

Поднимите руку у кого дома есть собака?

- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)

Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к человеку из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно 15 тыс. лет назад. (СЛАЙД 15)

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.

Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте отыскивать дичь и приносить ее хозяину. Собаки бывают разных пород. Их насчитывают около 400 пород.

– Какие породы собак вы знаете?  (Ответы детей).

Всех собак можно разделить на три большие группы: (СЛАЙД 16)

– служебные

– охотничьи

– декоративные.

Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор.

Что вы знаете об охотничьих собаках?

Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие, лайки, хаски, таксы. (СЛАЙД 17)

– Что вы можете сказать о декоративных собаках?  

Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, пекинесов, чау-чау, йоршикский терьер.  (СЛАЙД 18)

- А как собака может служить человеку еще? (СЛАЙД 19)

  • До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
  • Есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице.
  • Есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
  • Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.  Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку.

Во время войны собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали собаки – Белка и Стрелка. Все это было увековечено в памятниках собакам:

– памятник Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж) Слайд №16

– памятник преданности собаки (г. Тольятти) Слайд №17

– памятник собаке-космонавту (г. Ижевск)

– памятник служебным собакам МВД России (г. Новосибирск)

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры ….Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место? Наши любимые собаки.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 43.

- Расскажите, как нужно ухаживать за собаками? (Ответы детей)

(СЛАЙД 20)

- Часто при содержании собак их хозяева допускают ошибки. Запомните!

Собака нужен сбалансированный корм, сюда относятся мясо, кости, овсяные хлопья, овощи. Ни в коем случае нельзя давать собакам печенье и шоколад. Собак нельзя перекармливать. Они ежедневно нуждаются в движении. Домашних собачек требуется выгуливать несколько раз в день, по их требованию. Выгуливать собаку нужно в наморднике, с поводком.

Практическая работа в парах.

У вас на столах лежат конверты с изображением предметов ухода за животными. Достаньте все картинки и расположите все, что относится к уходу за кошкой под ее изображением, все, что относится к собаке, расположите около нее. Один будет рассказывать о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой - за собакой.

  1. У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри.
  2. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков.
  3. Для питания животных нужны три миски:   для еды, молока и воды
  4. Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами.
  5. Советы по правильному питанию даёт ветеринар.
  6. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
  7. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться.
  8. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки.
  9. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
  10. Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
  11. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской.
  12. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используют специальные шампуни.
  13. Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поил и выгуливал.
  14. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару.
  15. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.

Вот такие памятки по уходу за вашими любимцами раздаю каждому из вас.

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 27

- Рассмотри рисунок, кто из ребят правильно гуляет с собакой?

- Какое правило забыл один из мальчиков?

- Почему опасно гулять с собакой без поводка и намордника? (Ответы детей)

- Выполните задание.

VI Закрепление

- Послушайте стихотворение Г. Мельникова.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис – кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

 - О чем это стихотворение? (Ответы детей)

- Какое настроение передает нам это стихотворение? (Ответы детей)

- Чему учит это стихотворение?

- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?          ( СЛАЙД 21)   (Ответы детей.)

- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от

рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

 Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

- Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть не случится так, чтобы ваш друг потерял свой дом. (СЛАЙД 22)

 

VII Рефлексия (СЛАЙД 23)

  • Оцените свои достижение на уроке. Покажите соответствующий смайлик. Желтый – если вы все поняли и вам все понравилось; зелёный – если у вас что-то вызвало затруднение; красный – если вам урок не понравился и вы многое не поняли.

VII Итог урока

- Подошел к концу наш урок.

- Какие учебные задачи мы поставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, мы выполнили все поставленные задачи?

- Почему же мы любим кошек и собак?

- Как нужно ухаживать за кошкой?

- Как нужно ухаживать за собакой?

(Ответы детей)

Я вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой Вопросиком очень довольна вашей работой на уроке и  надеюсь, что вы запомните все правила по уходу за кошками и собаками и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

Мудрая Черепаха и Муравьишка прощаются с вами до следующего урока.

Урок окончен! Спасибо!




Предварительный просмотр:

  1. У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри.
  2. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков.
  3. Для питания животных нужны три миски:   для еды, молока и воды
  4. Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами.
  5. Советы по правильному питанию даёт ветеринар.
  6. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
  7. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться.
  8. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки.
  9. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
  10. Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
  11. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской.
  12. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используют специальные шампуни.
  13. Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поил и выгуливал.
  14. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару.
  15. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Конспект урока В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс Школа России

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произве...

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...

Конспект урока "Слова и звуки в нашей жизни", 1 класс, Школа России, Горецкий + презентация

Работу выполнила  учитель  начальных классов: Коршунова В.В.    Ход урока:1. Организационный момент    Уч-ль: Начался урок. Проверьте, на столах должен бы...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Животноводство" 3 класс "Школа России"

Тема урока: «Животноводство»Цели урока:- создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве;- формировать представления о животноводстве, его отраслях;- познакомить с особенно...