Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мастера печатных дел» 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники? Кто такой Иван Фёдоров?
  • Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2020

Школа: МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»

Класс: 4Б

Кабинет: 13

ФИО студента: Саттарова Э. Х.

ФИО учителя: Ярушина Ольга Алексеевна

ФИО методиста: Мухина И. Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Мастера печатных дел»

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники? Кто такой Иван Фёдоров?
  • Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Школа России», Рабочая тетрадь 4 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Школа России», презентация.

        


        

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин.

- Проверьте, чтобы все необходимое к уроку окружающего мира у вас лежало на парте. Это учебник, рабочая тетрадь, ручка.

- Подскажите, для чего вы учитесь в школе?

- Что вам помогает на уроках получать знания?

Подготовка к уроку.

Чтобы получить знания.

Книги.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знания и мотивация

3 мин.

- У вас у всех на столах лежат учебники по окружающему миру. Посмотрите и ответьте кто их автор? Где напечатана (издана)? Какого года издания?  Из какого материала она сделана?

- Знаете ли вы, из чего делали древние книги?

- Как назывались книги, написанные пером и чернилами?

- Кто записывал, переписывал рукописные книги?

- Какие ещё мастера трудились над созданием книги?

- Знаете ли вы, кто изобретатель книгопечатанья? А кто на Руси первым напечатал книгу? Как называются мастера, напечатавшие первую книгу? Как называлась первая книга и когда она была напечатана?

Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.

Рукописными.

Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.

Переписчики текста, художники, переплётчики.

Нет.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Р: контроль, коррекция, оценка

Л: проявление активности в общей работе

III. Постановка учебной задачи

2 мин.

- На эти все вопросы мы с вами ответим при изучении новой темы. Как вы думаете, как называется сегодняшняя тема?

-Верно! Тема сегодняшнего урока «Мастера печатных дел». Какую цель поставим на урок?

Тема: «Мастера печатных дел»

Узнать, кто изобрел книгопечатанье, кто на Руси первым напечатал книгу, как называются мастера, напечатавшие первую книгу, как называлась первая книга и когда она была напечатана.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

IV. Открытие нового знания

15-20 мин.

- Книга — это настоящая драгоценность, над ее созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит.

- Но почему вдруг возникла необходимость в другом способе создания книг?

- Сейчас самостоятельно по вариантам прочитайте рассказы в учебнике: 1-ый вариант - «Первопечатник Иван Фёдоров» и 2-ой вариант - «Врата учёности». После того как прочтёте, расскажите по очереди друг другу в парах о том, что вы узнали.

ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЁДОРОВ

К середине XVI века типографии были во многих странах Европы. Россия не могла отставать от других государств. По повелению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай-города. К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Таковы были Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Они и начали налаживать работу.

Первенцем типографии Ивана Фёдорова стала книга «Апостол». Известно, что печатные книги в Москве выходили и раньше. Но только про «Апостол» мы точно знаем, что начали печатать книгу 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. Поэтому эта книга считается первой печатной русской книгой. А мастера, создавшие её, по праву носят имена первопечатников.

И сегодня мы можем любоваться искусной работой Ивана Фёдорова и его помощников.

Книга заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Поражают чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки!

Позднее Иван Фёдоров напечатал первый русский букварь. Букварь был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и лёгким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в букваре и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения.

В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, установлен памятник нашему знаменитому соотечественнику Ивану Фёдорову.

«ВРАТА УЧЁНОСТИ»

В XVII столетии в России стало больше грамотных людей не только среди знати и служителей церкви, но и среди обычных горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать? Потому и отдавали горожане своих сыновей в учение. Учились только мальчики; среди женщин грамотными были, как правило, представительницы знати.

Бывало и так, что знание грамоты давало средства для жизни. Бедняки-грамотеи кормились «площадным письмом» — за плату писали письма, составляли различные документы.

В XVII веке Московский печатный двор издал учебники, которые использовались на протяжении многих лет. Русскую азбуку учили по букварю Василия Бурцова. Букварь раскупали с охотой. Его переиздавали несколько раз. Полюбилась и «Грамматика» Мелётия Смотрйцкого. Много лет спустя по ней постигал азы премудрости наш великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Свои первые учебники Ломоносов с почтением величал «вратами учёности».

А в конце века был напечатан букварь Кариона Истомина. Какой это был чудесный букварь! На страницах книги ученики видели различные начертания одной и той же буквы. Приводились примеры слов, которые начинались с неё, помещались красочные рисунки. Так доходчиво и толково учеников обучали грамоте.

Учебные книги ценили и берегли, их передавали от отца к сыну. Не редкостью было, что по одному букварю училось несколько поколений одной семьи.

- Хорошо. Теперь кто готов рассказать всему классу о том, что вы прочитали в рассказе «Первопечатник Иван Фёдоров»?

- Молодец. Теперь кто расскажет о том, что говорят авторы учебника в тексте «Врата учёности»?

- Как вы думаете, каково значение начала книгопечатания в России?

Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.

В России стало больше грамотных людей.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V. Первичное закрепление во внешней речи

2-3 мин.

- Теперь поиграем на внимание, если вы согласны с тем, что я говорю, вы встаете со своего места, а если не согласны, то сидите.

Игра на внимание

• Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.

• Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

• Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.

• Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

• Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.

• Встаньте те, кто знает, что первая книга называется «Букварь».

• Встаньте те, кто знает, что Иван Федоров написал книгу «Апостол».

• Встаньте те, кто знает, что обучали грамоте не только знать и служителей церкви, но и горожан.

• Встаньте те, кто знает, что автором Букваря был Ломоносов.

- Молодцы. Кто был автором букваря?

Встают.

Встают/стоят.

Садятся.

Сидят.

Встают.

Садятся.

Встают.        

Встают/стоят.

Садятся.

Василии Бурцов.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин.

- Теперь откройте свои рабочие тетради на с. 29. Работая в парах, выполните задание 2. Если вы внимательно читали текст учебника, то вам легко будет разгадать кроссворд.

- Выполните проверку по учебнику.

- Самостоятельно выполните задание 3 нас. 29.

- Какая пословица XVII в. у вас получилась? Прочитайте ее.

- Как вы ее понимаете?

С. 29 №2

По горизонтали: 

6.Первопечатники.

По вертикали:

1.Федоров.

2.Апостол.

3.Гутенберг.

4.Мстиславец.

5. Москва.

Авторы учебников: а) Василий Бурцов, б) Мелетий Смотрицкий, в) Карион Истомин.

Слово — ветер, а письмо — век.ъ

Ответы детей.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

5 мин.

Мозговой штурм

1. Кто повелел открыть типографию в Москве?

2. Где она находилась?

3. Кто был первопечатником России?

4. Какую первую книгу он выпустил?

5. Опишите ее.

6. Что еще напечатал Иван Федоров?

7. Как он был составлен?

8. Где установлен памятник Ивану Федорову?

9. В каком столетии в России стало больше грамотных людей?

10. Кто обучался грамоте?

11. Кого обучали чаще всего?

12. Как бедняки использовали свои знания грамоты?

13. Кто был автором первого русского букваря?

14. Кто был автором «Грамматики»?

15. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам?

16. Как он называл свои первые учебники?

- Молодцы! Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: уч. с. 82-85 прочитать текст еще раз и ответить на вопросы на с. 86.

Творческое задание:

- Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге. (Эта работа может быть индивидуальной, парной, групповой.)

Царь Иван Грозный.

Около стены Китай-города.

Иван Федоров.

«Апостол».

Книга имела тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.

Первый русский букварь.

Составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. В букваре приводились изречения, начинающиеся на каждую букву, тексты для чтения.

В Москве, около места, где была расположена первая типография.

В XVII столетии.

Не только знать и служители церкви, но и горожане.

Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представительницы знати.

За плату писали письма, составляли различные документы.

Василии Бурцов.

Мелетий Смотрицкий.

М.В. Ломоносов.

«Врата учености».

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

5 мин.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли достигнуть поставленной цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

- Закончите высказывания.

• Сегодня на уроке я узнал...

• Мне очень понравилось...

• Я особенно запомнил...

• Меня удивило...

• Об этом я расскажу дома...

- Урок окончен. Подготовьтесь все необходимое к следующему уроку.

Высказывания детей.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел". 4 класс.

Презентация используется при проведении урока окружающего мира в 4 классе по теме "Мастера печатных дел" (программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с системой образования в России 16-17...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Екатерина Великая» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; формирование представлений учащихся о жизни в России времен правления Екатерины Ве...