проект человек-звук
план-конспект по окружающему миру

Юркова Елена Игоревна

проект человек-звук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_no2_malaya_ekaterina.docx841.26 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Малая Екатерина Игоревна

2

Тема проекта

Человек в мире звуков

3

Актуальность проекта

 Человек каждую секунду своей жизни окружен всевозможными звуками. Слух является неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Звучит все. Однако звуки, которые не способен уловить человеческий слух, тем не менее, влияют на его организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствии и здоровье в целом. Различные частоты имеют определенное влияние на организм человека, как благотворное, так и, наоборот, – отрицательное. Звуки и шумы большой мощности могут вызвать болевые ощущения и шок. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Поэтому мы решили провести с учащимися третьего класса ряд опытов, в результате которых мы сможем выявить,  как создать звук и какие звуки влияют на организм положительно, а какие отрицательно.

4

Проблема исследования

Как создать звук с окружающими предметами? Как различные звуки влияют на человека?

5

Объект исследования

Человек

6

Цель проекта

Выявление условий для создания  и передачи звуков, влияния их на организм человека.

7

Задачи проекта

–изучить учебную литературу по теме исследования;

–выявить, какие звуки окружают нас, и какое влияние они оказывают на организм человека;

–доказать практическим путем отрицательное и положительное влияние звуков на организм человека;

–предложить меры по защите от «вредных» звуков человека.

8

Гипотеза исследования

Если провести анализ условий образования звука и выявить его различные показатели, то это даст возможность учащимся 3 класса сформировать представления о взаимосвязи влияния звука на состояние человека.

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации. Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный (в течение одной недели)

Групповой

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:  

–поставить учебную задачу совместно с учителем;

–познакомиться и отобрать учебную литературу по заданной проблеме.

–продумать совместно с учителем опыты, подготовить необходимое для них оборудование.

Предполагаемый результат: готовность учащихся на начальном этапе включиться в проектную деятельность для представления ответов на поставленные ключевые вопросы.

Поисково-информационный этап:

–найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (Влияние звука на человека, на его здоровье и деятельность?)

Предполагаемый результат: учащимися выявлены содержательные аспекты как основа предстоящего исследования в рамках проекта.

Опытно-экспериментальный этап

Опыт№1. Какие предметы звучат?

Для проведения опыта мы взяли ученическую линейку. Прижали один конец линейки к столу. Затем дёрнули за свисающую часть. В этот момент линейка задрожала и стала издавать резкие звуки. Мы сделали свисающий конец короче, и звук изменился, он стал тоньше. Но если интенсивно взмахивать рукой то, никакого звука не будет. Измерили частоту звуков лабдиском в первом и во втором случае.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отмечают, что содрогающиеся объекты звучат, но не все. Наше ухо слышит только тогда, когда частота колебания объекта больше 16, но меньше 20 тысяч колебаний в секунду. Короткий кончик линейки делает большее количество колебаний, чем длинный, поэтому звук тоньше, а рукой невозможно сделать 16 колебаний за 1 секунду, следовательно, звука нет.

Опыт№2. Как передаётся звук?

Для проведения опыта мы взяли два спичечных коробка, вдели в иголку нитку, проткнули иголкой дно коробка, протянули нитку. К другому кончику нити аналогично прикрепили другую коробочку. Один коробок взял первый ученик, а другой - второй ученик. Нитка натянулась. Первый ученик стал говорить в коробок, а второй ученик свой коробок приложил к уху, а другое ухо закрыл рукой. Всё, что говорил первый ученик, второй слышал из коробка. Но стоило кому-то из нас прикоснуться к нитке, как звуки исчезали.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что звуки, которые произносит один из говорящих, заставляет дрожать дно коробки, эта дрожь передаётся нитке, по ней она бежит ко второму коробку и заставляет его донышко дрожать, и от этого снова получается звук. А при прикосновении к нитке, её вибрация передаётся руке, а, значит, прерывается.

Но звук голоса долетает, когда люди просто разговаривают. Ниточки нет, что же дрожит? Проводим ещё один опыт: прикладываем пальцы к горлу, что-нибудь произносим, чувствуем вибрацию.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что во время разговора, воздух вибрирует, возникают звуковые волны, мы их не видим, зато слышим.

Опыт№3. Усиление звука

Для проведения опыта был сделан рупор из плотной бумаги. Приложив рупор к губам, ученик выкрикнул слово другому ученику. Звук получился такой громкий, что второй ученик отскочил в сторону. Когда первый ученик стал говорить в рупор шёпотом, но второй услышал всё, что он ему сказал, как будто говорил ему это прямо в ухо. Потом первый ученик приложил рупор к уху, подошёл к окну и услышал все звуки, которые раздавались на улице: лай собаки, чириканье воробья и даже шум машины, хотя дорога находится далеко от школы.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что благодаря рупору звук усиливается, потому что один конец у него широкий, и весь звук, который в него входит, затем концентрируется в ухе. Действие рупора напоминает воронку, через которую мы наливаем воду в сосуд с узким горлышком.

Опыт№4. Отрицательное влияние звука на человека

Для проведения этого опыта мы включили громко музыку и стали её слушать. В скором времени у некоторых учащихся заболела голова и их работоспособность снизилась (результаты исследования –  Приложение 1).

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что слишком громкие звуки отрицательно влияют на состояние и работоспособность.

Опыт№5. Положительное влияние звука на человека

Для проведения данного опыта, мы включили классическую спокойную музыку. В скором времени мы заметили, как благотворно, повышая уровень энергии, вызывая радость и хорошее настроение влияет на нас спокойная классическая музыка (результаты исследования – Приложение 2).

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что тихие, мелодичные звуки положительно влияют на состояние человека.

Общий вывод: таким образом, на основе проведённых опытов, учащиеся убедились, что содрогающиеся объекты звучат, но не все. Наше ухо слышит только тогда, когда частота колебания объекта больше 16, но меньше 20 тысяч колебаний в секунду.

Во время говорения, воздух вибрирует, возникают звуковые волны, мы их не видим, зато слышим.

Благодаря рупору звук усиливается, потому что один конец у него широкий, и весь звук, который в него входит, затем концентрируется в ухе.

Слишком громкие звуки отрицательно влияют на состояние человека, а тихие, мелодичные звуки– положительно.

Завершающий этап: учащиеся анализируют достигнутые промежуточные и итоговые результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.

12

Оборудование для проведения исследования

Линейка, два спичечных коробка, иголка, нитка, рупор из плотной бумаги, колонки.
Презентация, смарт-доска, система голосования, лабдиск, для измерения частоты звука.

13

Продукт проекта

Памятка для учащихся «Как правильно слушать музыку?».

В ней прописано, как безвредно для здоровья человека слушать музыку; даны конкретные рекомендации по использованию наушников при прослушивании музыки.

Список произведений «Музыкальная аптечка», которые служат благоприятному воздействию на состояние человека.

14

Перспектива проекта

Представление материалов наблюдений и проведенных опытов в конкурсе исследовательских проектов.

Результаты данного проекта будут полезны в будущем учителям школы для использования на уроках окружающего мира, уроках музыки, во внеклассных мероприятиях.

Разработанная памятка «Как правильно слушать музыку?» будет полезна учащимся школы для практического использования, также для них будет познавательно узнать список произведений  «Музыкальная аптечка» Когда и какую музыку лучше слушать?

15

Используемые источники

  1. Сокол Г. И. «Особенности акустических процессов в инфразвуковом диапазоне частот». – Днепропетровск: Проминь, 2016г.  –с.160
  2. Мясников Л.Л. Неслышимый звук. - Москва: Мир, 2015г. - с.86
  3. Шон Конноли. Большая энциклопедия школьника. - Москва: «Махаон», 2016г. – с.266
  4. И.И. Клюкни. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 2017г. – с.184

Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3

Список произведений «Музыкальная аптечка»

Когда и какую музыку лучше слушать?

Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:

  • Чайковского ("Баркаролла", "Сентиментальный вальс"),
  • Бизе ("Пастораль"),
  • Леклера ("Соната до-мажор" (ч.3)),
  • Сен-Санса ("Лебедь"),
  • Глюка ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")).
  • Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"),
  • Бизе ("Старинная песенка"),
  • Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"),
  • Лей ("История любви"),
  • Леннон ("Вчера"),
  • Дебюсси ("Лунный вечер"),
  • Форэ ("Элегия"). 

Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:

  • Генделя (ария из кантаты "Те Деум"),
  • Шуберта ("Аве Мария"),
  • Шумана ("Грезы"),
  • Чайковского ("Осенняя песня"),
  • Дворжака ("Славянский танец 2"),
  • Форэ ("Колыбельная"),
  • Чаплина ("Это моя песня").


Программа тонизирующей музыки: 

  • Монти ("Чардаш"),
  • Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"),
  • Огинский ("Полонез"),
  • Сарасете ("Наварра"). 

Колыбельные: 

  • "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис), 
  • "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач), 
  • "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова), 
  • "Колыбельная Светланы", 
  • "Спи, дитя мое" 

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

  • Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
  • Штраус "Вальсы",
  • Рубинштейн "Мелодии". 

Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

  • Бах "Кантата 2",
  • Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".


Для общего успокоения, удовлетворения.

  • Бетховен "Симфония 6", часть 2,
  • Брамс "Колыбельная",
  • Шуберт "Аве Мария",
  • Шопен "Ноктюрн соль-минор",
  • Дебюсси "Свет луны". 

Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

  • Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
  • Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
  • Брукнер "Месса ля-минор". 

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

  • Моцарт "Дон Жуан",
  • Лист "Венгерская рапсодия 1",
  • Хачатурян "Сюита Маскарад".

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

  • Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
  • Бетховен "Увертюра Эгмонд",
  • Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
  • Лист "Венгерская рапсодия 2".

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...