Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя:

·        формирование понимания особой роли России в мировой истории;

·        формирование представлений о Великой Отечественной войне и ее героях;

·        воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формирование уважительного отношения к истории России.

Планируемые  результаты

Предметные:

·        знать главные события Великой Отечественной войны, главных героев;

·        уметь находить информацию из разных источников.

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2020 г.                                                                                          ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                              ФИ студента: Бобровникова А.,45 гр.                                                          

Класс: 4                                                                                                                           ФИО методиста: Сачкова Т.А.  

Кабинет: 4                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Великая война и Великая Победа»

Цели деятельности учителя:

  • формирование понимания особой роли России в мировой истории;
  • формирование представлений о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формирование уважительного отношения к истории России.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать главные события Великой Отечественной войны, главных героев;
  • уметь находить информацию из разных источников.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник:  учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрономет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

- Скажите, пожалуйста, какая тема была прошлого урока?

- Верно. Как называлось наше государство до революции 1917 года?

- Как стало оно называться после 1922 года?

- Какой город был столицей Российской империи?

- Какой город стал столицей Советского Союза?

- Молодцы.

- Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов».

- Российская империя.

- Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик.

- Столицей был город Санкт-Петербург.

- Столицей Советского Союза была Москва.

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Практический метод: карточки, иллюстрации.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

4 мин.

Ребята, посмотрите фрагмент кинохроники и попробуйте ответить на вопрос, о каких событиях в истории нашего Отечества мы будем говорить сегодня.

- Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

- Я послушала ваши вопросы и объединила их. И вот что у нас получилось.

1. Великие даты.

2. Великие сражения.

3. Великие подвиги обычных людей

- Что объединяет пункты этого плана?

- Почему со страшным словом война употребляется слово Великая?

- Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек с обеих сторон.

- Скажите, пожалуйста, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить?

- Молодцы.

- Мы будем говорить про Великую Отечественную войну.

- Когда началась, когда закончилась, какие сражения и битвы были во время войны.

- Их объединяет слово Великая.

- Огромная численность людей и техники, длительность.

- Тема нашего урока «Великая война и Великая Победа».

- Мы должны узнать причины начала Великой Отечественной войны, героев этой войны.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

10 мин.

- Откройте учебник на странице 140, 141 и выпишите даты.

- Какие даты выписали?

- Ребята, эти даты для нашей скорби.

- Какой даты не хватает?

- Давайте её впишем.

- Посчитайте сколько времени прошло с момента Победы?

- Кроме слова Великой, есть слово Отечественная?

- Скажите, кто встал на защиту нашей Родины?

- Судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети.

- На ваших столах лежат отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии? Работаете в парах. Читаете по очереди. Каждому ряду своё письмо.

наш народ».

Опираясь на содержание писем, скажите, какой характер войны был у немецких солдат?

- А за что сражались русские солдаты?

- Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая.

- А какую войну вёл наш народ? 

- Великие даты, а между ними были сражения.

Физкультминутка.

Слушают учителя.

- 1939 год – начало Второй мировой войны

1941 год – начало Великой Отечественной войны

В 1939 году началась Вторая Мировая война. Захвачена почти вся Европа.

22 июня 1941 года Германия обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным. В школах прошли выпускные вечера. Вчерашние мальчишки стали воинами.

- День Победы.

- В этом году мы будем отмечать 74 годовщину.

- На защиту своей Родины встал весь народ.

Читают и анализируют письма.

Немецкий ефрейтор Вагнер 26 июня 1941 года.

«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Письмо немецкого ефрейтора Брауна 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери.

25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

Письмо немецкого унтер-офицера Бернга.

«И большую Россию мы тоже захватим. Ведь если Гитлер предпринимает что-либо подобное, ему это удаётся всегда».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас

Варианты ответов детей.

 

- Наш народ вел справедливую, освободительную войну.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

6 мин.

-  Откройте учебник. Первый вариант читает с. 142, 143. Второй вариант с.144, 145 и выпишите величайшие сражения

- Какие даты вы выписали?

- В начале 1943 года от фашистов удалось освободить многие города, в том числе и город Курск.

- Назовите дату освобождения.

- Некоторые подразделения опередили основные силы армии и вырвались вперёд. Таким образом, в районе города Курска линия фронта выгнулась вглубь захваченной врагом территории так, что этот изгиб стал похожим на натянутый лук.

- Как стала называться данная территория? 

- Где оно произошло?

- 12 июля состоялось крупнейшее танковое сражение, в котором участвовало с обеих сторон 1200 танков.

- На вооружении Красной армии основным танком стал высокоманёвренный средний танк Т-34. Военные специалисты считают его лучшим танком Второй мировой войны, а, возможно, и лучшей моделью в истории танкостроения.

- Героями в этой войне были не только люди, ими становились даже города. Семи городам было присвоено звание города-героя. Одним из городов-героев является Сталинград, ныне переименованный в Волгоград.

- На странице 141 найдите и зачитайте названия городов – героев.

- Молодцы.

Читают учебники.

- Сентябрь-декабрь 1941 г. – битва за Москву.

- 1942–1943 гг. Сталинградская битва.

- Июль – август 1943 г. - Курская битва.

- 8 февраля 1943 года.

- Курская дуга.

- У станции Прохоровка.

- Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;

Сталинград (Волгоград) – 1945 год;

Москва -1965 год;

Тула -1976 год;

Мурманск -1985 год;

Смоленск -1985 год.

Новороссийск -1973 год;

Минск - 1974 год;

Одесса – 1945 год;

Брест (крепость-герой) -1965 год;

Керчь – 1973 год;

Киев -1965 год;

Севастополь -1945 год;

40 городов воинской славы.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение работы в парах.

7 мин.

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. Вам нужно выбрать правильный ответ.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

В 1939 г.

В 1941 г.

В 1945 г.

В 1922 г.

2. Какая страна напала на нашу страну в 1941 г.?

Германия

Франция

Япония

Монголия

3. Какой город находился в блокаде 900 дней?

Москва

Сталинград

Курск

Ленинград

4. Когда мы празднуем День Победы?

22 июня

9 мая

23 февраля

12 июня

5.Сталинградская битва (дата)

17 июля 1942 года – 2 февраля 1943

17 июня 1942 года – 2 января 1943

22 июня1941 года – 9 мая 1945

Конец января 1942 года – лето 1943

- Эталон вы можете видеть на экране.

Критерии оценивания: без ошибок- «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» Более 3 ошибок – «2».

- Теперь обменяйтесь листочком с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне.

- Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!

Выполняют самостоятельную работу.  

1. Когда началась Великая Отечественная война?

В 1939 г.

В 1941 г.

В 1945 г.

В 1922 г.

2. Какая страна напала на нашу страну в 1941 г.?

Германия

Франция

Япония

Монголия

3. Какой город находился в блокаде 900 дней?

Москва

Сталинград

Курск

Ленинград

4. Когда мы празднуем День Победы?

22 июня

9 мая

23 февраля

12 июня

5.Сталинградская битва (дата)

17 июля 1942 года – 2 февраля 1943

17 июня 1942 года – 2 января 1943

22 июня1941 года – 9 мая 1945

Конец января 1942 года – лето 1943

Оценивают свою работу.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

6

мин.

- Блокадный дневник девочки Тани Савичевой. Один из самых известных и трогательных рассказов за всю войну.

-  На момент объявления войны вся большая и сплоченная семья Савичевых проживала в Ленинграде. Лето 1941 года они собирались провести в деревне под Гдовом, но уехать успел только брат Тани Михаил. Неожиданно начавшаяся война помешала планам семейства.

Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. Она гласила, что из жизни ушла Танина бабушка Евдокия.

- Следующими на долгое время покинули семью Нина и Миша. В последствии именно Нина найдет свою записную книжку с дневником Тани у дальней родственницы. Однако исчезновение брата и сестры Таня не стала заносить в дневник.

- Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима.

- Ребята, никогда не забывайте о героях, которые были в нашей истории.

Слушают рассказ учителя.  

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

3 мин.

 - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Подготовить творческую работу по выбору:

1. Подготовить рассказ, про одного из героев.

- Тема нашего урока «Великая война и Великая Победа».

- Мы узнали причины начала Великой Отечественной войны, героев этой войны.

- Цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. Для данного урока детям был отправлен документальный фильм о Великой Отечественной войне.
  2. Тест:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

В 1939 г.

В 1941 г.

В 1945 г.

В 1922 г.

2. Какая страна напала на нашу страну в 1941 г.?

Германия

Франция

Япония

Монголия

3. Какой город находился в блокаде 900 дней?

Москва

Сталинград

Курск

Ленинград

4. Когда мы празднуем День Победы?

22 июня

9 мая

23 февраля

12 июня

5.Сталинградская битва (дата)

17 июля 1942 года – 2 февраля 1943

17 июня 1942 года – 2 января 1943

22 июня1941 года – 9 мая 1945

Конец января 1942 года – лето 1943


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...

План-конспект урока окружающий мир по теме: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. 4 класс

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации...