Конспект урока по окружающему миру для 4 класса Тема :«Леса России»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Колосова Екатерина Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру "Леса России" 4 класс. 

Цели:

1. 

 

1. сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

2. ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов:

тайгой, смешанным и широколиственным лесами;

3. познакомить с растительным и животным миром;

4. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Оборудование:

презентация;

конспект урока

учебник

рабочая тетрадь

тесты

карточки- помогайки

Ход урока

I. Организационный момент.

 (слайд «Солнышко»№1).

Здравствуйте.

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

II. Проверка знаний и умений.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (слайд) (по

тундре)

- Что вы скажете о географическом положении тундры? (слайд с картой) (Тундра С№2

расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Покажите её на карте.

- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое,

прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные

ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

- Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест “ТУНДРА”(НА ЛИСТОЧКАХ)

1) Зона тундры расположена…

a) севернее арктических пустынь;

b) южнее арктических пустынь.

2) Тундра находится …

a) на равнинах;

b) на возвышенностях;

c) в горах.

3) В тундре…

a) ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;

b) длинная суровая зима, жаркое лето;

c) длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.

4) Главное занятие коренного населения тундры – …

a) рыболовство;

b) оленеводство;

c) земледелие.

5) Растения тундры…

a) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

b) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6) К тундровым растениям относятся…

a) лишайники, мхи, полярные маки;

b) кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;

c) карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.

7) В тундре обитают…

a) тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;

b) песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный

олень;

c) верблюды, лошади, коровы.

Взаимопроверка теста (слайд с ключом):1 – b; 2 – а; 3 – с; 4 – b; 5 – b; 6 – с; 7 – b. С№3 – КАРТОЧКИ «СВЕТОФОР»

– У кого не было ошибок? Молодцы!(отметки по желанию). По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

ЛИСА

Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ...

ЕТОН

•Ростом он с большую башню, 
Но ничуточки не страшный. 
Добродушен и силён 
Африканский Чудо - ....
СЛОН

Кто лишний? Почему?

Какое слово спряталось?

(слайд) (лесная зона). С№4

Тема нашего урока: «Леса России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа над новой темой.

- (слайд с картой природных зон) С №5

Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает).

Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание

на цвет)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.

Опрос 1 – 3 учащихся.

- Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным

долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь

корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте

изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга,зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

– Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Физминутка.

VII. Работа по теме.

- Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). С6

На это дается вам 7 минут.

Работа в группах:

Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник

стр. 96-97, карточка «Помогайка №1»).

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и

широколиственных лесах (учебник стр. 100-101, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»).

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия этих лесов.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 97-101, карточка «Помогайка №3»).

1. Какие птицы обитают.

2. Какие животные обитают.

Рассказ первой группы ботаников (слайд с тайгой).С№7

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

( ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ)

После рассказа первой группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Р.Т стр.47 №2-1)

 

Рассказ второй группы ботаников (слайд с широколиственными и смешанными лесами) с№8

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия этих лесов.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах.

( ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ)

После рассказа второй группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Р.т стр. 47 №2 -2)

 

Рассказ группы зоологов (слайд с животными леса) С№9

1. Птицы тайги, что их объединяет.

2. Животные тайги, что их объединяет.

Р,т СТР.47 №2-3)

 

 

VIII. Закрепление, подведение итогов.

С№10

 

- Итак, давайте вспомним, какие три части можно выделить в лесной зоне. –

ТАЙГА-

 

СМЕШЕННЫЕ ЛЕСА-

 

 

 

ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА-

 

Домашнее задание.(по выбору) С№ 11

Прочитать стр. 95-102 учебника, выполнить задания 1,2 на стр. 102 в  тетради.

 

Рефлексия.

- Какие роли выполняет лес? С №12

1. ИСТОЧНИК ЧИСТОГО ВОЗДУХА, ВОДЫ

2. ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

3.МЕСТО ОТДЫХА

Вывод: НАДО БЕРЕЧЬ ЛЕС!!!!!

Поднимите карточку-светофоры и покажите тот цвет который определяет ваше настроение!

- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня

Я надеюсь, что это настроение останется у вас напротяжении всего дня. Спасибо за работу! С№13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тайга -хвойные леса.
  2. Лето в тайге теплее, чем в тундре, но зима очень холодная.
  3. Деревья образуют хвойные леса. Они хорошо растут в северной части лесной зоны.
  4. Ель, сосна, лиственица, пихта, кедровая сосна.

 

  1. Юженне тайги.
  2. Зима мягче. Многолетней мерзлоты нет.
  3. Есть лиственные деревья.
  4. Дуб, клен, липа, ясень, вяз.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesa_rossii.docx438.35 КБ
Файл lesa_rossii_var2_1.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Леса России.

Цели:

1. сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

2. ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов:

тайгой, смешанным и широколиственным лесами;

3. познакомить с растительным и животным миром;

4. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Оборудование:

презентация;

конспект урока

учебник

рабочая тетрадь

тесты

карточки- помогайки

Ход урока

I. Организационный момент.

 (слайд «Солнышко»№1). 

Здравствуйте.

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

II. Проверка знаний и умений.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (слайд) (по

тундре)

- Что вы скажете о географическом положении тундры? (слайд с картой) (Тундра С№2

расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Покажите её на карте.

- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое,

прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные

ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

- Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

Тест “ТУНДРА”(НА ЛИСТОЧКАХ)

1) Зона тундры расположена…

a) севернее арктических пустынь;

b) южнее арктических пустынь.

2) Тундра находится …

a) на равнинах;

b) на возвышенностях;

c) в горах.

3) В тундре…

a) ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;

b) длинная суровая зима, жаркое лето;

c) длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.

4) Главное занятие коренного населения тундры – …

a) рыболовство;

b) оленеводство;

c) земледелие.

5) Растения тундры…

a) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

b) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6) К тундровым растениям относятся…

a) лишайники, мхи, полярные маки;

b) кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;

c) карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.

7) В тундре обитают…

a) тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;

b) песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный

олень;

c) верблюды, лошади, коровы.

Взаимопроверка теста (слайд с ключом):1 – b; 2 – а; 3 – с; 4 – b; 5 – b; 6 – с; 7 – b. С№3 – КАРТОЧКИ «СВЕТОФОР»

– У кого не было ошибок? Молодцы!(отметки по желанию). По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

ЛИСА

Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ...

ЕТОН

•Ростом он с большую башню, 
Но ничуточки не страшный. 
Добродушен и силён 
Африканский Чудо - ....
СЛОН

Кто лишний? Почему?

Какое слово спряталось?

(слайд) (лесная зона). С№4

Тема нашего урока: «Леса России».

IV. Работа над новой темой.

- (слайд с картой природных зон) С №5

Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает).

Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание

на цвет)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.

Опрос 1 – 3 учащихся.

- Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным

долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь

корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте

изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга,зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

– Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

VI. Физминутка.

VII. Работа по теме.

- Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). С6

На это дается вам 7 минут.

Работа в группах:

Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник

стр. 96-97, карточка «Помогайка №1»).

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и

широколиственных лесах (учебник стр. 100-101, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»).

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия этих лесов.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах.

Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 97-101, карточка «Помогайка №3»).

1. Какие птицы обитают.

2. Какие животные обитают.

Рассказ первой группы ботаников (слайд с тайгой).С№7

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

( ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ)

После рассказа первой группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Р.Т стр.47 №2-1)

Рассказ второй группы ботаников (слайд с широколиственными и смешанными лесами) с№8

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия этих лесов.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах.

( ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ)

После рассказа второй группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Р.т стр. 47 №2 -2)

Рассказ группы зоологов (слайд с животными леса) С№9

1. Птицы тайги, что их объединяет.

2. Животные тайги, что их объединяет.

Р,т СТР.47 №2-3)

VIII. Закрепление, подведение итогов.

С№10

- Итак, давайте вспомним, какие три части можно выделить в лесной зоне. –

ТАЙГА-

СМЕШЕННЫЕ ЛЕСА-

ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА-

Домашнее задание.(по выбору) С№ 11

Прочитать стр. 95-102 учебника, выполнить задания 1,2 на стр. 102 в  тетради.

Рефлексия.

- Какие роли выполняет лес? С №12

1. ИСТОЧНИК ЧИСТОГО ВОЗДУХА, ВОДЫ

2. ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

3.МЕСТО ОТДЫХА

Вывод: НАДО БЕРЕЧЬ ЛЕС!!!!!

Поднимите карточку-светофоры и покажите тот цвет который определяет ваше настроение!

- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня

Я надеюсь, что это настроение останется у вас напротяжении всего дня. Спасибо за работу! С№13

  1. Тайга -хвойные леса.
  2. Лето в тайге теплее, чем в тундре, но зима очень холодная.
  3. Деревья образуют хвойные леса. Они хорошо растут в северной части лесной зоны.
  4. Ель, сосна, лиственица, пихта, кедровая сосна.

  1. Юженне тайги.
  2. Зима мягче. Многолетней мерзлоты нет.
  3. Есть лиственные деревья.
  4. Дуб, клен, липа, ясень, вяз.

Конспект урока по окружающему миру

«Леса России»

Учитель

Колосова Е.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

B A C B B C B

Слайд 5

Л иса Е нот С лон

Слайд 6

"ЛЕСА РОССИИ"

Слайд 9

1. Тайга -хвойные леса. Лето в тайге теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. 3. Деревья образуют хвойные леса. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. 4. Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

Слайд 12

1. Находится юженне тайги. 2. Зима мягче. Многолетней мерзлоты нет. 3. Есть лиственные деревья. 4. Дуб, клен, липа, ясень, вяз.

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПРОЧИТАТЬ СТР.95-102 УЧЕБНИКА ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ №1,№2 НА СТР.102

Слайд 16

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Столица России"

                          Предмет:  Окружающий мир    УМК «Гармония» (автор О.Т. Поглазова), 2 класс, ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...

Урок по окружающему миру на тему "Леса России"

Тема:Леса России.Учитель: Васина А.А.Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;познакомить с географическим положением зоны лесов, счастями зоны лесов: тайгой, смешанным и широко...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Многоликая Россия"

Конспект урока по теме "Многоликая Россия" для 3 класса. К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. &md...

План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».

Тема урока: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года». Тип урока: комбинированныйЦель урока:1) Формирование образа преобразований Петра I как ре...

Конспект урок-экскурсия окружающий мир на тему: "Природа родного края. Растительность леса" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанниковЗадачи: закрепить понятие «лес», «растительность»; сформировать представление о природе...