Урок окружающего мира «Цепи питания. Кто что ест?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Широкова Елена Дмитриевна

Урок построен с применением технологии проблемного обучения и групповых технологий. Учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzh_miru.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УРОК  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

4 класс

«Цепи питания. Кто что ест?»

Широкова Е.Д.

Учитель начальных классов

Подольск 2018г.

Урок окружающего мира

Тема: «Цепи питания. Кто что ест?»

Цель: формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных,

 о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки

Личностные УУД: 

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения работать в группах.

Познавательные УУД:

  • развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.
  • развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения,

классификации;

  • развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • формировать умения оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

 задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог,

излагать свою точку зрения;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных группах на

основе сочетательного диалога;

  • формирование умения работать в статичных группах в режиме

интерактивного обучения;

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять

цепи и сети питания животных.

Оборудование: мультимедийный экран, сказка Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»,

учебники, рабочие тетради, таблички с видами животных.

I.Организационный момент: Здравствуйте ребята. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!

II. Актуализация знаний

- Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Что понял еж?

- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)

- Какими животными питается филин?

- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 (на экране тема)

III. Этап постановки проблемы

На экране изображения животных. Ваша задача - соотнести этих животных в группы по питанию, но прежде вспомним, какие группы бывают.

ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру)

      - как называются животные, которые питаются растительной пищей?  

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

      - как называются животные, которые в пищу используют других животных? 

- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

          - как называются животные, которые питаются насекомыми?

- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

         - как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных? 

- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

- Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

- Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения тигра, лисы)

(Растительноядные – изображения зайца, лошади)

(Насекомоядные – изображения лягушки)

(Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца)

IV. Проект выхода из затруднения

А) Беседа с учениками по вопросам:

- Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания.   Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)

- Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?

(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)

- Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

Б) Работа в парах:

- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки.

1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?

-  Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

-  Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)

-   Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.

V.Реализация построенного проекта

Обобщение

- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.

1.Водоросли – рыба – белый медведь

2. Рябина – заяц – волк

3. Желудь – кабан – волк

4. Зерно – мыши – кот

5. Пшеница - мышь - ястреб

6.Осина – заяц - лиса

7.Картофель – колорадский жук - куропатка

- Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания?

(строгой последовательностью)

- Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки -   лес, водоем, поле, сад)

- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.

VI.Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.

VII.Закрепление

А)Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

- Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)

Б) Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).

- Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено?  (если вопрос вызвал затруднение)

- Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено?  (да, бактерии)

- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)

В)Закрепление в форме эксперимента. 

Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка).  Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток.  Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)

- Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного  звена цепи питания? (к трагедии)

- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

 - Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

- Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

- Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)

Домашнее задание

Р.Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

VIII. Рефлексия

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями? 

Расскажите о нем по плану:

  1. Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)

Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...

Урок окружающего мира по питанию

Предлагается план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа России" (учебник Плешакова). Тема рассматриваемая на уроке является очень важной не только в курсе изучения окружаще...

Урок окружающего мира "Наше питание". 3 класс. УМК "Школа России"

Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания....

Конспект урока окружающего мира "наше питание. Пищеварительная система" 3 класс

Тема и номер урока в теме:      «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор::         «Мир вокруг...

Конспект урока окружающего мира "Наше питание"

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....

урок окружающего мира "Наше питание"

Цели урока:1.     Образовательныеo    Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.o    Дать элементарные представления об ор...